Открыть капот это досмотр или осмотр

Законно ли требование инспектора ДПС открыть капот, по новому регламенту МВД?

Приветствую Вас, друзья!

Периодически мне на почту приходят интересные вопросы, и сегодня мы вместе с Вами разберем один из них — является ли законным требование инспектора ДПС к водителю открыть капот? Как реагировать водителю, и зачем инспектору ДПС исследовать подкапотное пространство? Разберемся, что по этому поводу говорит действующий регламент МВД, и найдем точный ответ на вопрос. Поехали!

Вопрос поступил от водителя из г. Ростова-на-Дону, Алексея, которому впервые в жизни довелось столкнуться на дороге не просто с проверкой документов, а просьбой открыть капот. Как на это реагировать, Алексей не знал, и подчинился данному требования. В итоге, пришлось потратить лишние 15 минут времени, т.к. инспектор ДПС проверил вин-код автомобиля, и попытался убедить водителя в том, что код «нечитаем». В итоге, водителя в конце концов отпустили, однако нервы эта ситуация подпортила прилично.

Ответ на вопрос: законно ли данное требование мы можем узнать из действующего регламента МВД от 20.10.2017г. (утвержден приказом №664). Действует данный регламент уже более года, однако предыдущий Приказ 185 прослужил более 10 лет, так что по этим меркам Приказ 664 ещё можно назвать новым, т.к. пока не все важные нормы данного закона изучены водителями.

В действующем регламенте МВД имеется пункт 93.1 по которому инспектор ДПС имеет право предложить водителю автомобиля пройти процедуру сверки номеров агрегатов и узлов .

В статье 84 в Регламента подобные требования не перечислены, однако инспектор ДПС имеет право на остановку автомобиля и проведение процедур сверок.

Сверка номеров является довольно простой процедурой, но она может повлечь за собой последующие необоснованные требования и придирки от инспектора. Вот что пишут на форумах водители, которым довелось столкнуться с данной ситуацией:

  • Сергей из г. Орла рассказал, как по требованию открыл капот своей машины и после беглого просмотра инспектором, вин-код был охарактеризован, как «нечитаемым». За этим последовала угроза поставить транспортное средство на штрафплощадку, а водителя отстранить от возможности управлять своим автомобилем;
  • Вторая история случилась с Владиславом из г. Магнитогорска и она оказалась еще более притянутой «за уши». После сверки номеров, инспектор ДПС «обнаружил» неисправность автомобиля, которая противоречит возможности безопасного управления транспортным средством на дороге.

К сожалению, мы не можем воспрепятствовать инспектору ДПС заглянуть под капот автомобиля. Однако существует законный способ, который сильно усложнит «работу» инспектора и в подавляющем большинстве случаев он сам откажется от такой затеи.

Как необходимо поступить водителю

Изначально потребуйте инспектора назвать пункт закона, по которому водитель обязан выйти из салона автомобиля и открыть капот автомобиля для проверки. В большинстве случаев, сотрудник ДПС не найдет как обосновать свое требование.

Далее можно сослаться на статью 27.9 КоАП, которая требует протокол осмотра автомобиля при присутствии двух или более понятых. В данном случае действия инспектора можно классифицировать понятием «досмотр» , которое ничего общего с осмотром не имеет. Осмотр – это лишь зрительное обследование транспортного средства и не более.

Выше была упомянута в Регламенте статья 39.1, согласно которой инспектор вправе только предложить, а не потребовать водителю выйти из автомобиля. Другими словами, водитель может просто отказаться выходить и закон будет на его стороне. Конечно, инспектор может потребовать открыть капот изнутри салона. Но, естественно, инспектор никуда сам лезть не будет и станет «давить» на водителя несуществующими нормами, чтобы он вышел и все сделал собственноручно. Главное не прогибаться и отстаивать свои права. Так вы потеряете некоторое время, зато перестрахуетесь от возможных неприятностей.

Читайте также:  Рено дастер как закрыть капот

Источник

«Откройте-ка багажник», — как отличить осмотр от досмотра и обыска? Два часа изучал правовые акты, чтобы понять

Этот материал появился не просто так. Буквально на днях поеду с юга по М4 и захотел исключительно для себя разобраться в этом вопросе. Когда начинаешь смотреть информацию в интернете, натыкаешься на какой-то сумбур из серии «багажник не открывайте, из машины не выходите, а то подбросят автомат Калашникова».

Разумеется, такого ответа мне было недостаточно, поэтому пришлось потратить пару часов на изучение правовых актов. Поскольку смотрел для себя, времени не жалел. Теперь разложил себе в голове всю информацию по полочкам и делюсь с Вами.

Начнем по порядку: что такое осмотр? Пункт 197 Административного регламента МВД определяет осмотр как «визуальное обследование транспортного средства». Формулировка очень расплывчатая, но основной смысл следующий — смотреть можно, трогать нельзя. Напоминает правила посещения заведений весьма распространенного типа.

Основаниями для проведения осмотра нам с Вами даже говолу забивать не стоит: там и ориентировки, и любая другая оперативная информация, и просто сверка номеров авто с теми, что в СТС. В общем, здесь даже не стоит «упираться рогом» и требовать от инспектора основания для проведения осмотра — он всегда найдет, чем отмахнуться.

В ходе осмотра инспектор может попросить открыть багажник, двери, капот, бардачок и еще что бы то ни было, но ему можно в этом отказать. Если решили так делать, то говорите, что требуете протокола о досмотре.

Понятие «досмотр» регулируется статьей 27.7 КоАП и пунктом 202 Административного регламента МВД. Досмотр — это (цитата) «обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности». Другими словами, смотреть можно, трогать можно, а ломать нельзя.

Что это значит? Заглянуть в бардачок, самостоятельно открыв его, инспектор может, а снять бампер, чтобы посмотреть, не припрятано ли там у Вас что-то запрещенное — нет. Но в любом случае если дело дошло до досмотра, то сначала составляется протокол, а потом уже проверяются вещи.

Есть еще один значительный нюанс о том, что личный досмотр должен проводиться инспектором того же пола, что и водитель. Соответственно, если за рулем женщина, то и проводить досмотр ее вещей должна тоже женщина. Прописано это в Законе исключительно чтобы, извините, инспектор мужского пола не тряс женским исподним, найденным в вещах — некультурно это, и нарушается пункт 27.7 КоАП.

А что тогда такое обыск? Обыск — это вообще не про инспекторов и трассу. Обыск применяется только в процессе следствия по уголовному делу. Пока дело не заведено, не может быть и обыска. Обыск регулируется статьей УПК 182. В процессе обыска может нарушаться целостность вещей: могут разбить копилку, чтобы посмотреть ее содержимое, вскрыть обшивку авто и так далее.

Так что в итоге? Открывать багажник или нет, когда инспектор просит?

От осмотра можно отказаться и не открывать багажник, капот и двери, но тогда инспектор вполне возможно пойдет на составление протокола и оформление досмотра чисто из «вредности»: все мы люди и ничто человеческое инспекторам не чуждо.

В любом случае если знать вышеприведенные правовые акты, права вы свои отстоять сможете. Другой вопрос – какой ценой? Досмотр — это дело минут на сорок минимум, а обычно намного больше, если вещей немало. На юг все едут груженые, а время терять не хочется.

Но еще больше не хочется быть подставленным. В общем, здесь все остается на Вашей совести. Ни в какую не хотите открывать багажник без протокола? Имеете на это полное право, но тогда будьте готовы потерять энное количество времени на досмотр. Согласились открыть капот и багажник без протокола? Внимательнее наблюдайте за инспектором — вот и все советы!

Источник

Обыск автомобиля сотрудником ДПС

Обыск автомобиля сотрудником ДПС.

Что делать, если если просят открыть капот, багажник или двери автомобиля.

Читайте также:  Что под капотом калины 8 клапанной

Распечатайте и положите в бардачок!

Действия:

1. Попросить инспектора предъявить служебное удостоверение, пункт 2.4 ПДД.

2. Зафиксировать его данные.

3. После того как инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП)

4. Пригласить двух понятых.

Причем, совсем не важно, происходит это на стационарном посту или в глухих степях. В главе 2 ПДД Обязанности водителя это не указанно как обязательное исполнению, лишь просто по устному требованию инспектора.

Если инспектор подменяет понятие досмотр и осмотр — он обманывает.

Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла.

При этом инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое барсетки. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра.

Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП Самоуправство.

Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звонить в 02 и сообщить о незаконном обыске в вашей машине.

Поиск понятых полностью лежит на плечах сотрудника ГИБДД.

После 5 минут бездействия инспектора сообщите ему, что если он продолжит вас задерживать, то будет осуществлен звонок в 02 с последующим рассказом о нарушении им статьи 12.35 КоАП Не законное ограничение прав на управление ТС. Штраф на должностное лицо: 20 000 рублей

Если решили открыть багажник, исключительно по устной просьбе инспектора, то помните, что делаете вы это на свой страх и риск. Были случаи, когда после этого, вдруг находился патрон от пистолета или белый порошок в пакетике, якобы случайно обнаруженный под половичком. План по раскрытию никто не отменял.

Существует хитрый прием инспектора : после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель), чтобы вы, открыв багажник, их достали. Просим инспектора указать номер статьи ПДД которая обязывает вас предъявить наличие требуемого. Нет такой статьи)).

Напоминаем, инспектору, что, когда вы выезжали, все эти предметы присутствовали в наличии и лежали в багажнике машины. Хочет убедиться лично пусть составляет протокол досмотра и вы откроете багажник. Далее действуем согласно Главы №16 Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля

В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС!.

Необходимо знать, что статья 27.9 КоАП Досмотр ТС обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Инспектор может лишь попросить, чтобы вы отодвинули пакет в багажнике или подняли накидку на заднем сидении. Но, ни в коем случае не имеет права это делать собственными руками.

Иначе законом эти действия квалифицируются как обыск. Право на обыск дает постановление суда или санкция прокурора. Сама по себе просьба составить протокол досмотра заставит инспектора задуматься: а с чего бы это так? Будет ли водитель, у которого что-то противозаконное в багажнике, так смело себя вести?

Перспектива поработать с учетом норм закона, а не по понятиям совсем не обрадует его. Так же потребуется искать понятых.

Помните, что понятыми не могут быть ни сотрудники полиции, ни пассажиры вашего автомобиля.

В качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, пешеходы.

Будьте настойчивы, вежливы и с оттенком металла в голосе . Так как тихое бормотание, бегающие глаза и дрожащие руки никак не говорят об уверенности водителя. Тут действует принцип сообщающихся сосудов, т. е. чем больше уверенности у водителя, тем меньше остается её у инспектора.

Инспектор будет обязан указать в протоколе достаточно вескую причину, по которой ему пришлось прибегнуть к процедуре досмотра.

Помните, что при сверке номеров кузова и двигателя оттирать от грязи или искать их местоположение, в вашу обязанность не входит. Вы можете и вовсе не знать, где расположен номер двигателя. На учет машину ставили коллеги инспектора ДПС из МРЭО. Все вопросы по этому адресу. Выворачивание карманов и содержимого сумочки в процесс досмотра автомобиля тоже не входит.

Читайте также:  Блок предохранителей солярис под капотом как снять

Для досмотра необходим веский повод. И если причина надумана или инспектор проводит досмотр без составления протокола, то знайте: инспектор переступил черту закона в статье 19.1 КоАП Самоуправство. Составляем жалобу на действия ИДПС

Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции или плана Перехват, по федеральному, закону в мирное время недопустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Но, если все же, инспектор проигнорировал ваши требования и начал процедуру досмотра, без документального оформления, целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и, ни в коем случае, не препятствовать. Даже если она проводится с нарушением процессуальных норм: без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск.

По возможности ведите видео съемку. Будет не лишним привлечь свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов) это, если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника полиции, свидетельские показания могут стать основным объективным доказательством. А лучше сразу звонить в 02 (112) и сообщать о противоправных действиях инспектора.

Источник

Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

Иногда после проверки документов, предъявленных водителем, сотрудник ГИБДД просит выйти из автомобиля и открыть капот. Данное требование несколько нестандартно и часто вызывает у сидящего за рулем недоумение. Как вести себя в подобной ситуации? Стоит ли выполнять указание, или можно отказаться?

Зачем «гаишнику» моторный отсек?

Пункт 31 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень процедур, которые уполномочены проводить полицейские. Инспектор ГИБДД вправе проверять не только документы (права, СРТС , полис ОСАГО ), но и регистрационные знаки, номера шасси, кузова, идентификационные символы (VIN-код). Кроме того, сотрудник ДПС может проводить оценку технического состояния эксплуатируемого (движущегося по дороге) автомобиля.

Идентификационный номер машины (VIN-код) во многих случаях проще всего считывается именно под капотом. Это и является причиной, по которой «гаишник» просит показать отсек. Некоторые инспекторы ГИБДД с подозрением относятся к старым автомобилям, особенно тем, которые выпущены отечественными производителями. Они предпочитают перестраховаться и поверить, исправны ли обозримые узлы и агрегаты. При выявлении поломки в отношении водителя составляется протокол по статье 12.5 КоАП РФ.

Нужно ли открывать капот для сотрудника ГИБДД?

Первое, что следует сделать — задать вопрос о том, зачем необходим осмотр. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у инспектора возникли подозрения. Возможно, у него на руках есть ориентировка на похожий автомобиль или распоряжение о проведении рейда . Такая процедура не подразумевает присутствия двух понятых, поэтому лучше не спорить: резкий отказ может затянуть процесс и вызвать у полицейского ненужные подозрения.

Чтобы обезопасить себя от возможных неправомерных действий, нужно воспользоваться видеокамерой в мобильном телефоне. Применение записывающих устройств почти всегда «дисциплинирует» инспекторов ГИБДД. Зная, что их действия фиксируются, даже самые суровые стражи порядка начинают вести себя более корректно.

Чето делать водителю?

Если выяснится, что неисправность автомобиля действительно присутствует, сотрудник полиции вправе временно задержать транспортное средство и направить его на специализированную стоянку . Забрать его можно будет только при помощи эвакуатора или после устранения неполадки. Стоимость перемещения и хранения машины возмещать придется водителю.

В случае обнаружения нечитаемых символов VIN-кода инспектор ГИБДД будет вынужден провести инструментальное исследование, что тоже повлечет некоторые временные затраты. Если есть уверенность, что номера не «перебивались», волноваться не стоит. Сотрудник ДПС убедится в их подлинности и позволит автовладельцу продолжить путь.

Ситуация, как и многие другие, двоякая. В законе нет четкого указания на то, что водитель обязан открывать капот по требованию полицейского. Однако у последнего права проводить проверку никто не отнимал. Поэтому лучше открыть капот, чем ввязываться в ненужную дискуссию.

Источник

Поделиться с друзьями