Подвеска начало 20 века

🌺 20 ювелирных шедевров американского модерна

Фирма Тиффани , не смотря на свое явное лидерство в мире американского декоративного искусства, отнюдь не была единственным поставщиком красоты на американском континенте. Особенно справедливо подобное утверждение применительно к самой роскошной и изысканной эпохе — эпохи блистательного модерна.

Ведь, как все мы прекрасно знаем, США — это вотчина капитализма, главным и непреложным законом которого является классическое «спрос рождает предложение», а еще — свобода конкуренции. Все вместе это приводит к тому, что находки и успех какой-то одной фирмы часто становятся предметом зависти или творческих изысканий всех остальных.

Так было и с Тиффани: создав мощное производство по выпуску ювелирных украшений, она фактически стала проводником в мир изящного и хрупкого декоративного искусства для ряда других более скромных, но не менее успешных компаний. А некоторые из них в плане творческих достижений были аже намного интереснее.

Одной из таких компаний была Нью-Йоркская фирма Marcus & Co, созданная в 1892 году семьей европейских эмигрантов: братьями Уильмом и Джеймсом Маркусами, и их отцом — Германом Маркусом.

Герман был профессиональным ювелиром, долгое время обучавшимся и работавшим у придворного ювелира в Дрездене, а потому навсегда остался верен принципам хрупкой, невероятно изящной и утонченной красоты, которая была столь необычна и долгое время недостижима для американских ювелиров.

После эмиграции в США Герман Маркус некоторое время работал в алмазном отделе фирмы Тиффани и даже сам создал несколько дизайнов ювелирных украшений для парижских выставок. Благодаря этому он очень подробно смог изучить изнутри всю систему работы американского ювелирного бизнеса.

А потому вскоре он покинул Тиффани и основал свою собственную компанию — Marcus & Co, которой странным образом сопутствовал успех, на протяжении практически всей ее небольшой истории ( фирма просуществовала ровно 70 лет, и в 1962 году была поглощена еще одним крупным ювелирным американским гигантом — фирмой Black, Starr & Frost ).

Каковы же были причины этого успеха и почему сейчас украшения Marcus & Co на аукционах ценятся часто в разы дороже современных им аналогов знаменитой Тиффани?

Наверное, лучше всего ответить на этот вопрос помогут сами украшения: ниже мы рассмотри 20 самых необычных, самых красивых и самых дорогих из них, а заодно попытаемся вычленить ключевые особенности драгоценного наследия Marcus & Co .

1. Брошь-подвеска в форме груши, жемчуг, бриллианты, гранаты.

Наверное первой, самой главной особенностью украшений Marcus & Co был их необычный дизайн . Фактически именно творчество Джорджа Маркуса (он был одним из главных дизайнеров фирмы), а не знаменитого Л.К. Тиффани, часто считается главным образчиком американского модерна в ювелирном искусстве.

Во многом из-за того, что младший Тиффани больше предпочитал стекло , занимаясь украшениями и драгоценностями лишь изредка и явно не с таким азартом как со своими стеклянными шедеврами. А во многом — из-за того, что творчество Маркуса было основано на традициях европейского модерна, очень смелого и необычного для американцев.

2. Брошь, золото, бриллианты и рубины 1900 год.

Американский бизнес на рубеже веков не был уверен в коммерческом успехе нового стиля модерн, считая его очередным капризом богемной Европы. Так, в 1901 году авторитетное в американском ювелирном мире издание Jewellers ‘Circular and Horological Review отметило, что, возможно, ювелирный модерн «больше подходит для коллекционера, чем для ношения…»

Не случайно поэтому, что даже такой выдающийся дизайнер как Л.К. Тиффани в сфере ювелирных украшений не позволял себе больших вольностей, ограничиваясь экспериментами с цветами и фактурами, но избегая провокационных дизайнов.

А вот Marcus & Co наоборот — активно использовало наработки европейских художников эпохи модерна (хотя до уровня французов американская фирма все-таки не дорастет).

3. Брошь-подвеска, золото, опалы, бриллианты, эмаль, 1900 год

Так, например, очень необычной для американцев (но чрезвычайно успешной на парижской выставке 1900 года) была коллекция брошей , созданных фирмой в четком соответствии с основными чертами господствующего стиля: растительными орнаментами, необычными мифологическими сюжетами и странными плавно изгибающимися формами.

Все эти особенности прекрасно демонстрирует очень редкая брошь Marcus & Co с опалом, алмазом и гранатом, изображающая хрупкую фигурку нимфы на фоне восхода бриллиантового солнца. Дополнительное очарование необычному для американского прагматизма дизайну придают изящные драгоценные рыбки и ажурная растительная гирлянда из демантоидного граната и золота.

5. Ожерелье из золота бирюзы и эмали, ок. 1900г.

Однако растительной и несколько вычурной эстетикой модерна фирма отнюдь не ограничивалась. То ли стремясь воплотить чаяния всех возможных клиентов и покупателей, то ли — пытаясь найти что-то свое, особенное, главный дизайнер фирмы Джордж Маркус активно заимствовал мотивы и орнаменты из прошлых исторических эпох.

С равным энтузиазмом он воплощал и красочные фигурки древнеегипетских узоров и слегка чрезмерную декоративность французского барокко эпохи знаменитого короля-солнца Людовика XIV.

6. Ожерелье, золото, бриллианты, перидоты. Жемчуг, ок. 1900г. в стиле барокко.

7. Подвеска, жемчуг, бриллианты и изумруды, ок. 1900г.

Подчас это приводило к очень смелым и совершенно необычным не только для американского, но и для европейского декоративного искусства, результатам. Как например эта подвеска — своеобразный символ восхищения эстетикой наследия империи индийских Моголов.

В эпоху модерна европейцы конечно активно увлекались восточным искусством (в некоторой степени, именно благодаря этому в модерне столько символичности и натуральности), но в основном это было искусство Дальнего востока — Китая, и особенно Японии, малоизвестной в европейском мире. Индийские же ценности были уже достоянием прошлого — их атрибутика привлекала европейцев когда-то давно — в далеком 18 веке…

Marcus & Co, нисколько не смущаясь, смело предлагало украшения в стиле Моголов на рубеже 19-20 веков. Правда несколько по-своему интерпретируя его через призму модерна.

Читайте также:  Подвеска снегоход рысь 440

Так, интригующий орнамент, выражающий чувственность загадочной Индии Моголов, переливающийся блестящим натуральным жемчугом, драгоценными камнями, которые великая индийская империя когда-то в огромном количестве импортировала из Персидского залива, с легким акцентом на зеленом блеске изумрудной капли, дополнен миниатюрными, невероятно изящными растительными завитками и плавными растительными линиями модерна.

8. Браслет, рубины золото, эмаль 1900-1901гг.

Но все же главным в творчестве Marcus & Co оставалось следование европейским традициям — возможно давало о себе знать европейское происхождение руководителей фирмы, а возможно — страсть американцев ко всему европейскому (подобно нам, они, всячески превознося свои ценности и культуру, все-таки в качестве ориентира используют именно достижения европейской цивилизации).

Ну и конечно, во многом — это было данью моде и необходимостью популяризации фирмы среди европейского покупателя: к началу 20 века у Marcus & Co уже появились филиалы в Лондоне и в Париже.

Отсюда и такие интересные сюжеты как орнамент на этом браслете, неуловимо передающий эстетику так называемого кельтского возрождения и английского течения «Искусства и ремесла».

9. Кольцо золото перидоты эмаль, 1900 год

Или это уникальное кольцо — своеобразная интерпретация ювелирных форм эпохи Возрождения, опять-таки плавно слившаяся с эстетикой модерна. Роскошный блеск золота здесь очень мягко оттеняется глубоким зеленым светом эмали.

Что же касается необычной формы, то подобные кольца (Twinstone) были очень популярны за сто лет до этого — в конце 18 века, когда молодой Наполеон подарил Жозефине так называемое обручальное кольцо «toi et moi», первое из многих исторических ювелирных подарков будущего императора капризной женщине, которую он так страстно любил.

10. Брошь-подвеска 1895-1905гг., золото, эмаль.

Применительно к технике, ключевой особенностью фирмы Marcus & Co было активное использование эмали (как уже можно было заметить по описаниям указанных выше шедевров).

Эмаль очень ценилась ювелирами эпохи модерна: благодаря творчеству Рене Лалика , Жоржа Фуке , Вольферса и многих других, эта, во многом забытая ювелирная техника, фактически пережила второе рождение.

Особенно популярной была эмаль Plique-à-jour. За эффект прозрачного стекла ее очень ценил Л.К. Тиффани , а фирма Marcus & Co активно использовала для придания своим изделиям особого блеска и эффекта натуралистичности.

11. Брошь, золото и эмаль, 1900 год

Показывая мастерство, равное мастерству французских художников, мастера Marcus & Co, благодаря эмали Plique-à-jour создавали невероятно живые, изящные драгоценности в форме натуралистических композиций из цветов и листьев

12. Брошь, золото, изумруды, бриллианты, эмаль, 1900 год

13. Кольцо из золота, бриллианта, сапфира и эмали, 1900-1905 гг.

Что же касается материалов, то здесь американцы не ограничивали себя ни в чем. Уильям Маркус активно путешествовал в поисках самых необычных камней и драгоценных материалов, подчас поставляя для нужд фирм совсем уж необычные экземпляры, как мало известный черный опал Lightning Ridge Australia в 1908 году.

14. Кулон из золота, опала и эмали, ок. 1900 г.

Но явное предпочтение фирма все-таки отдавала опалам и аметистам — ярким и необычным полудрагоценным камням, которые так страстно полюбились практически всем ювелирам модерна.

15. Сотуар из золота, опала и эмали, 1905-1910гг.

Источник

Кулон как зеркало истории

Ожерелья… Кулоны… Колье… Подвески… Как много в этом звуке для уха русского дано! Сразу вспоминаются Д’Артаньян и Анна Австрийская…

Кулоны — один из самых древних видов украшений. Выточенные из кости кружки на груди скелетов в испанских пещерах возрастом 55 тысяч лет — факт общеизвестный. Другой, несколько моложе, бывший хозяин останков из Швейцарии, ему всего-то 15 тысяч лет, подарил нам такой же костяной кружок, но уже украшенный резным орнаментом, с продетым сквозь кулончик шнуром из просоленной звериной жилы. Древним людям не было чуждо чувство прекрасного, замешанное на мистических повериях, и они, как могли, украшали себя. Даже трудно сказать, что именно — серьги или кулоны — являются самыми древними видами ювелирных украшений.

С овладением железом и бронзой появились и металлические кулоны. При раскопках поселений одного из древнейших государств Европы — царства Урарту, были найдены бронзовые предметы, назначение которых не могло вызвать сомнений. Это были ювелирные украшения, подвешиваемые на шею — бронзовые ожерелья, составленные из нескольких однотипных кулонов.

Кулон из царства Урарту

Достоверно известно, что кулоны с оправленными драгоценными камнями уже были в ходу в древнем Египте. Царица Клеопатра, из всех драгоценных камней признававшая только изумруд, дарила своим приближенным золотые кулоны с изумрудами, добытыми в ее копях в Аравии. На камнях были выгравированы ее изображение и имя. А знаменитый золотой жук-скарабей был даже похоронен вместе со своим владельцем — Тутанхамоном. От Клеопатры, видимо, сквозь века унаследовал страсть к подобным подаркам и римским император Нерон. Будучи не только жестоким правителем-самодуром, но и страстным почитателем искусств, Нерон дарил кулоны с драгоценными камнями, и тоже с гравировками портрета на камнях, артистам римских театров, полюбившимся ему во время представлений.

Древнеегипетские ожерелье и кулон

Фантастические по красоте и сложности работы ювелирные украшения, вырезанные из цельного золота, были найдены в захоронении ногайской царицы в Поволжье, относящемся к I веку до нашей эры. Ожерелья и подвески, кулоны и гривны, кольца и браслеты, запонки и броши. Имя автора, к сожалению, неизвестно, иначе оно стояло бы перед Фаберже в одном ряду.

Читайте также:  Адамас подвеска с именем

Многообразие форм, видов и цветов кулонов поражает даже самых искушенных знатоков ювелирных украшений. В средние века кулоны особенно полюбились двум знаменитым итальянским семействам — Медичи и Борджиа. Фокус с открывающимися перстнями Борджиа и хранившимися в них ядами был раскрыт достаточно быстро. При дворе неаполитанского короля некоторое время даже действовал запрет на ношение перстней. И талантливые итальянские ювелиры придумали открывающиеся кулоны. В одном из флорентийских дворцов хранится экспонат из частной коллекции, в некотором роде уникальный. Кулон с довольно крупным хризопразом, который распилен пополам «вдоль». Верхняя половинка камня откидывается как крышечка, а внутри камня вырезана маленькая камера для хранения яда. Кулон этот, действительно, — технически совершенное изделие. Молва приписывает его создание то ли Микеланджело, то ли Леонардо да Винчи, но в это верится с трудом. Известно, что оба были блестящими ювелирами, но реальная, подтвержденная фактами история не знает ни одного случая создания этими великими людьми орудий подлых убийств. Так что, скорее всего, не все имена талантливых ювелиров того времени нам известны.

Чуть подробнее хочется остановиться на имени Леонардо да Винчи. Великий художник, скульптор, инженер, химик, математик, анатом, Леонардо во многом предопределил и пути развития ювелирного дела. Мало кто знает, что именно он первым придумал «вознесение чуда» — закрепку драгоценных камней в крапана. Именно Леонардо впервые спаял два отдельных кусочка золота и кусочки золота и серебра, придумав припой. О том, что Леонардо изобрел устройство, напоминающее газовую горелку, было известно давно. После его изобретений у ювелиров появились практически неограниченные возможности по созданию ювелирных украшений. Техника этой работы сделала такой огромный шаг вперед, что практически не изменилась с тех пор до наших дней!

Начиная со средних веков основным объектом в подвесных ювелирных украшениях становятся драгоценные камни. Всех элитам всех стран и сообществ того времени хотелось выделяться среди окружающих, в том числе и обладанием больших и немыслимо дорогих драгоценных камней. (Не странно ли — какая сильная и прочная наследственность у элит!). Но на палец булыжник не наденешь, да и уши у всех не железные. И тут на выручку пришли кулоны и подвески. Камни, вес которых можно измерять уже не каратами, а граммами и десятками грамм, более комфортно все же носить на шее, а не на пальцах или в ушах. В ход пошли огромные кристаллы, гигантские топазы, аметисты, шпинели, рубины. Кулоны из сокровищницы саксонских курфюрстов, размером с ладонь и даже крупнее… Коллекция украшений Анны Австрийской… Фамильные украшения Борджиа и Габсбургов… От богатства цветовой палитры драгоценных камней рябит в глазах, а размеры драгоценных камней и самих кулонов и подвесок вызывают искреннее уважение к физической форме их бывших обладателей.

Кулоны из сокровищницы саксонских курфюрстов «Грюнес Гевёльбе»

Подзабытый факт: знаменитые яйца Фаберже создавались вовсе не как мини-скульптуры для хранения на полках в подставках. Фаберже создавал кулоны! Но с течением времени царицы и княгини растеряли, видимо, силы и выносливость, и изначальное предназначение яиц постепенно ушло в небытие.

Начиная со средних веков, золотые кулоны стали не просто ювелирными украшениями. Во многих странах мира кулоны превратились еще и в знаки отличия, награды. Русские и французские ордена, германские кресты — все это носилось на шее, подвешенным на ленточку. Чем не кулон! А для путешественников и мореплавателей тех времен именно кулоны превратились в нечто, связывающее их с домом, с семьей. В кулонах хранили миниатюрные портреты любимых, пучки волос жен и детей, щепотки родной земли.

Кулонами защищались от сглаза, нося подвешенный на груди Глаз Бога. Вот ведь как история поворачивается. При всеохватном средневековом европейском антисемитизме вся Европа спасала себя от сглаза одним из древнейших иудейских символов!

Современность мало что изменила в технике и конструкции кулонов и подвесок. Разве что более совершенные технологии и материалы позволяют создавать еще более сложные работы, хотя в любом случае все зависит в первую очередь от мастерства ювелира. Разнообразие огромно и не поддается описанию. Но мы, тем не менее, попробуем кратко об этом рассказать.

Иногда каждого художника-ювелира, как и любого художника вообще, посещает муза. Муза у каждого художника своя, личная, и нашептывает она ему иногда самые необычные мысли, снимает ограничения, наложенные на высоту полета его фантазии… И художник начинает творить! В какие именно драгоценности преобразуется этот взрыв творчества и фантазии? Правильный ответ с очень большой вероятностью — кулоны.

Творя кулон, художник не связан ни размером, ни весом, ни формой. Если он хочет использовать драгоценный камень весом так карат под 50 или 100, ювелир не будет задумываться о том, что камень может оказаться больше руки (в кольце), или где найти такие грузоподъемные уши (серьги). Матушка-природа так распорядилась, что вериги легче всего носить на шее.

Но драгоценные камни для кулона не обязательны. Ювелиры любят работать с металлом. Чаще всего это золото различных оттенков. Многие из них предпочитают создавать не миниатюры для музеев микроскопического искусства, а картины и орнаменты в металле, вполне заметные без увеличительного стекла даже для полуслепых людей.

Так было всегда, так есть и так будет, современность вносит лишь коррективы в виде различных материалов, которые могут быть использованы при создании ювелирного изделия. Сейчас уже никого нельзя удивить сочетанием золота, серебра, стали, дерева, кожи, пластика…

Какие они, современные кулоны? Условно их можно разделить на 2 основные группы:

Кулоны из без драгоценных камней. В кулонах из золота или серебра, не обремененных драгоценными камнями, как раз и проявляется мастерство ювелира. Камень притягивает к себе взгляд и самим фактом своего наличия уже делает ювелирное изделие ярким и заметным. А если камня нет, притягивать взгляд должны какие-то детали рисунка, орнамента, или необычный дизайн в целом. Все согласятся, что без камня добиться этого не так просто, как может показаться с первого взгляда.

Читайте также:  Ниссан ларго ремонт задней подвески

Кулоны без драгоценных камней широко распространены и исторически имеют определенное назначение. В первую очередь такие кулоны были символами религиозных и мистических культов. Христианские кресты, иудейские звезды Давида, мусульманские полумесяцы. Глаз Судьбы, Рука для чтения Торы, Перст Указующий, всевозможные буквы всевозможных алфавитов, тотемные знаки американских индейцев, оскалы африканских богов, змейки судьбы и кольца жизни… Все, что человечество сумело наполнить религиозным или мистическим смыслом, мы умудряемся носить на своих шеях!

Кулоны из золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. А вот тут, как говорится, педаль в пол, рычаг высоты на себя — и фантазия устремляется в полет в бесконечную высоту! Хотите один маленький камешек и кулончик размером едва больше, чем дырка в пуговице на ее блузке? Нет проблем. Хотите, чтобы она тренировала мышцу спины, стараясь держать спину прямой — повесьте ей на шей килограммовый булыжник, обрамленный золотом. Вопрос здравого смысла присутствует, а с технической стороны тоже никаких проблем!

Хотите кулон с бриллиантом? А может быть к синеве ее глаз лучше подойдет сапфир? А как замечательно будет выглядеть изумруд, обрамленный в белое золото или шикарный рубин в красном золоте! Бесконечное множество вариантов.

Кулоны состоят из нескольких основных деталей: основания, подвески, накладки, соединительного ушка и подвесного ушка. В упрощенных конструкциях некоторые из деталей могут отсутствовать, но, как минимум, всегда останутся подвеска и подвесное ушко.

Простейшие и наиболее доступные по цене кулончики с одним полудрагоценным камнем представляют собой стандартные касты, к которым припаяно подвесное ушко. Для таких кулонов используют недорогие камни всевозможных цветов стандартных, как правило, огранок. Часто такие кулоны украшают дополнительно маленькими бриллиантами. Цвет золота может быть любым, зависит от вкуса покупателя. Для камней с насыщенным, ярким цветом предпочтительнее использовать желтое или красное золото, а для камней ненасыщенных, таких как топазы, аквамарины, лучше использовать белое золото, подчеркивающее красивый нежный цвет камня.

Кулоны с бриллиантами тоже отличаются исключительным разнообразием. Кулоны с крупным центральным камнем или кулоны с множеством мелких камней, или комбинация центрального камня и мелкой «обсыпки». Перечислять формы таких кулонов нет смысла — это почти все существительные из толкового словаря! А вот выбор цвета золота имеет значение. Если для создания кулона используются чистые бриллианты высокого цвета (1–5), то предпочтительнее сделать кулон из белого золота. Такой металл подчеркнет и чистоту, и «бесцветность» бриллиантов, а желтый или красный цвет золота сделает бриллианты визуально желтее, чем они есть на самом деле. Да и выглядеть такие бриллианты будут дешевле. Для не очень чистых бриллиантов, и для бриллиантов с цветом ниже 5 лучше подходят кулоны из красного и желтого золота. Камешки «желтят» сами по себе, а включения ухудшают преломление света в гранях бриллианта, рассеивают цвет. Желтый или красноватый цвет металла скрадывает эти недостатки.

То же самое можно сказать и о кулонах с природными сапфирами, рубинами, изумрудами, александритами. Такие камни крайне редко бывают чистыми, но уж если нашелся для кулона чистый камешек, он должен быть на фоне белого золота, и по возможности — с открытым основанием, чтобы цвет по максимуму проходил через камень. А вот сильно включенные камни (имеющие значительное число посторонних вкраплений и включений) лучше закрепить в кулон из красного или желтого золота, иногда даже с наглухо закрытой базой. Свет в этом случае не будет проходить сквозь камень, зато будет наиболее эффектно отражаться от камня, и визуально придаст ему «игру», не свойственную малопрозрачным камням.

Кулоны с цветными драгоценными камнями очень часто делают с большим цветным центральным камнем и боковыми бриллиантами. При этом цвет металла может быть комбинированным. К примеру, яркий чистый сапфир закреплен в касте из белого золота, а мелкие боковые бриллианты средней чистоты и среднего цвета закреплены в подвеске из желтого или красного золота. Или наоборот. Непрозрачный изумруд закреплен в желтом касте, а мелкие чистые бесцветные бриллианты покоятся в белой подвеске.

Несколько отдельных слов заслуживает такая деталь кулона, как подвесное ушко, или «бельер». Нередко эта деталь является не только «дыркой» для цепочки, но и самостоятельным украшающим элементом. Подвесное ушко может быть не просто колечком, а капелькой, листочком, буквой алфавита, чем угодно… Очень часто бельер может быть украшен гравировкой, литьевыми элементами, одним или несколькими маленькими камешками.

Вариантов кулонов современная ювелирная промышленность и частные ювелиры производят настолько много, что их не описать даже в книге, не говоря уж о паре статей. Множество вариантов цвета драгметалла, драгоценных камней, конструкций кулонов — в этом изобилии вариантов легко «потеряться», если хотя бы на миг забыть о самой главной «путеводной звезде» выбора ювелирных украшений — украшение должно нравиться вам и доставлять вам удовольствие. Все остальное — вторично.

Покупайте кулоны! Любите кулоны! Носите кулоны! Они настолько разнообразны, что каждый человек сможет найти себе подходящий кулон, подчеркивающий именно его или ее индивидуальность!

Уважаемые мастера и немастера!

Вы можете задавать любые вопросы о драгоценных камнях и на геммологические темы. Убедительно прошу лишь вопросы, не связанные с конкретной публикацией, задавать в специально созданной теме в моем личном блоге.

Источник

Поделиться с друзьями