Полировка винтов для лодочного мотора

Как отполировать гребной винт?

Когда заходит речь о полировке гребного винта, многие любители считают, к сожалению, что это пустая трата времени и ненужная роскошь, не подозревая, что полированный винт дает ощутимую экономию топлива и дополнительный упор. У окрашенного винта лопасти имеют значительную шероховатость поверхностей, что вызывает большие потери на трение и падение КПД винта. Уж если моряки признали целесообразным полировать винты больших судов в период между докованиями, выполняя эту работу частично под водой, то владельцу подвесного мотора заняться этим стоит непременно. Например, после полировки бронзового винта лесовоза «Селенгалес» удалось достичь экономии топлива до 4%, на столько же винт стал гидродинамически более легким.

В опытовом бассейне ЦАГИ были проведены сравнительные испытания окрашенных и полированных гребных винтов с одинаковыми диаметром, шагом и дисковым отношением на моторе «Нептун-23». Эффективный упор полированного винта при скорости 36 км/ч оказался выше на 8 кгс. Это эквивалентно увеличению мощности мотора на 10% (2 л. с.).

Лучше всего полировать винты при помощи быстровращающихся мягких кругов из фетра, войлока и сукна или двигающихся между двумя шкивами лент. На поверхность таких кругов или лент наносятся мелкозернистые абразивные материалы или полировальные пасты. На прогулочных судах обычно используются литые или сварные винты из мягкой (не закаливающейся) стали, сплавов меди или алюминия, поэтому для их чистовой обработки (полировки) после опиловки напильником можно применять только мягкие абразивные материалы, чаще всего — пасты ГОИ (Государственного оптического института). Эти пасты выпускаются в упаковке в виде тюбиков или в «кусках» трех сортов: грубая, средняя к тонкая.

Грубая (крупная) паста имеет светло-зеленый цвет; она позволяет снять слой металла толщиной в несколько десятых миллиметра Применяется для удаления следов обработки поверхности режущим инструментом.

Средняя (мелкая) паста зеленого цвета используется для снятия слоя металла, измеряемого сотыми долями миллиметра. После обработки поверхности на ней исчезают даже штрихи.

Тонкая (микромелкая) паста имеет черный цвет с зеленоватым оттенком. Она служит для окончательной обработки, в результате которой поверхность приобретает зеркальный блеск. При полировании с этой пастой снимается слой металла в тысячные доли миллиметра.

Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера (марки), обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста — № 50, 40, 35, 30, 25, 20; средняя — № 15, 10; тонкая — № 7, 4, 1.

Для обработки гребных винтов прогулочных судов достаточно использовать грубую и среднюю пасты ГОИ. Тонкую пасту применяют только гонщики — для винтов высокоскоростных мотолодок и скутеров.

При полировке применяются смазывающие материалы, которые ее ускоряют, сохраняют остроту зерен, а также охлаждают обрабатываемые поверхности. Это керосин, бензин, легкие минеральные масла, содовая вода. Для быстрой обработки стальных поверхностей в керосин добавляют 2,5% олеиновой кислоты и 7% канифоли.

Если нет пасты ГОИ, то ее можно заменить масляной краской «окись хрома», которая разводится керосином.

Для полировки винтов из латуни, бронзы и других металлов можно использовать крокусную пасту (окись железа), которая продается в магазинах в готовом виде (в зубопротезировании она известна под названием «паста для золота»).

Для тонкой полировки годится порошок «Блеск», разведенный машинным маслом.

Как подготовить винт к полировке? Стальной винт большого диаметра удобнее очистить от краски, не снимая с вала. Старую краску можно снять при помощи паяльной лампы.

Пламя лампы периодически приближают к поверхностям винта и удаляют от них. совершая кругообразные движения, не допуская разогрева металла до красного цвета. Краски и окислы можно удалить при помощи смывок «СД» и «КД», разбавителей и разжижителей красок — SR2. Р-5. Р-13, Р-14. Винты из сплавов меди и алюминия следует обрабатывать только химическими препаратами!

Смывки и составы наносятся тампонами (если винт небольшого диаметра, то он погружается в них). Выдержав 2—3 ч, смывки удаляются тампонами.

Винты малого диаметра лучше снять с гребного вала.

Пленки окислов с неокрашенных винтов снимаются при помощи специальных составов, затем поверхности нужно обязательно обезжирить ацетоном, бензином, этилацетатом, изопреновым спиртом, уайт-спиритом, техническим этиловым спиртом.

Крупные царапины, раковины и другие изъяны на поверхности винта, которые невозможно снять полированием, надо заварить, запаять припоями или выровнять смесью эпоксидной смолы и металлического порошка, затем опилить или обработать на наждаке.

Технология полировки несложна, требует лишь терпения и аккуратности.

Большие гребные винты лучше закрепить в оправке к тискам или столу, а полировать их дрелью или другим инструментом, в патрон которых зажат, например, полировальный круг.

Винты подвесных моторов удобнее держать в руках, полировальный круг закрепляется в патроне сверлильного станка или на оси электроточила.

Читайте также:  Мотор вытяжка apelson helia

Нанеся микропорошок или пасту со смазывающе-охлаждающей жидкостью на поверхность полировального круга, полируют винт круговыми движениями (возможны и другие варианты: «елочка», «сетка» и т. д.), периодически протирая поверхность мягкой ветошью.

Если исчезли риски и другие следы механической обработки, то можно считать, что полировка гребного винта закончена. Работая с вращающимся кругом, постоянно помните о технике безопасности!

‘Окончательно удалить остатки пасты и других компонентов лучше всего ветошью, смоченной в керосине. После обезжиривания винт неплохо покрыть тонким слоем водостойкого лака.

В заключение приводим рецепты различных составов, заменяющих или дополняющих промышленные средства, применяемые при полировке.

Для удаления старой краски можно использовать 20—30%-ный водный раствор едкого калия, едкого натра каустика или технической карболовой кислоты, который наносится тампоном (обязательно в резиновых перчатках!). Раствор размягчает краску через 10—25 мин, после чего поверхность многократно и тщательно промывают водой и сушат. Применяемые реактивы не влияют на металлы, за исключением алюминия и его сплавов. Поэтому при очистке винтов из алюминиевых сплавов, как только обнажится поверхность чистого металла, следует немедленно прекратить смачивание раствором и промыть их.

Для смывки нитроцеллюлозных. глифталевых и ни роглифталевых красок можно применять следующие составы (в процентах):

  • парафин — 20, ацетон — 40, лигроин — 40;
  • парафин — 10, ацетон — 60, бензол — 30.

Смывку наносят на поверхность детали; через 1,5—2 ч краска размягчается и ее легко удалить.

Окисную пленку грязного темного цвета с алюминиевых деталей легко снять, протерев их раствором 50 г буры и 5 г нашатырного спирта в 1 л воды. Деталь покрывают этим раствором и после высыхания протирают сухой ветошью.

Для очистки алюминия и его сплавов можно применять порошок из 40 г окиси магния и 60 г мела тонкого помола, хорошо растертых в ступе и просеянных через мелкое сито.

Универсальную пасту для очистки металлов можно приготовить, растерев в фарфоровой чашке смесь из 50 г технического вазелина, 10 г керосина, 20 г мела в порошке, 20 г кремнезема (кварцевый песок мелкого помола), 10 г порошка пемзы.

Для полировки винтов и изделий из латуни, бронзы, алюминия и его сплавов, никелированных поверхностей металлов применяется известковая паста:

  • венской извести — 71,8%; церезина — 1,5; стеариновой кислоты — 2.3: солидола — 1,5; скипидара — 22,9.

Для полировки стали можно применить пасту из 20% парафина; 10% стеарина; 3% технического сала и 67% микропорошка М50.

Воскообразные и жидкие материалы смешивают и разогревают в водяной бане (или на небольшом огне). Затем в горячую массу замешивают сухие компоненты.

Полировать металлические изделия можно химическим способом, т. е погружением детали в ванну с полировальным раствором следующего состава:

  • фосфорная кислота — 350 мл; азотная кислота — 50 мл; серная кислота — 100 мл; сернокислая или азотнокислая медь — 0,5 г.

Все кислоты — концентрированные, рабочая температура ванны 100—110°С. Время полировки от 0,5 до 4 мин. При полировании выделяются ядовитые пары, поэтому ванна должна находиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе.

Этот раствор хорошо полирует алюминий и его сплавы, пригоден он также для обработки других металлов, однако рабочие условия (время выдержки в ванне и температура раствора) должны подбираться опытным путем.

Источник

Три режущих устройства для защиты винта лодочного мотора

Хочу дополнить недавнюю статью о вариантах защиты винта для подвесного лодочного мотора парой интересных самодельных устройств, одно из которых имеет патент. Неожиданно для меня публикация «стрельнула» в блоге, и набрала приличное количество показов и дочиток.

Думаю не ошибусь, если скажу, что проблеме намотки лишнего мусора на винт без малого пол века. А уж среди водномоторников, присутствующих на тематических форумах многие варианты защит обсужены-пересужены. Очевидно, что очень большая часть людей просто не станет уродовать корпус своего мотора громоздкой конструкцией, влияющей на ходовые качества лодки и работу мотора.

Сегодня покажу несколько найденных в интернете конструкций «резаков», позволяющих срезать мусорную намотку с винта во время движения.

Поиск начался с сервиса яндекс.патент. Это не реклама. Сервис интересный, можете сами поискать изобретения. Я попробовал отыскать защитные сетки, но таковых в базе не оказалось. Поиск по похожим документам мне не помог. Однако был найден патент «RU 116456 U1 ГРЕБНОЙ ВИНТ С ЗАЩИТОЙ ОТ НАМАТЫВАНИЯ КРИВОШЕЕВА В.Н.»

Вкратце отмечу, что защита представляет из себя винт с лопастями, имеющими паз у основания лопасти, создающий режущую кромку.

В качестве иллюстрации прикреплю фото из описания полезной модели. Задумка интересная, но большого количества отзывов о плюсах и минусах найти не удалось, как и фото устройства в продаже. Не исключаю, что плохо искал.

Читайте также:  Мотор strongpower что такое

Второй вариант заслуживает внимания и уважения к техническим изысканиям человека и потраченному времени для поиска решения. Человек на форуме (ссылку на оригинальную подробную ветку форума я оставлю под описанием к фото) предлагает два решения.

Первое-это снятие части металла с крышки редуктора и размещение в получившемся пространстве отрезных дисков от фрезерного станка. Рисунок режущей кромки и размер диска предполагается подгонять на ЧПУ станке.

А второе решение- это размещение режущей кромки между торцом крышки редуктора и торцом втулки винта. Собственно, иллюстрация будет ниже. Режущее лезвие автор сымитировал из гетинакса.

Думаю, что на этой публикации можно завершать тематику защит для винта.

Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки и пишите комментарии

Источник

Полировка винтов для лодочного мотора

Репутация: 2
Зарегистрирован: 14.10.2008
Сообщения: 297
Откуда: Кременчуг

Добавлено: 04.04.2012, 5:36 Заголовок сообщения: Полировка винта
При покупке мотора (Mercury-40 ELPTO), штатный алюминиевый винт был немного надщербнут. После несложных манипуляций все было быстро устранено. После трех лет эксплуатации вздумалось мне заменить штатный АЛЮМ на скоростной НЕРЖ. Однако учитывая его цену и необходимость замены в этом году стекла с рамкой и тента, решил немного повременить.
Вопрос — как правильно и ЧЕМ (чтоб не навредить) отполировать алюминиевый винт?
Обязательно ли со всего винта снимать краску (с лопастей то понятно)?
Необходима ли потом покраска винта (корродировать не будет без покраски)?
_________________
Южанка-2 + Mercury-40 ELPTO
Вернуться к началу
Шумахер
Капитан наставник

Репутация: 47
Зарегистрирован: 16.12.2011
Сообщения: 1166
Откуда: Черкассы

Добавлено: 04.04.2012, 5:53 Заголовок сообщения:
На Вихре неоднократно полировал винты, дает ощутимый прирост оборотов до 3-5%, в некоторых случаях до 10%! Красить не нужно! Зачем тогда полировать, все равно краска очень быстро сдерется. Полировать хорошо с пастой гоя(зеленая). Наносится на полировальный круг- толстый войлок. Лучше всего на стационарном заточном двигателе и вперед. Нужно быть осторожным, может вырвать винт и серьезно поранить! Я еще затачивал лопасти-легче в воду входят.
_________________
Крым, В-30(продан) БАРК BT-310S, TOHATSU 9,8
Вернуться к началу
Zheka
Железный Лейтенант

Репутация: 2
Зарегистрирован: 14.10.2008
Сообщения: 297
Откуда: Кременчуг

Добавлено: 04.04.2012, 6:13 Заголовок сообщения:
Шумахер писал(а):
Красить не нужно! Зачем тогда полировать, все равно краска очень быстро сдерется.

Корродировать не будет?

Шумахер писал(а):
Я еще затачивал лопасти-легче в воду входят.

Про это тоже хотел спросить. А что значит «легче в воду входят» — быстрее обороты набирает?
_________________
Южанка-2 + Mercury-40 ELPTO

Вернуться к началу
mehanik
Администратор

Репутация: 112
Зарегистрирован: 30.06.2010
Сообщения: 7136
Откуда: Запорожье

Группы

[ КЛМ »Прогресс» ]

Добавлено: 04.04.2012, 6:40 Заголовок сообщения:
Zheka писал(а):
Шумахер писал(а):
Красить не нужно! Зачем тогда полировать, все равно краска очень быстро сдерется.

Корродировать не будет?

Шумахер писал(а):
Я еще затачивал лопасти-легче в воду входят.

Про это тоже хотел спросить. А что значит «легче в воду входят» — быстрее обороты набирает?

Корродировать не будет. Все равно со временем любой крашеный винт при эксплуатации от краски оголяется.
Нержавеющий винт, за счет более крепкой конструкции, уже сам по себе имеет более тонкие лопасти. Заточка краев лопастей алюминиевого винта видимо предусматривает уменьшение сопротивления торцевой части лопасти.
_________________
Прогресс-4, Меркури 60
Kolibri KM330, Tohatsu 5

Вернуться к началу
Zheka
Железный Лейтенант

Репутация: 2
Зарегистрирован: 14.10.2008
Сообщения: 297
Откуда: Кременчуг

Добавлено: 04.04.2012, 7:56 Заголовок сообщения:
mehanik66 писал(а):
Корродировать не будет. Все равно со временем любой крашеный винт при эксплуатации от краски оголяется

Т.е. винт полностью очищаем от краски смывкой. После чего полируем войлочным кругом с пастой гои?

С какой насадкой (войлочной) на угловой шлифмашинке (миниболгарке) будет удобней работать?
Такая подойдет?

.jpg
Описание:
Размер файла: 8.74 KB
Просмотрено: 23502 раз(а)

_________________
Южанка-2 + Mercury-40 ELPTO

Вернуться к началу
Руслан 35
Адмирал форума

Репутация: 31
Зарегистрирован: 03.11.2009
Сообщения: 2339
Откуда: Киев

Добавлено: 04.04.2012, 8:54 Заголовок сообщения:
Если не секрет, а что мешает корозии у полированного очищенного от защитного покрытия алюминиевого винта?

Мой опыт доказывает обратное , правда лодка весь сезон на воде.
_________________
Finval 510 с Ямахой 60 4т.
Лодка GRAND 360A с Хонда 10

Лучшее враг хорошего.

Вернуться к началу
Zheka
Железный Лейтенант

Репутация: 2
Зарегистрирован: 14.10.2008
Сообщения: 297
Откуда: Кременчуг

Добавлено: 04.04.2012, 10:01 Заголовок сообщения:
Руслан 35 писал(а):
Если не секрет, а что мешает корозии у полированного очищенного от защитного покрытия алюминиевого винта?
Мой опыт доказывает обратное , правда лодка весь сезон на воде.

Вопрос в тему, т.к. лодка тоже весь сезон на воде.
Анодные пластины должны помочь. по идеи
p.s. Кстати, а бывает, что тримеры делают из магния? А то на моем Мерке тример и пластина на транцевом кронштейне никогда окрашены не были и за 5 лет немного сьелись. А у соседа на похожем Мерке такого нет.
_________________
Южанка-2 + Mercury-40 ELPTO

Вернуться к началу
Руслан 35
Адмирал форума

Репутация: 31
Зарегистрирован: 03.11.2009
Сообщения: 2339
Откуда: Киев

Добавлено: 04.04.2012, 10:35 Заголовок сообщения:
Zheka писал(а):
Вопрос в тему, т.к. лодка тоже весь сезон на воде.
Анодные пластины должны помочь. по идеи
p.s. Кстати, а бывает, что тримеры делают из магния? А то на моем Мерке тример и пластина на транцевом кронштейне никогда окрашены не были и за 5 лет немного сьелись. А у соседа на похожем Мерке такого нет.

Да винт то в воздухе находится при этом регулярно мокнет. Вот и получается, что происходит вначале потемнение, а потом и местные очаги корозии. Но суть не в них, а в том, что полировка работает пока винт блестит, а потом похеру , что краска, что матовый потемневший алюминий. Я этим игрался когда ходил под Нептунами.
_________________
Finval 510 с Ямахой 60 4т.
Лодка GRAND 360A с Хонда 10

Лучшее враг хорошего.

Вернуться к началу
B55
Адмирал-командор

Репутация: 41
Зарегистрирован: 15.12.2009
Сообщения: 7784
Откуда: Днепропетровск

Группы

[ КЛМ »Прогресс» ]

Добавлено: 04.04.2012, 11:22 Заголовок сообщения:
Согласен с Русланом. Теоретически полировка винта дает прибавку упора где то 5%, но это в идеале . Если учесть что лопасть в движении испытывает деформацию, в отличие от нержа, то и вовсе крохотная прибавка в скорости. При том что винт должен быть постоянно идеально отполирован. Но есл хоЦЦа, то нужно полировать!
_________________
Прогресс 4 Honda 40 BF
Bark 310 Johnson 4 2T
—————————
— Чего уставился, старичелло?
— Запоминаю.(М.Ульянов «Ворошиловский стрелок»)
Вернуться к началу
Zheka
Железный Лейтенант

Репутация: 2
Зарегистрирован: 14.10.2008
Сообщения: 297
Откуда: Кременчуг

Добавлено: 04.04.2012, 13:53 Заголовок сообщения:
B55 писал(а):
Но есл хоЦЦа, то нужно полировать!

Да в том то и дело, что хоЦЦа, а как правильно пытаюсь понять.

По тримеру кто то подскажет? Или никто не сталкивался?
_________________
Южанка-2 + Mercury-40 ELPTO

Вернуться к началу
Сашко
Железный Лейтенант

Репутация: 4
Зарегистрирован: 16.07.2010
Сообщения: 253
Откуда: Киевская обл., пгт Гостомель

Добавлено: 04.04.2012, 14:34 Заголовок сообщения:
По винту я бы больше обращал на состояние кромок и поверхностей на наличие деформаций от ударов о предметы и вмятин. По возможности аккуратненьке рехтануть. По поводу полировки: лучше конечно нерж, который изначально идёт под солёную воду — он менее подвержен коррозии. Ну и цена сами понимаете. Хотя в наших водах алюминиевый винт как спасение от ремонта редуктора: при нарывании на топляк пусть лучше винт пострадает чем редуктор от сорваного штифта(это идеальный вариант) или зуба конической пары либо шлицов вала.
_________________
Сало сила — спорт могила!
Yamaha 5BS ’77(был)
Вернуться к началу
mehanik
Администратор

Репутация: 112
Зарегистрирован: 30.06.2010
Сообщения: 7136
Откуда: Запорожье

Группы

[ КЛМ »Прогресс» ]

Добавлено: 04.04.2012, 17:05 Заголовок сообщения:
Сашко писал(а):
. в наших водах алюминиевый винт как спасение от ремонта редуктора: при нарывании на топляк пусть лучше винт пострадает чем редуктор.

В большинстве случаев удар от топляка или камня на мелководье приходится именно по сапогу и при большой скорости могут быть серьезные повреждения редуктора. При чем вовсе не будет иметь значения, какой винт стоял.
_________________
Прогресс-4, Меркури 60
Kolibri KM330, Tohatsu 5

Вернуться к началу
Сашко
Железный Лейтенант

Репутация: 4
Зарегистрирован: 16.07.2010
Сообщения: 253
Откуда: Киевская обл., пгт Гостомель

Добавлено: 04.04.2012, 17:19 Заголовок сообщения:
mehanik66 писал(а):
Сашко писал(а):
. в наших водах алюминиевый винт как спасение от ремонта редуктора: при нарывании на топляк пусть лучше винт пострадает чем редуктор.

В большинстве случаев удар от топляка или камня на мелководье приходится именно по сапогу и при большой скорости могут быть серьезные повреждения редуктора. При чем вовсе не будет иметь значения, какой винт стоял.

Был такой случай у одного из моих дилеров из Кременчуга: на новой Yamaha F100 только что купленной он налетел на топляк. Сапога вообще не осталось — остался только блок. Купил новый редуктор в сборе.
_________________
Сало сила — спорт могила!
Yamaha 5BS ’77(был)

Вернуться к началу
mehanik
Администратор

Репутация: 112
Зарегистрирован: 30.06.2010
Сообщения: 7136
Откуда: Запорожье

Группы

[ КЛМ »Прогресс» ]

Добавлено: 04.04.2012, 17:25 Заголовок сообщения:
начинаем уходить от темы
_________________
Прогресс-4, Меркури 60
Kolibri KM330, Tohatsu 5
Вернуться к началу
Сашко
Железный Лейтенант

Репутация: 4
Зарегистрирован: 16.07.2010
Сообщения: 253
Откуда: Киевская обл., пгт Гостомель

Источник

Поделиться с друзьями