Про четырех тактный лодочный мотор

Какой лодочный мотор лучше: двух- или четырехтактный?

Скажем сразу, 2-х тактные лодочные моторы имеют более низкую стоимость, но высокую удельную мощность. При этом весят они меньше, чем четырехтактные, но топлива потребляют больше. В то же время, моторы на четыре такта гораздо меньше шумят и обладают большей экономичностью, однако изначально заплатить за это придется гораздо больше.

Сравнительная характеристика

Сравнивая два данных типа по удельной мощности, следует понимать разницу в технологиях. Четырехтактные продолжают совершенствоваться производителями, в то время, как двухтактные стали практически классикой, не подвергающейся модернизации. На сегодняшний день 4-х тактный лодочный мотор имеет большие габариты и, соответственно, большую массу. Он весит в полтора раза больше двухтактного при аналогичной номинальной мощности. Той категории потребителей, для которой вес не столь важен, остается лишь оценить преимущества нового типа: тишину, экологичность и уменьшенный расход.

Опытные рыбаки утверждают, что двухтактные моторы гораздо проще в эксплуатации. Их долговечность обеспечивается тем, чем обычно и так славен наш народ – многое можно починить самому, не обращаясь в мастерскую. Это не только напрямую сэкономит время и деньги, но и не потребует решения вопросов с транспортировкой двигателя туда и обратно. Если же рыболов не хочет полагаться только лишь на свои силы, все равно проще отправиться не в отдаленный специализированный сервис, а обратиться к мастерам на ближайшей лодочной станции. Чинить двухтактные моторы им также привычно, как квадроциклы и водные скутеры. Даже на маленьких автомобильных СТО их берутся ремонтировать наряду с мотоциклами и мопедами.

Итак, соберем все вышесказанное воедино.

1) Основные плюсы двухтактных моторов:

  • малый вес;
  • хорошие удельные показатели;
  • надежность, обеспеченная простотой;
  • умеренная цена;
  • простота в ремонте.

    2) Основные плюсы четырехтактных моторов:

  • низкий уровень шума;
  • использование новых технологий;
  • малый удельный расход топлива;
  • экологичность работы.

    Справедливости ради, отдельно укажем: 2-х тактные лодочные моторы уже несколько лет запрещены на западе, прежде всего, в странах Европы. Но не следует бояться, что сделано это из соображений безопасности – нет, все дело в их низкой экологичности. А европейские страны сейчас развернули активную борьбу за чистое небо, чистый воздух и чистые водоемы. С технической точки зрения, различия в выдаваемом уровне загрязнения между двух- и четырехтактным двигателями составляют всего пару процентов, но в отечественных реалиях этот разрыв может увеличиваться до 20%. Связано это с тем, что моторы нового поколения имеют встроенные механизмы регулирования выбросов, в то время, как двухтактная классика должна управляться исключительно человеком. В итоге получается так, что потенциал у обеих технологий велик одинаково, а по факту человеческое нежелание обучаться новой манере обращения с лодочным мотором приводит к загрязнению окружающей среды.

    Таким образом, сегодня 4-х тактные лодочные моторы в глазах широкой общественности выглядят более привлекательно, хотя окончательный выбор всегда остается за покупателем.

    Какой лодочный мотор до 5 сил лучше

    Мощный двигатель нужен только для скоростных лодок и катеров, которые быстро переходят от водоизмещающего режима передвижения к глиссирующему. Последний потребует настолько высокого напора воды под винтом, чтобы нос судна мог подняться, и оно скользило по воде с минимальной площадью соприкосновения. В таком режиме снижается приводящее усилие, то есть скорость растет, а расход топлива уменьшается.

    Водоизмещающее передвижение гораздо проще с точки зрения гидродинамики: оно использует лишь закон Архимеда. Лодка выталкивается водой по всей площади соприкосновения, и эта величина напрямую влияет на то, какое усилие потребуется для приведения ее в движение. Таким образом, скорость будет всегда небольшой, а топливо станет потребляться довольно быстро.

    Для традиционной неспешной рыбалки мощность двигителя не столько важна. Если рыбак использует лодку только для того, чтобы отойти от берега на некое расстояние, порыбачить где-нибудь на середине водоема, а в конце вернуться на место отправки, то для этих целей ему подойдут подвесные лодочные моторы с мощностью до пяти лошадиных сил. Не следует надеяться, что они будут способны вывести лодку на глиссаду, однако для реализации своих задач они довольно неплохи.

    Читайте также:  Запчасти для мотора пылесоса самсунг

    Вместе с тем хотим сделать предупреждение: порой любители рыбалки решают поэкспериментировать и пытаются выжать все соки из моторов своих лодок. Делать этого не стоит – в паспорте или инструкции на каждое судно указывается перечень допустимых для него мощностей. Рассчитать, сколько лошадиных сил потребуется для вывода судна на глиссаду, можно простым умножением. На 30 кг веса приходится 1 л.с. То есть, для того, чтобы перевести в режим глиссирования среднюю лодку длиной 3,2-3,4 метра с двумя пассажирами и снастью на борту будет нужно около 9 л.с. Перегрузка мотора несвойственными задачами скорее приведет к его поломке, чем к желаемому результату.

    Если же высокая скорость и глиссада Вам ни к чему, лодки с мощностью мотора до 5 л.с. хватит на долгие годы. Перемещаться на ней Вы будете со средней скоростью около 9 м/с даже находясь на судне вдвоем. Средние водоизмещающие моторы полностью покрывают потребности рядового рыбака. Даже минимальная мощность в 2,5 л.с. обычно оказывается достаточной для человека, которому двигатель нужен только для рыбалки.

    Какой лодочный мотор лучше для троллинга – 2-х или 4-х тактный

    В отличие от рыбалки с берега и обычной ловли с лодки, расположенной в середине водоема, в троллинге мотор занимает ключевое место. Передвижение по водоему крайне важно при ловле средних и крупных хищных рыб – щуки, сома, судака. Чтобы подманить их, приманка должна непрерывно перемещаться.

    В связи с этим к мотору предъявляются специфические требования: с одной стороны, он должен обеспечивать хороший скоростной ход, а с другой – быть достаточно тихим, чтобы не распугать добычу. Казалось бы, очевидно, что именно 4 тактный лодочный мотор полностью подходит под указанные требования, однако и некоторые двухтактные модели неплохо справляются с этой задачей в умелых руках.

    Эксперты предлагают рассматривать два варианта моторов в зависимости от предполагаемой добычи и стиля Вашей рыбалки. Для небольших и средних рыб, попадающихся на обычную приманку, будет достаточно бензинового мотора с мощностью 3-5 л.с. Под такое описание прекрасно подойдет двигатель Ямаха, обеспечивающий хорошую маневренность и низкий уровень производимого шума.

    Второй вариант предполагает более серьезную и тяжелую хищную рыбу. Ловить ее правильнее всего на большой воде, а она не так уж часто бывает спокойной. Всегда надо брать запас не только на величину добычи, но и на сопротивление течению. В этом случае разумнее брать моторы мощностью от 7 до 15 л.с. Кому-то эти величины могут показаться избыточными, но на воде они целиком оправданы. Как было сказано ранее, мощный мотор способен вывести судно на глиссаду. Шум при этом уменьшится, скорость увеличится, а неприятные ощущения от покачиваний волн поубавятся. А рыбалка в целом станет комфортнее.

    В конечном итоге троллинг на скоростной лодке будет более удобным и экономичным. Никто не заставит потребителя покупать конкретный мотор – будь он двух- или четырехтактным. При прочих равных необходимо сравнить лишь самые общие показатели работы – шумность и надежность. В этом плане хорошее соотношение уже много лет показывает продукция от Сузуки, а из условно отечественных марок – более бюджетный Шмель.

    Уверены, о разных производителях читатель и так уже много наслышан. И, скорее всего, в этой области общепринятое мнение наиболее близко к реальности: по-настоящему качественными являются лодочные моторы от японских и американских брендов. Их моторесурс оценивается величиной в две тысячи часов, что в переводе на автопробег составит около 120 тыс. км. Величина достаточно солидная, особенно если учесть живучесть двигателей подобных марок.

    Как выбрать китайский лодочный мотор

    Из вышесказанного уже понятно, что при наличии финансов лучше не рассматривать альтернативных производителей. Тем не менее, средний бюджет отечественного рыбака зачастую не готов к тратам подобного уровня. Вот в таких случаях и помогают китайские производители.

    Если хорошенько поискать, среди них можно выбрать несколько десятков моделей, достойных внимания по сочетанию цены, качества сборки и декларируемых производителем характеристик.

    Наиболее конкурентноспообными являются модели малой мощности. Используемые в них запчасти не так быстро изнашиваются, а уровень шума обычно установлен в рамках привычного. Вместе с тем, стоимость подобных моделей несколько ниже, чем у других зарубежных моделей.

    Стремясь популяризировать свою продукцию, китайские производители все больше делают ставку на различные утилитарные элементы в обращении с мотором и на всевозможные модификации. Модели последних поколений подтягиваются к планке средних двигателей американского производства, что не может не радовать любителей рыбалки.

    Читайте также:  Дизельные моторы бмв n47

    Заключение

    Как и любое техническое устройство, каждый лодочный мотор имеет право на свои сильные и слабые стороны. Производители заботятся о том, чтобы каждый рыбак имел возможность определиться со своими потребностями, основными пожеланиями и финансовыми возможностями, а затем выбрал из доступного ассортимента подходящий товар.

    При правильном подходе к выбору определяющей технической характеристикой будет мощность – максимально допустимая величина указывается в инструкции к лодке. Дальше исходите из соотношения цена-качество, не забывая про любимый стиль рыбной ловли. Все эти факторы помогут Вам сконцентрироваться на минимальном количестве моделей. И наконец, определиться в желании приобрести лодочный мотор 2-х тактный в качестве универсального бюджетного варианта или четырехтактный как более прогрессивный.

    Источник

    2-тактные и 4-тактные моторы: разница, особенности, плюсы

    Для начала оговоримся: мы не будем влезать в технические сложности, но поговорим о том, что нам известно не понаслышке, а из практики. В заметке постараемся подчеркнуть: чем хороши двухтактные модели – и какие плюсы есть у четырёхтактников.

    Плюсы двухтактных модификаций:

    1) Двухтактные модели – более «резкие» (практически во всех отношениях:) Резче идёт «подхват» топлива, соответственно, быстрее достижение полного газа при старте. Выход в режим глиссирования не требует долгих прелюдий – вжух! И вы уже летите по волнам. На старте двухтактник обгонит «четвёрку» – но только на старте.

    Рыбаки, которые предпочитают ловлю забросом и часто меняют точки ловли, оценят скоростные способности двухтактников, на которых за короткое время можно «окучить» большую площадь на воде. Клюёт, но как-то хиленько? Можно рвануть выше по течению и попробовать испытать удачу на новом месте!

    Динамичный переход по воде с ветерком и брызгами во все поля – это радость, более чем доступная рыбаку с фирменным двухтактником. Это первый реальный плюс.

    2) Второе преимущество заключается в том, что двухтактник по своей конструкции проще, поэтому и обслуживание выполняется легче, и ремонт в случае чего (на воде всякое бывает) не вызовет особых сложностей и обойдётся дешевле. Проще «внутренняя архитектура» мотора, полный рабочий цикл выполняется быстрее, за один оборот коленвала.

    Заглянем под капот: метод петлевой продувки обеспечивает достаточное смазывание всех двигающихся деталей под капотом топливной смесью из бензина и масла (готовится заранее, перед выходом на воду). Главное, чтобы «нога» мотора была в воде – и всё, никакого «масляного голодания» ваш мотокрасавец не испытает. Можно спокойно наслаждаться любимой рыбалкой.

    3) Стоимость. Вопрос тонкий, важный, вызывающий понятное внимание. Двухтактные модели в среднем стоят меньше, своих четырёхтактных аналогов по мощности. Это разница может достигать отметки и 15%, и 20%. Чтобы не оперировать «общими фразами», добавим конкретный пример (по состоянию цен в сети «Лодки-Питер» на 25 декабря 2018 года)
    ► двухактный мотор Mercury 5 M → 61 200 р.
    ► четырёхтактный мотор Mercury F 5 M → 66 500 р.
    (разница = 5300 р.)

    ● двухтактный мотор Tohatsu M 5 BD-S → 61 900 р.
    ● четырёхтактный мотор Tohatsu MFS 5 C S-S → 66 900 р.
    (разница = 5000 р.)

    ★ двухтактный мотор Mercury 9.9 MH (169 cc) → 88 900 р.
    ★ четырёхтактный мотор Mercury F 9.9 M → 135 900 р.
    (разница 46 000 р.)

    Как мы с вами можем увидеть, разница между моторами малой мощности (3-5 л.с.) не такая большая, а вот, начиная от 10 л.с., может быть весьма и весьма значительной, выбирая «два такта» рыбак всегда экономит несколько тысяч, так сказать, в начале истории использования ПЛМ.

    4) Вопрос массы. Двухтактный мотор всегда весить меньше, чем его собрат из группы четырёх тактов. Не будем говорить вхолостую, приведём пример:
    ► двухактный мотор Mercury 5 M → 20 кг
    ► четырёхтактный мотор Mercury F 5 M → 25 кг
    (разница = 5 кг)

    ● двухтактный мотор Tohatsu M 5 BD-S → 20 кг
    ● четырёхтактный мотор Tohatsu MFS 5 C S-S → 25,6 кг
    (разница = 5,6 кг)

    ★ двухтактный мотор Mercury 9.9 MH (169 cc) → 26 кг
    ★ четырёхтактный мотор Mercury F 9.9 M → 38,1 кг
    (разница = 12,1 кг)

    Как говорится: «чем дальше в лес – тем больше дров и толще партизаны»:) Больше мощность – больше разница по весу между двумя тактами и «четвёркой». Если вы предпочитаете «сольную» рыбалку или возможности подъезда на водоём ограничены (что вынуждает рыбаков тащить всё снаряжение собственными силами), то это может быть для вас существенным фактором выбора. В отличие от Терминатора, спина у рыбака не железная 🙂

    Читайте также:  Мотор отопителя 2101 как подключить

    5) Дополнительный плюс (и довольно существенный): двухтактники можно перевозить в машине или автоприцеп практически в любом положении без риска поломки. А вот четырёхтактные модели можно перевозить только на стороне «прилива», иначе очень вероятна поломка «подвеса».

    6) Есть и ещё один важный момент – расход топлива. Тут скажем просто: двухтактники (в среднем!) потребляют больше топлива. Мы рассчитываем потребление топлива для двухтактных моделей по давно известному нам соотношению: одна лошадиная сила в среднем «кушает» 350 г бензина в час. Зная мощность своего мотора, продолжительность рыбалки (3 или 5 часов), кол-во «ходок» за сезон (кто-то рыбачит 10 десять раз – кто-то успевает сделать больше выходов на воду), можно «прикинуть» затраты на бензин.

    ⇒ Подводя промежуточный итог, можно отметить: двухтактный «подвес» подойдёт для более активного стиля рыбалки, даст рыбаку возможность быстро менять точки заброса. Больше скорости на старте, резче «толчок» в глиссирование. Моторы весят меньше, более «неприхотливы» в плане обслуживания (хотя здесь есть нюансы), легче и дешевле в ремонте, стоят – по сравнению с 4-тактными «близнецами» – также дешевле.

    Дополнение о троллинге: бытует мнение, что «четвёрка» однозначно лучше для этого стиля рыбалки. Однако двухтактник с двумя (и более) цилиндрами также способен обеспечить приятный для троллинга характер работы. Но при этом всё равно придётся перезапускать мотор каждые 40-50 минут, чтобы не повредить свечи.

    Теперь поговорим о четырёхтактных моделях.

    1) Первый очевидный плюс: четырёхтактные лодочные моторы работают более стабильно на малых оборотах, что замечательно подходит для ловли троллингом и в целом более спокойной и размеренной рыбалки. Есть возможность насладиться красотой родной природы и проветрить голову от офисных мыслей. Как говорится: «Жизнь хороша, когда ловишь не спеша!» 🙂 Никакая «перегазовка» не нужна – свечи не пострадают, не волнуйтесь.

    2) Помимо того, что «четыре такта» дружат с малыми оборотами и держат режим ровно, они радуют деликатным звуком работы (он, конечно, всё равно не похож на пение райских птиц, но по своему характеру больше напоминает сдержанное бурчание или бормотание).

    3) Есть задача подойти без лишнего шума на место заброса? 4 такта отлично справятся с этим. Ответственные рыбаки, для которых защита родной природы от вредных воздействий – не пустой звук, оценят экологичность четырёхтактных моторов. При использовании топлива надлежащего качества моторы не оставляют никаких масляных пятен на водоёме использования. Меньше вносишь в речку гадости – сам же получаешь на рыбалке больше радости. Получается так 🙂

    И ещё один момент: если ветер дует на вас со стороны мотора, то вы не так сильно ощутите запах выхлопных газов, чем в случае использования двухтактной модели. Это особенно важно, если вы отдыхаете с детьми, которым может стать дурно от запаха выборосов с непривычки.

    4) Не нужно самостоятельно готовить «топливную смесь», как для двухтактного мотора. Заливка осуществляется просто: отдельно заливается бензин, отдельно – масло. Об остальном позаботится топливная система.

    5) Именно за счёт особенностей топливной системы модели Four Stroke («четыре такта») «кушают» меньше топлива, чем аналогичные по мощности «двушки». Среднее значение потребляемого топлива: 250 г/ч на одну мотосилу (на 100 грамм меньше, чем у «двух тактов»). Грубо говоря: чем больше мощность мотора, на котором вы рыбачите, чем чаще выезды на воду – тем больше ваша экономия.

    Подробный расчёт средней экономии на топливе при использовании ПЛМ 2/4 тактов мы приведём в нашей следующей статье, следите за обновлениями в группе!

    Что по итогу? Стабильная работа на малых оборотах, бесшумность, экологичность и экономичность – главные плюсы четырёхтактных лодочных моторов. Практически все современные Four Stroke модели повышенной мощности часто укомплектованы электрическими блоками, которые позволяют отслеживать состояние мотора, пресекая на корню возникновение критических ситуаций, имеют другие интересные возможности и функции.

    Стоит отметить: стандарт гарантии един для всех типов моторов одного бренда. Кому-то ближе и удобнее «два такта», кто-то предпочитает «четвёрку». Окончательный выбор всегда за самим рыбаком! 🙂

    Источник

  • Поделиться с друзьями