Прогретый мотор еще до запуска

Нужно ли прогревать двигатель зимой: физика процесса

Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой? Шоферское сообщество оказалось разбитым на два лагеря с противоположными мнениями на этот счет. Причем, среди сторонников большинство аргументирует свою позицию чем-то в духе «деды грели – и мы будем», а среди противников – «производитель не требует, значит не надо».

Лишь немногие углубляются в научные размышления и отстаивают свою позицию с точки зрения физики. А так как ДВС – сложная система, то и физико-химических процессов внутри него параллельно протекает множество. В двух словах их не описать. Поэтому давайте попробуем разобраться, нужно ли прогревать автомобиль зимой, проанализировав, что там происходит внутри мотора при его холодном запуске.

Процессы, протекающие в двигателе после холодного старта

После запуска двигателя, вместе с коленчатым и распределительным(и) валами, начинают также работать насосы, прокачивающие топливо, масло и антифриз. Изначально, до достижения рабочих температур, их узлы и детали пребывают не в идеальном рабочем состоянии. Ведь все зазоры между ними спроектированы с учетом температурных расширений, для постоянной работы в нагретом состоянии.

В процессе сгорания топливо выделяет энергию, львиная доля которой (от 2/3) в виде тепла вылетает в выхлоп и передается деталям движка. Детали прогреваются, зазоры приходят в норму. Жидкости (масло, антифриз) становятся более «жидкими» (т.е. текучими), так как на морозе они густеют. Бензин, благодаря нагреву элементов топливной системы, эффективнее разбрызгивается форсунками, лучше испаряется и смешивается с воздухом для образования ТВС.

После прогрева, когда температура мотора достигает 60-90 градусов, масло и антифриз приобретают оптимальные кондиции, работая наилучшим образом. Бензин сгорает полностью, мотор может развивать максимально возможные мощность, момент и КПД. И все бы хорошо, но есть и нюансы.

Две стороны медали

В карбюраторных ДВС управление смесеобразованием было чисто механическим. Карбюратор с помощью жиклеров дозировал подачу бензина, а педаль газа управляла дросселем, который регулировал приток воздуха и интенсивность испарения топлива. В итоге, при холодном запуске стартеру приходилось «попотеть» для разгона движка. Ведь холодный бензин хуже испаряется, а его доза ограничена пропускной способностью жиклеров. Мотор заводился и работал ровно только после того, как детали камер сгорания немного прогревались за счет сжатия.

В современных ДВС с инжектором подачей топлива управляет электроника. Считывая показания различных датчиков (ДМРВ, лямбда, датчик кислорода и т.д.), ЭБУ дозирует топливо с помощью форсунок, пытаясь достичь оптимального соотношения воздуха и бензина (в идеале 14,7:1).

Но если бензин холодный, плохо испаряется и горит – на выходе получается слишком много несгоревшего кислорода. В некоторых моторах система «думает», что смесь бедная и увеличивает подачу бензина, для достижения стехиометрического соотношения. В итоге бензина слишком много, он не сгорает, и в первое время оседает по стенкам цилиндров.

Будучи хорошим растворителем, топливо смывает масляную пленку. А ведь масло, пока оно холодное, хуже течет, масляной помпе тяжелее прокачивать его в системе, обеспечивая смазку трущихся деталей. На выходе получается, что холодный инжекторный движок некоторое время работает с дефицитом смазки, ускоряющим износ деталей ЦПГ. Именно по этой причине некоторые производители авто указывают в руководствах по эксплуатации, что двигатель не нуждается в прогреве.

Стоит также учитывать, что в процессе прогрева двигатель авто работает на холостом ходу, с минимальной энергоотдачей. При этом он расходует мизер топлива, но и мощность на выходе никакая. Под нагрузкой обороты растут, расход бензина увеличивается, но и мощность (количество выделяемой энергии за единицу времени) поднимается. А чем больше выделяется энергии – тем скорее греются детали мотора.

Обороты насосов, прокачивающих масло и антифриз, часто напрямую зависят от скорости вращения коленвала. То есть, чем выше обороты мотора, тем быстрее циркулируют (и прогреваются) жидкости в нем. Прогреваясь, они отдают тепло деталям, обеспечивая равномерный их нагрев. А это еще один аргумент в копилку того, что под нагрузкой движок достигает рабочих температур быстрее, чем если прогревать его на холостом ходу.

Читайте также:  Мотор для плавания под водой

С другой стороны, есть и негативные моменты. Если сразу после старта на морозе нажать «тапку в пол», движок начнет выделять много тепла, но жидкости первое время не смогут обеспечить своевременное его распределение. В итоге легкие алюминиевые поршни, шатуны, клапаны, сразу станут горячими, расширятся сильнее, а толстостенные цилиндры и головки будут намного холоднее и расширятся меньше. Трение увеличится, но масло будет прокачиваться «с натягом», пока не нагреется. Это скажется на ресурсе запчастей явно не лучшим образом.

Так надо ли греть двигатель зимой, или нет?

Как можно увидеть, в процессе прогрева холодного мотора автомобиля протекают как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, без резких нагрузок мотору легче, тепло потихоньку распределяется, детали не испытывают чрезмерных стрессов, и поэтому стоит греть.

С другой – электроника может сыграть злую шутку, под нагрузкой тепло выделяется и распределяется быстрее, так что двигатель переживает стрессовый «переходный период» (пока температуры всех узлов не сменятся с отрицательных на положительные) меньше времени. А чем меньше стрессовое воздействие – тем меньше ускорение износа. Не зря ведь некоторые производители авто говорят, что прогрев не нужен.

Исходя из вышесказанного, сделать однозначный вывод, нужно ли прогревать автомобиль зимой, невозможно. Моторы разные, конструкция разная (у кого-то блок алюминиевый, а у кого-то чугунный), жидкости разные (один льет импортную синтетику, а другой – самую дешевую минералку без присадок), из-за чего все индивидуально.

Однозначно можно сказать лишь одно: не стоит сразу после запуска холодного двигателя сильно нагружать его. Резкие перепады температур точно не пойдут на пользу, так как сократят ресурс агрегата. Если машина стоит в снегу – не стоит газовать резко, пытаясь с пробуксовкой выехать из него. Пусть лучше уж чуть погудит на холостых, пока вы будете подчищать снег из-под колес или обметать стекла.

Не лишним будет прогреть двигатель устаревшего автомобиля, а также мотор, в который залиты дешевые жидкости. Ведь самые бюджетные масла и антифризы больше склонны к сгущению на холоде, и для выхода на оптимальные параметры работы с ними уходит больше времени.

Современным же моторам, заправленным хорошим синтетическим маслом и низкотемпературным антифризам, прогрев не обязателен. Если производитель говорит «не нужно» – значит, не нужно. Можно смело езжать сразу после запуска. Главное при этом не напрягать мотор, держать умеренные обороты.

Источник

Прогревочные обороты двигателя – что делать, если они пропали?

Раньше, в эпоху карбюраторных силовых агрегатов, управление оборотами при прогреве было ручным и выполнялось с помощью подсоса. В то время на машинах было в разы меньше автоматики, датчиков и компьютерных систем управления. Сегодня картина полностью поменялась, владельцу машины предлагают выполнять все меньше процессов вручную и под своим собственным контролем. Поэтому мы расслабляемся и ждем, пока компьютер выполнит всю работу за нас. Многие современные водители уже не помнят или вообще не имеют опыта взаимодействия с карбюраторными машинами. Они просто заводят авто, ждут 1-2 минуты и начинают поездку. Если же опыт работы с карбюраторным мотором есть, владелец авто регулярно наблюдает за оборотами, следит за режимами работы автомобиля. Чем больше опыта у автомобилиста, тем больше внимания он уделяет различным нюансам и тонкостям работы двигателя. Особенно важно помнить о прогревочных оборотах, которые не всегда ведут себя адекватно.

Обороты для прогрева двигателя заложены в компьютере (электронном блоке управления). Но нередко владельцы сталкиваются с тем, что в режиме прогрева машина работает неадекватно. К примеру, возможно сильное повышение оборотов или наоборот — их полное отсутствие. В каждом случае нужно понять, в чем причина изменения поведения автомобиля. Не всегда это будет связано с поломкой. Очень часто владельцы новых машин задаются вопросом, как должен себя вести автомобиль при определенных температурах. Также при покупке авто со вторичного рынка вы не знаете, как оптимально должен вести себя транспорт при первых морозах. На специализированных форумах часто задают вопросы, касающиеся прогревочных оборотов. Поэтому мы решили посвятить сегодняшнюю публикацию данному вопросу и прояснить, какие именно особенности можно считать неполадками, а на какие проявления можно закрыть глаза.

Содержание

Что такое вообще прогревочные обороты, и зачем они нужны?

Совершенно понятно из названия, что данный диапазон оборотов необходим для того, чтобы прогревать двигатель. В момент запуска автомобиль должен выставить обороты на определенном уровне, чтобы мотор прогрелся до безопасной температуры. Отправляться в поездку в этом режиме не стоит. Производители заявляют, что регулярная эксплуатация двигателя во время базового прогрева приводит к его преждевременному износу. Особенно опасно давать любые нагрузки в этот момент. Если машина постояла на улице 2-3 часа или более, перед поездкой ее нужно прогреть.

Читайте также:  Как подключить пошаговый мотор

Стоит учитывать такие особенности:

  • в классическом варианте обороты прогрева устанавливаются сразу после запуска силового агрегата, они не могут быть выше 1500 об/мин, даже если на улице слишком холодно, мотор еле завелся;
  • далее по мере прогрева мотора показатель снижается, на некоторых автомобилях это происходит плавно, на других стрелка тахометра падает резко и сразу же устанавливается в рабочий режим;
  • время прогрева зависит от температуры на улице — летом оно будет гораздо меньше, зимой на некоторых авто может доходить до 2-3 минут, но большее время на современных машинах не выставляют;
  • на некоторых машинах при сильном морозе после запуска двигателя устанавливаются низкие прогревочные обороты, это защищает мотор от резких нагрузок, лучше не нажимать на газ в этот момент;
  • опускание стрелки тахометра в рабочую зону свидетельствует о том, что пора двигаться, но некоторые водители предпочитают погреть мотор еще 1-2 минуты, чтобы дать ему нормально прогреться.

Очень часто в процессе прогрева можно диагностировать определенные неполадки. В частности, практически все датчики в этом случае включаются в работу и могут показать свои проблемы. Опытные мастера на сервисе по поведению двигателя в процессе прогрева могут дать заключение о работе некоторых систем и упростить диагностику транспорта. Это как утреннее состояние человека: если он болен, именно утром обостряются все процессы, которые приводят к негативному самочувствию. Если с прогревом в вашей машине что-то не так, вы заметили изменения в поведении транспорта, самое время заняться диагностикой и ремонтом?

Когда не нужно бить тревогу по прогревочным оборотам?

Существуют десятки исключений из стандартной программы прогрева двигателя. Если машина у вас не так давно, есть определенные риски, что вы не поймете изменения в поведении транспорта. Владельцы авто принимают стандартные алгоритмы работы режима прогрева за ошибки и проблемы с датчиками. Нужно внимательно изучить инструкцию производителя по вашему силовому агрегату. Это поможет значительно повысить уверенность при выполнении стандартных процессов. В инструкции описаны все алгоритмы правильной работы.

Не стоит обращать внимание на такие особенности:

  • во время прогрева мотор меняет обороты, переставляя стрелку тахометра в разные места в пределах от 900 до 1500 об/мин, это нормальное явление в случае неточных показателей датчика температуры;
  • обороты плавают до окончания прогрева — это также нельзя считать неполадкой, нужно смотреть на стабильность оборотов в рабочем режиме, здесь плавание стрелки тахометра недопустимо;
  • отсутствие прогревочных оборотов в очень холодную погоду — в этом случае электроника защищает двигатель от чрезмерной нагрузки сразу при запуске, обороты могут подняться через минуту работы мотора;
  • отсутствие режима прогрева после длительной стоянки на автомобилях группы VAG — это экологические требования, которые вводятся с 2002-2003 года и затронули весь модельный ряд корпорации;
  • каждый день прогрев производится на разных оборотах — за режим работы двигателя в этом случае отмечает датчик температуры охлаждающей жидкости, он выставляет интенсивность прогрева.

На некоторых автомобилях прогрев производится на четком уровне. К примеру, 1100 об/мин устанавливаются при первом пуске в любом случае. Также может быть ситуация, когда прогрева нет при первом запуске в течение дня, а при всех последующих пусках прогрев происходит. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно для автомобилей Volkswagen и Audi. Концерн заботится о природе больше, чем о кошельках покупателей машин. Вам все равно стоит прогревать двигатель, несмотря на отсутствие таких рекомендаций со стороны производителя.

Когда стоит начинать бить тревогу владельцу авто?

Не стоит переживать, если вы столкнулись с одним из вариантов неточностей в работе двигателя, которые описаны выше. Но если проявления выходят за пределы указанных границ, стоит серьезно задуматься о диагностике. Обычно помогает определить все проблемы компьютерная диагностика на хорошем сервисе. Мастер указывает, какие датчики выполняют работу неправильно. Иногда причиной нарушений станут ошибки в прошивке. Если проблемы начались после чип-тюнинга, стоит вернуть заводскую прошивку на место и не экспериментировать у непроверенных специалистов.

Стоит задуматься о необходимости диагностики в таких случаях:

  • обороты прогрева превышают 1500 об/мин, стали слишком нестабильными, критично меняют режим работы двигателя после запуска, даже если в рабочем режиме все становится нормально;
  • автомобиль глохнет при прогреве, в этом случае нужно обязательно учитывать работу основных датчиков, участвующих в прогреве и выборе режима работы мотора сразу после первого запуска;
  • обороты резко меняются от рабочего режима в 800-900 об/мин до 1500 об/мин или даже выше, а затем переходят обратно несколько раз, такой режим губителен для мотора, нужно срочно что-то делать;
  • авто стабильно выставляет рабочий режим в 800-830 об/мин, вообще забывая о необходимости прогрева, это обычно говорит о проблемах в прошивке, и нужно это учитывать;
  • мотор прогревается, но затем обороты не падают в рабочую зону, необходимо проехаться определенное время, чтобы холостые обороты установились на рабочем уровне без нарушений и плаваний.
Читайте также:  Что лучше гироскутер или самокат с мотором

В таких случаях однозначно есть проблемы, которым стоит уделить внимание. В частности, вы можете поехать на диагностику и посмотреть, что происходит с электронной системой управления. Нужно понимать, что диагностика на прогретом двигателе может не дать нужного эффекта. Поэтому следует пригнать автомобиль на станцию, дать ему 3-4 часа остыть, и только затем мастер сможет правильно выполнить диагностические работы. Иначе этот процесс окажется бесполезным и не даст нужные результаты после выполнения сложных проверок.

Какие проблемы приводят к нарушению прогрева двигателя?

Существуют десятки неисправностей, которые могут быть замешаны в проблемах с прогревочными оборотами. В частности, речь идет об электронных системах, управляющих работой двигателя. Если датчик отправляет в ЭБУ неправильные сигналы, компьютер не может понять, что происходит с двигателем в данный момент. Также компьютер неправильно рассчитывает параметры смеси, и прогрев происходит в неподходящем режиме. Допускать таких неполадок нельзя, это может стать причиной очень неприятных проблем с мотором в будущем.

Наиболее часто встречаются такие неполадки:

  • датчик холостого хода — он также может называть регулятором ХХ, устанавливается обычно на дроссельной заслонке и управляет конкретным выставлением оборотов на холостом ходу, в том числе и при прогреве;
  • датчик положения дроссельной заслонки — при его поломке ЭБУ не понимает, в каком положении находится ДЗ, поэтому компьютер переходит в аварийный режим и ставит обороты на уровень 1500 об/мин;
  • датчик массового расхода воздуха или контроллер абсолютного давления — устройство регулирует давление воздуха, который подается в камеры сгорания, чем влияет на уровень оборотов;
  • ЭБУ — блок управления управляет всеми процессами, поэтому одна сгоревшая микросхема обязательно скажется на качестве работы многих функций силового агрегата, изменив их не в лучшую сторону;
  • проводка — очень часто проблемы с двигателем оказываются скрыты в проводке, пересохшие и разрушенные контакты станут причиной очень неприятных особенностей работы двигателя.

Даже если вас не смущает проблема прогрева, стоит устранить неполадку. Отсутствие или неправильный режим прогрева приводит к тому, что мотор работает в неподходящих и непредусмотренных производителем режимах. Это может стать причиной быстрого выхода из строя устройства. Тем более, современные технологичные моторы очень чувствительны к качеству управления в разных режимах. Не забывайте о том, что производители авто часто заботятся об экологических нормах, давая рекомендации. И здесь нужно различать, что хорошо, и что плохо для вашего авто.

Предлагаем посмотреть небольшое видео по данной теме (автор явно не разобрался с особенностями современных авто):

Подводим итоги

Современные автомобили должны работать четко в установленных производителем режимах. Иначе через несколько лет эксплуатации придется делать капремонт двигателя или менять агрегат в сборе. Вопрос прогревочных оборотов очень важен, и ему многие не уделяют достаточно внимания. Проблема связана с тем, что мало кто читает инструкции. Многие владельцы автомобилей полагаются исключительно на советы друзей, непроверенных мастеров или участников форумов. Но вы должны понимать, что только вы сами ответственны за здоровье вашего авто и двигателя в частности. Поэтому стоит проверять все возможные неполадки и не лениться иногда показаться на диагностику. В этом случае вы всегда вовремя найдете и устраните неполадки.

Если алгоритм прогрева меняется вместе со сменой сезона, высока вероятность того, что с машиной все абсолютно нормально. Но при неожиданной смене режима и кардинальных изменениях поведения двигателя после запуска нужно задуматься о возможных неполадках. Далеко не всегда проблемы с прогревом будут решаться заменой дорогостоящих датчиков. Возможно, вам нужно поправить прошивку или найти обрыв контакта в одном из мест электрической цепи автомобиля. А вы когда-нибудь сталкивались с проблемами отсутствия или неадекватного поведения режима прогрева?

Источник

Поделиться с друзьями