Провода мотора стеклоочистителя ваз

Содержание
  1. Провода мотора стеклоочистителя ваз
  2. Схема работы стеклоочистителей (дворников) на ВАЗ-2109, 2108 и 21099
  3. Электрическая схема дворников. Стеклоочистители, особенности конструкции
  4. Система стеклоочистителя лобового стекла
  5. Предохранители и реле ВАЗ 2110
  6. Элементы конструкции стеклоочистителей
  7. Видео «Замена моторчика и трапеции очистителя стекла на Газели»
  8. Принцип работы устройства
  9. Как работает трапеция
  10. Моторчик стеклоочистителей
  11. Стеклоочиститель ветрового стекла ВАЗ-2109
  12. Управление очистителями
  13. Виды щеток
  14. Способы крепления щеток
  15. Принцип работы стеклоочистителя
  16. Неисправности стеклоочистителя и способы устранения
  17. Как работает привод, поводок и другие узлы стеклоочистителя?
  18. Особенности устройства и схема стеклоочистителя
  19. Фотогалерея «Элементы системы»
  20. Проверка и снятие моторчика дворников ВАЗ-2109
  21. Принцип работы привода, двигателя и прочих узлов механизма
  22. Омыватель лобового стекла
  23. Конструкция и принцип работы омывателей
  24. Особенности омывателя лобового стекла ВАЗ-2109
  25. Неисправности омывателя лобового стекла ВАЗ-2109
  26. Доработка стеклоомывателя ВАЗ-2109
  27. Подбор щеток
  28. Стеклоочистители и стеклоомыватели
  29. Назначение стеклоочистителей
  30. Щетки стеклоочистителей

Провода мотора стеклоочистителя ваз

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

1 — моторедуктор стеклоочистителя ветрового стекла; 2 — термобиметаллический предохранитель; 3 — электродвигатель насоса омывателя; 4 — электромагнитный клапан омывателя ветрового стекла; 5 — монтажный блок; 6 — замок зажигания; 7 — реле зажигания; 8 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол; КЗ — реле стеклоочистителя ветрового стекла; А — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя; Б — к выводу «30» генератора; а — щетка 2-й скорости стеклоочистителя; б — щетка 1-й скорости стеклоочистителя; в — пружинная пластина концевого выключателя; г, д — контактные стойки концевого выключателя; С1, С2 — помехоподавительные конденсаторы; L1, L2 — дроссели

Плюс, через реле зажигания приходит с разъема ЧЯ Х11 по оранжевому проводу на моторедуктор, проходит там через термопредохранитель и по желто-белому проводу возвращается к подрулевому переключателю на контакт 53а. В положении переключателя IV или V (медленная скорость постоянно и быстрая скорость постоянно) ток подается к мотору по серому и серо-оранжевому проводу соотвественно. Вся остальная требуха типа реле, бело-черного провода и парковочного размыкателя в моторе нужны для прерывистых режимов и для парковки дворников если ты выключил правое весло в момент когда щетки были не внизу стекла.
Это вкратце. Нужны подробности — спрашивай.

не работают они, то работают 2 положения но медленно.
Не могу найти закономерности, то работают то нет.

снял подрулевой переключатель и там перемыкаю проводом контакты 53 и 53а, дворники машут шустро и не запинаются, работают вообще отлично, ставлю переключатель назад, дворники без движения стоят.

Источник

Схема работы стеклоочистителей (дворников) на ВАЗ-2109, 2108 и 21099

Схема подключения дворников ( стеклоочистителей ) на ВАЗ-2109, 2108 и 21099 — пригодится в случае неисправности дворников 🙂

1 — моторедуктор стеклоочистителя ветрового стекла;

2 — термобиметаллический предохранитель;

3 — электродвигатель насоса омывателя;

4 — электромагнитный клапан омывателя ветрового стекла;

5 — монтажный блок;

6 — замок зажигания;

7 — реле зажигания;

8 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол;

КЗ — реле стеклоочистителя ветрового стекла;

А — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя;

Б — к выводу «30» генератора;

а — щетка 2-й скорости стеклоочистителя;

б — щетка 1-й скорости стеклоочистителя;

в — пружинная пластина концевого выключателя;

г, д — контактные стойки концевого выключателя;

С1, С2 — помехоподавительные конденсаторы;

L1, L2 — дроссели

Плюс, через реле зажигания приходит с разъема Блока предохранителей Х11 по оранжевому проводу на моторедуктор, проходит там через термопредохранитель и по желто-белому проводу возвращается к подрулевому переключателю на контакт 53а. В положении переключателя IV или V (медленная скорость постоянно и быстрая скорость постоянно) ток подается к мотору по серому и серо-оранжевому проводу соотвественно. Все остальное: реле, черно-белый провод и парковочный размыкатель в моторе нужны для прерывистых режимов и для парковки дворников если ты выключил их в момент когда щетки были не внизу стекла.

Источник

Электрическая схема дворников. Стеклоочистители, особенности конструкции

Система стеклоочистителя лобового стекла

Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.

В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.

Предохранители и реле ВАЗ 2110

F1 — 5А — Лампы фонарей освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа габаритного света. Лампа освещения багажника. Лампы габаритного света левого борта F2 — 7,5А — Левая фара (ближний свет) F3 — 10А — Левая фара (дальний свет) F4 — 10А — Правая противотуманная фара F5 — 30А — Электродвигатели стеклоподъемников дверей F6 — 15А — Переносная лампа F7 — 20А — Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя. Звуковой сигнал F8 — 20А — Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла F9 — 20А — Клапан рециркуляции. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла F10 — 20А — Резервный F11 — 5А — Лампы габаритного света правого борта F12 — 7,5А — Правая фара (ближний свет) F13 — 10А — Правая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света. F14 — 10А — Левая противотуманная фара F15 — 20А — Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника F16 — 10А — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации F17 — 7,5А — Лампа освещения салона. Лампа индивидуальной подсветки. Лампа подсветки выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы (или маршрутный компьютер) F18 — 25А — Лампа освещения вещевого ящика. Контроллер отопителя. Прикуриватель F19 — 10А — Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Лампы света заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы (или маршрутный компьютер) F20 — 7,5А — Лампы задних противотуманных фонарей

К1 – реле контроля исправности лампочек; К2 – реле передних дворников; K3 – реле-прерыватель повторителей и аварийной сигнализации; К4 – реле включения ближнего света; К5 – реле включения дальнего света; К6 – дополнительное реле; К7 – реле включения обогрева заднего стекла; K8 – резервное реле

Без дворников преодолеть дождь или снег практически невозможно, так как видимость сводится к минимуму. Именно поэтому важно держать стеклоочистители (официальное название дворников) в целости и сохранности. В данном материале описаны схема, по которой работают дворники в автомобиле ВАЗ 2110, основные неисправности, а также ремонт стеклоочистителя.

Важно! Схема работы омывателя довольно простая: под капотом установлен электрический моторчик, к которому присоединена трапеция, на нее надето два стеклоочистителя – это одна часть узла. Вторая часть представляет собой бачок с технической жидкостью, которая доходит до стеклоочистителя при помощи насоса. Электроника выводится под приборную панель ВАЗ 2110.

Элементы конструкции стеклоочистителей

Конструктивные особенности зависят от вида устройства и типа крепежных элементов. Стандартная схема стеклоочистителей состоит из следующих деталей:

  • рычажного привода (трапеции);
  • поводков;
  • реле для управления режимами работы;
  • электронного блока управления (при наличии);
  • электродвигателя с редуктором;
  • шарнирных креплений;
  • щеток.


Конструкция стеклоочистителей
Дополнительно предусмотрены управляющие устройства. К примеру, для ручного управления используется подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей, а для автоматического режима в транспортном средстве устанавливают специальный электронный блок управления и датчик для анализа загрязнения стекла (датчик дождя).

Видео «Замена моторчика и трапеции очистителя стекла на Газели»

В этом ролике демонстрируется, как заменить трапецию и мотор стеклоочистителя (автор видео – Андрей Медведев).

Очередная доработка — установка переключателя с регулировкой пауз от Газель Бизнес. Особо нового ничего не напишу, однако же, сподвигло написать сей пост тот факт, что своей распиновки по цветам не нашел, разобрался сам. Проводка у меня по сути от 31105 дорест. Но кому-то такая информация жизненно необходима ))

Итак — новый переключатель СОАТЭ 2705.3709300

Цвета и расположение проводов:

Цвета и расположение проводов старого переключателя:

Гибрид, старый жгут перепаян на новый переключатель:

Два выходящих их ручки провода удлиняем, изолируем, и, после установки переключателя, выводим к левой кик-панели. Там, за накладкой, ближе к моторному щиту, стоит реле 524.3747-10, прикручено винтом под шлиц.

Вскрываем. Сбоку на плате видим сопротивление, его убираем, вместо него запаиваем резистор на 700-1000 ом одним концом на любую из двух контактных площадок, к которым было припаян старый. Свободный конец подключаем к любому из двух выведенных нами проводов, второй провод припаиваем на вторую площадку.

Читать дальше: Как разобрать салон хендай солярис

Совсем без резистора нельзя, а оставлять штатное не надо — слишком высокое для наших нужд сопротивление.

Если вам более ничего не требуется — собираем и подключаем, желательно через промежуточный разъем

Но если Вам, как и мне, не в жилу 3 взмаха после срабатывания омывателя — то процесс допила продолжается )))

На плате скраю, возле микросхемы таймера, имеется еще один резистор, сопротивлением около 120 килоом

Заменив его на резистор сопротивлением 40-50 килоом получим однократный взмах 60-70 килоом — двухкратный. Одиночного мало, для себя выбрал оптимум — двойной.

Подобрал два резистора последовательно (неохота переться в магазин), запаял, проверил. Странно… Работает. Несмотря на все мои усилия )))

Читайте также:  Swap газели установка японского мотора 1jz 2jz

Собрал, воткнул разъем, поставил.

Теперь левый переключатель своим убогим видом глаза мозолит… )

Ну и до кучи — видео режимов работы стеклоочистителей с новым переключателем.

Принцип работы устройства

Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:

  1. Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
  2. Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
  3. Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.

Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.

Как работает трапеция

Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:

  • движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
  • обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
  • поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.

Трапеция стеклоочистителей
Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.

В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.

Моторчик стеклоочистителей

Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.


Мотор стеклоочистителей для ВАЗ 2110

Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.

Стеклоочиститель ветрового стекла ВАЗ-2109

Страница 1 из 3

Комплект очистителя ветрового стекла состоит из моторедуктора (электродвигателя с редуктором), рычагов и щеток. Движение щеток — параллельное. Электродвигатель очистителя — с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения.

Для защиты электродвигателя от перегрузок при примерзании щеток к стеклу или большом сопротивлении их движению в очистителе устанавливается термобиметаллический предохранитель

Рис.1 Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла: 1 -электродвигатель омывателя ветрового стекла; 2 -электродвигатель очистителя ветрового стекла; 3 -монтажный блок; 4 -выключатель зажигания; 5 -реле разгрузки выключателя зажигания; 6 — переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; КЗ — реле очистителя ветрового стекла; А — к источникам питания; В — порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя

Схема включения очистителя показана на рис 1. Очиститель имеет три режима работы I — режим — прерывистый, осуществляется в положениях II и III рычага переключателя 3 Этот режим обеспечивается электронным реле К3 типа 525 3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает моторедуктор очистителя (малую скорость) при включении омывателя ветрового стекла II — режим — постоянный, с малой скоростью движения щеток, осуществляется в положении IV рычага переключателя 6. При этом напряжение питания подается на щетку электродвигателя, находящуюся в геометрической нейтрали III — режим — постоянный, с высокой скоростью движения щеток Имеет место в положении V рычага переключателя 6. При этом напряжение питания подается на щетку, смещенную с геометрической нейтрали Для разгрузки контактов выключателя зажигания применяется реле

Причина неисправности Метод устранения
Электродвигатель очистителя не работает,

биметаллический предохранитель не срабатывает

и не перегорает предохранитель F16 в монтажном блоке

1. Повреждены провода питания моторедуктора,

окислены наконечники проводов в соединительных колодках

1. Проверьте провода, поврежденные замените. Зачистите наконечники
2. Поврежден переключатель очистителя 2. Замените переключатель очистителя в подрулевом переключателе
3. Зависание щеток электродвигателя, сильное загрязнение или подгорание коллектора 3. Проверьте, устраните зависание щеток или замените поврежденные детали; зачистите коллектор
4. Обрыв провода в обмотке якоря электродвигателя 4. Замените якорь или моторедуктор
Электродвигатель очистителя не работает,

биметаллический предохранитель срабатывает

или перегорает предохранитель F16 в монтажном блоке

1. Рычаги механизма очистителя деформированы и задевают за детали кузова 1. Проверьте, выправьте рычаги или замените очиститель
2. Щетки примерзли к стеклу 2. Оторвите щетки от стекла,

не допуская повреждения резиновой ленты

3. В механизм очистителя попал посторонний предмет 3. Проверьте, извлеките предмет
4. Короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя 4. Замените моторедуктор или якорь электродвигателя
Электродвигатель очистителя не работает в прерывистом режиме
1. Поврежден переключатель очистителя 1. Замените переключатель очистителя в подрулевом переключателе
2. Повреждено реле очистителя 2. Замените реле
Электродвигатель очистителя не останавливается в прерывистом режиме
1. Повреждено реле очистителя 1. Замените реле очистителя
2. Кулачок шестерни моторедуктора

не отгибает пружинную пластину концевого выключателя

2. Подогните пластину выключателя,

чтобы кулачок отгибал пластину,

или подогните контакты концевого выключателя

3. Загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе 3. Зачистите контакты выключателя
Электродвигатель очистителя работает, щетки не движутся
1. Поломаны зубья шестерни моторедуктора 1. Замените шестерню
2. Слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора 2. Проверьте, затяните гайку крепления кривошипа,

установив его в конечном положении

Ремонт очистителя заключается в основном в правке деформированных тяг и рычагов или замене их новыми. Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым Из ремонтных работ по мотор еду кто руд о пускаете я только замена шестерни редуктора, зачистка коллектора и регулировка концевого выключателя

Управление очистителями

Система очистки ветрового стекла может управляться двумя способами — электронным и электрическим. Последний вариант подразумевает ручное изменение режимов работы. Под рулем находится специальный рычаг управления, позволяющий включать устройство, регулировать паузу в работе стеклоочистителей и изменять режимы очистки. Но подобный вариант требует постоянного участия водителя.


Подрулевой переключатель

Электронная система управления является полностью автономной и не требует человеческого вмешательства. В автомобиле устанавливается специальный электронный блок и датчик дождя, который анализирует чистоту стекла и погодные условия. С помощью электронного управления обеспечивается целый ряд функций:

  • автоматическое включение и выключение;
  • изменение параметров работы очистителя;
  • блокировка моторчика при наличии препятствий на ветровом стекле;
  • дополнительная очистка с помощью стеклоомывателя;
  • предотвращение замерзания щеток при выключенном двигателе.

Виды щеток

Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:


Каркасные щетки

  1. Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
  2. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
  3. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.


Бескаркасные дворники

Способы крепления щеток

До 1999 года большинство производителей автомобилей использовали тип крепления штатных щеток стеклоочистителей под названием «крючок» или «Hook». Это универсальное устройство в виде буквы «U», которое позволяет защелкнуть щетку и не переживать о надежности ее установки. В настоящее время набирают популярность следующие типы креплений:

  1. Боковой штырь — появилось в 2005 году на BWM, Volvo и других автомобилях. Позволяет фиксировать щетки с помощью специального бокового штыря на 22 или 17 мм.
  2. Кнопка или «Push Button» — адаптер для стандартных щеток стеклоочистителей шириной 16 мм. Достаточно защелкнуть устройство для крепления, а для снятия необходимо нажать на специальную кнопку.
  3. Pin lock — фиксация щеток с помощью специального встроенного замка. Используется в автомобилях Audi.

Принцип работы стеклоочистителя

02.04.2016 11:15 — дата обновления страницы

Наши дополнительные
сервисы и сайты:
г. С аратов

разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail

Производим обмен текстовыми ссылками

Стеклоочиститель, принцип работы, ремонт

Стеклоочиститель включается переключателем 9 (рис. 336), расположенным з блоке переключателей на облицовке панели приборов. В зависимости от положения клавиша переключателя возможно два режима работы стеклоочистителя: постоянная и прерывистая.

Постоянная работа стеклоочистителя получается при полностью нажатом клавише. Ток при этом идет от вывода аккумуляторной батареи или зажима генератора через обмотку якоря электродвигателя, минуя реле стеклоочистителя. Электродвигатель работает с постоянной скоростью, и щетки качаются с частотой 50-60 циклов в минуту.

Прерывистая работа стеклоочистителя достигается с помощью реле РС514, которое включается при среднем положении клавиша переключателя 9. Как и в предыдущем случае, ток от зажима генератора тем же путем течет до штекера L переключателя 9. Затем путь тока следующий: штекер V переключателя 9 — обмотка элекромагнита реле и параллельно через дополнительный резистор- контакты прерывателя реле — биметаллическая пластина прерывателя — штекеры 1 и D переключателя 9 — масса.

Под действием тока, протекающего по обмотке электромагнита реле, якорь притягивается к сердечнику и замыкает нижние контакты реле. Через них начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя и он начинает вращаться. Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя реле. Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластина от нагревания выгибается, и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Якорь реле возвращается в исходное положение. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние — замыкаются, прерывая питание электродвигателя. Электродвигатель останавливается.

Рис. 336. Электрическая схема включения стеклоочистителя: а — на автомобиле ВАЗ-2101 с электродвигателем МЭ-241; б — на автомобилях ВАЗ-21011 и BA3-2103 1 — электродвигатель стеклоочистителя; 1 — реле стеклоочистителя; 3 — генератор; 4 — аккумуляторная батарея; 5 и 6 — предохранители; 7 -включатель зажигания; 8 — включатель наружного освещения; 9 — переключатель стеклоочистителя; 10, 11 и 12 — контакты включателя электродвигателя; 13 — включатель стеклоочистителя в насосе омывателя ветрового стекла

Обозначение цвета проводов: Б — белый; БЧ- белый с уерной полосой; Г — голубой; ГЧ — голубой с черной полосой; Ж — желтый; ЖЧ — желтый с черной полосой; /( — красный; Кор — коричневый; Р — розовый; Ч — черный

Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму и контакты прерывателя замыкаются включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в 1 мин.

За время одного цикла щетки завершают один двойной ход п останавливаются в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу, пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя, щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.

Выключение стеклоочистителя происходит после перевода клавиша переключателя 9 в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается от штекера В блока предохранителей через замкнутые контакты 10 и 12 включателя электродвигателя. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты 10 и 12 и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится, и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.

Ремонт стеклоочистителя заключается в основном в правке деформированных тяг и рычагов рычажной системы или замене их новыми. Неисправный электродвигатель рекомендуется заменять новым. Из ремонтных работ по электродвигателю допускается только замена шестерни редуктора и зачистка коллектора.

Снятие стеклоочистителя производится из отсека двигателя в следующем порядке:

снять щетки с рычагами, отсоединить провода от аккумуляторной батареи и от электродвигателя стеклоочистителя;

отвернуть гайки осей рычагов с установочными втулками и гайки крепления кронштейна электродвигателя и снять двигатель в комплекте с рычажной системой.

На верстаке снять с электродвигателя рычажную систему, Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Для разборки электродвигателя стеклоочистителя необходимо отвернуть винты крепления крышки редуктора и снять ее вместе с панелью. Затем отвернуть винты крепления картера редуктора к корпусу электродвигателя и разъединить их. Вынуть якорь электродвигателя.

Чтобы снять шестерню редуктора у электродвигателя МЭ-241, необходимо отвернуть гайку крепления кривошипа, снять стопорное кольцо с оси и вынуть из картера ось с шестерней и шайбами. Для снятия шестерни электродвигателя МЭ-241 А необходимо отвернуть гайку крепления шестерни и снять ее с оси.

После разборки продуть внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверить состояние щеток и коллектора. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость. Коллектор необходимо зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протереть чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то электродвигатель лучше заменить новым. Проверить, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистить их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

При сборке следует отводить щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок. При сборке электродвигателя МЭ-241 вставлять якорь в корпус необходимо с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.

После сборки необходимо проверить электродвигатель на стенде .

Неисправности стеклоочистителя и способы устранения

Стеклоочиститель не работает:

— Неисправен электродвигатель (периодически слышны щелчки при отключении теплового предохранителя стеклоочистителя)

Проверьте электродвигатель отдельно.

Неисправный электродвигатель разберите.

Зачистите коллектор, при необходимости замените щетки, смажьте подшипники моторным маслом.

Если в электродвигателе сгорела обмотка, замените электродвигатель

Проверьте контрольной лампой, при необходимости замените

— Короткое замыкание в цепях

Подключите контрольную лампу вместо предохранителя и, отключая участки цепи, начиная от стеклоочистителя, найдите короткое замыкание и устраните

— Заедание осей рычагов или шарниров рычажной системы (периодически слышны щелчки при отключении теплового предохранителя стеклоочистителя)

При снятом стеклоочистителе снимите кривошип с оси редуктора и рукой проверьте рычажную систему на отсутствие заеданий.

Смажьте моторным маслом все шарниры и оси

— Износ червячной шестерни редуктора (слышна работа электродвигателя, а щетки не двигаются)

Замените червячную шестерню

— Неисправен тепловой предохранитель стеклоочистителя

Проверьте контрольной лампой, при необходимости замените предохранитель

Якорь электродвигателя вращается с низкой частотой:

— Загрязнение или окисление коллектора

Разберите электродвигатель, очистите коллектор

— Заедание якоря в подшипниках

Очистите шейки вала

— Неисправности в обмотках (см. «Стеклоочиститель не работает»)

Проверьте обмотки, при необходимости замените электродвигатель

Электродвигатель работает, но щетки неподвижны:

— Слабое крепление кривошипа на оси шестерни редуктора

Проверьте крепление кривошипа. Затяните гайку крепления

— Поломка зубьев шестерни

Замените шестерню редуктора

Во время работы стеклоочистителя щетки ударяются о детали кузова или после выключения щетки останавливаются слишком высоко:

— Неправильно установлены рычаги щеток

Измените установку рычагов щеток

Стеклоочиститель работает на одной скорости:

Проверьте контрольной лампой, при необходимости замените

— Зависание щеток в электродвигателе

Разберите электродвигатель, проверьте состояние щеток, при необходимости замените электродвигатель

Как работает привод, поводок и другие узлы стеклоочистителя?

Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.

Особенности устройства и схема стеклоочистителя

Система стеклоочистки состоит из таких элементов:

  1. Электродвигатель или привод стеклоочистителя. Это устройство обеспечивает нормальную работу системы, способствуя перемещению дворников по переднему, а также заднему (для универсалов и хэтчбеков) стеклу. Если редуктор стеклоочистителя выходит из строя, это приведет к неработоспособности очистителей. Привод заднего стеклоочистителя также устанавливается только в автомобили в кузове хэтчбек или универсал.
  2. Держатель щетки стеклоочистителя, он же поводок стеклоочистителя, он же рычаг стеклоочистителя — щеткодержатель. На этом устройстве фиксируется само лезвие очистителя, которое перемещается по стеклу.
  3. Щетка с резиновым или силиконовым лезвием. Когда она изнашивается, качество очищения лобового стекла значительно снижается.
  4. Крепление щеток стеклоочистителя — конструктивный элемент самих дворников.
  5. Расширительный бачок — в него заливается жидкость, которая впоследствии при включении дворников через форсунки по шлангам передается на стекло.
  6. Форсунки — эти элементы монтируются на капоте, они выполняют функцию распыления воды по стеклу.
  7. Резиновые шланги, соединяющие расширительный бачок и форсунки — по ним передается расходный материал.
  8. В зависимости от авто, может использовать блок управления стеклоочистителем или прерыватель стеклоочистителя. Последний представляет собой реле, которое в соответствии с действиями водителя определяет частоту перемещения щеток по заданным временным интервалам. Что касается блока, то он позволяет водителю самостоятельно выставить необходимый интервал.
  9. Мотор омывателя, который осуществляет подачу воды или омывающей жидкости на стекла.
  10. Переключатель стеклоочистителя. Подрулевой переключатель располагается в салоне автомобиля, под рулевым колесом. С его помощью водитель может установить скорость работы дворников, а также при необходимости подать воду на стекло.
  11. Тяга, которая соединяет две щетки. Благодаря ей эти элементы могут двигаться синхронно.

Фотогалерея «Элементы системы»

Проверка и снятие моторчика дворников ВАЗ-2109

Такой элемент, как моторчик, отвечающий за работу дворников на автомашине ВАЗ-2109, выходит из строя не очень часто, но если это все же происходит, его приходится менять на новый.

Сделать это на самом деле нетрудно, но сама процедура занимает довольно много времени, особенно у тех автолюбителей, которые не имеют должного опыта.

Прежде всего, необходимо обесточить систему. Для этого просто отключают минусовую клемму на батарее.

  • выставляют рычаги дворников в вертикальную позицию;
  • открутив гайки, снимают их с валиков;
  • удаляют защитные колпачки;
  • скручивают гайки (по одной с каждой стороны), крепящие кронштейны вверху;
  • демонтируют резиновые уплотняющие шайбы;
  • в подкапотном пространстве снимают с разъема жгут проводов;
  • откручивают болты, удерживающие нижнюю часть кронштейна;
  • валики механизма вынимают из отверстий;
  • отвинчивают гайку, крепящую кривошип стеклоочистителя, и снимают его;
  • демонтируют болтики, удерживающие редуктор дворников, и моторчик на месте;
  • отсоединяют провода от предохранителя биметаллического и снимают двигатель с кронштейна.

Остается только убрать с редукторного вала стопорящее кольцо и регулирующие шайбы, и установить новый моторчик. Сборка производится в обратном порядке.

Для того чтобы работать было удобнее, советуем немного сместить вентилятор печки вправо. Без этого снять стеклоочиститель не удастся. Потребуется также убрать и крышку блока предохранителей и все реле, находящиеся там.

Принцип работы привода, двигателя и прочих узлов механизма

Если схема и устройство стеклоочистителя не вызывает вопросов, перейдем к следующему пункту — принципу работы. Держатель щетки стеклоочистителя вместе с установленным на нем лезвием передвигается влево и вправо, что позволяет практически полностью очистить ветровое стекло. Как сказано выше, с помощью переключателя водитель может отрегулировать скорость, с которой держатель щетки стеклоочистителя будет передвигаться. Некоторые современные авто комплектуются скрытыми очистителям. В данном случае механизм стеклоочистителя устанавливается под лобовым стеклом, а когда водителю нужно включить дворники, устройство выдвигает вверх этот механизм, который после отключения «спрячется» обратно.

В целом очистители для лобового и заднего стекла — это практически идентичные изделия, но и в их работе есть отличия. К примеру, держатель щетки стеклоочистителя может работать только в одном режиме, без возможности регулировки. То есть если передние дворники являются частью целой системы, включающей в себя множество элементов и блок управления, то задний дворник имеет только одну функцию. Одним из основных компонентов омывателя считается насос, предназначенный для активации электромотора системы.

Вкратце рассмотрим принцип действия системы:

  1. Водитель жмет на подрулевой переключатель, подавая управляющему блоку сигнал о необходимости включения дворников, а также подаче воды.
  2. Посредством работа электромотора жидкость начинает передаваться по шлангам через форсунки на лобовое или заднее стекло.
  3. Держатель щетки стеклоочистителя начинает вращаться под воздействием электродвигателя, которому управляющее устройство отправило сигнал — с какой скоростью держатели должны двигаться.
  4. При кратковременной подаче жидкости на стекло подается определенный объем. Когда вода перестает поступать, дворники еще какое-то время работают, обычно это 1-3 взмаха (автор видео — канал Фольксваген центр РУС-ЛАН).

Омыватель лобового стекла

Стеклоомыватель предназначен для разбрызгивания омывающей жидкости на лобовое стекло автомобиля с целью повышения эффективности работы стеклоочистителей. Плюс к этому, за счёт увлажнения, увеличивается ресурс щёток стеклоочистителя. Омыватели лобового стекла являются обязательными в комплектации каждого современного автомобиля.

Конструкция и принцип работы омывателей

Типовая схема штатного омывателя лобового стекла включает следующие элементы:

  • резервуар для жидкости (бачок);
  • насос с электроприводом;
  • жиклёры (форсунки);
  • соединительная арматура (трубки, переходники и т. п.);
  • обратные клапаны;
  • электропроводка.

Кроме этого, в конструкцию стеклоомывателя может быть добавлена система подогрева жидкости в бачке и магистрали, а также обогрев форсунок.

Бачок устанавливается в подкапотном пространстве (моторном отсеке) и предназначен для хранения омывающей жидкости. Он изготавливается с заливной горловиной, которая закрывается крышкой. Форма и объём этого резервуара зависят от конкретной модели автомобиля. Как правило, ёмкость составляет 2,5–4,0 л. Если в машине дополнительно предусмотрен омыватель фар или заднего стекла, объём бачка может быть большим.

Насос через уплотнительное кольцо жёстко крепится на корпусе бачка. Конструктивно он представляет собой электродвигатель с рабочим колесом. Питание двигателя осуществляется постоянным током. В большинстве моделей омывателей дополнительно устанавливается перед насосом фильтр грубой очистки.

Форсунки (жиклёры) являются исполнительными элементами стеклоомывателя. Как правило, они монтируются на крышке капота или на решётках системы забора воздуха («жабо»). Жиклёры обеспечивают разбрызгивание жидкости на поверхность лобового стекла. Обычно их устанавливают по две штуки.

Сегодня существует два типа форсунок стеклоомывателей: струйные и веерные. Первые оснащены одним или двумя соплами.Форсунки веерного типа более эффективны. Они обеспечивают разбрызгивание жидкости веером, что позволяет одновременно увлажнять большую площадь поверхности лобового стекла. Принцип их работы отличается от струйных устройств большим количеством сопл и более высоким давлением жидкости. Постоянное заполнение системы жидкостью и в итоге быстрое создание необходимого давления для работы веерных форсунок обеспечивает обратный клапан омывателя лобового стекла.

Преимущества форсунок веерного типа:

  • равномерное разбрызгивание жидкости;
  • низкий расход;
  • увлажнение большой площади.

Недостатки форсунок веерного типа:

Одновременное покрытие жидкостью большой площади лобового стекла ухудшает видимость, тем самым на несколько мгновений снижается безопасность движения.

Соединительная арматура обеспечивает подвод жидкости из бачка к форсункам. Чтобы омывающая жидкость не замерзала при низких температурах, устанавливается подогрев бачка и/или форсунок, а также производится утепление шлангов.

Особенности омывателя лобового стекла ВАЗ-2109

Автомобили серии ВАЗ-2109 оснащаются штатным омывателем лобового стекла, который включает в себя следующие элементы:

  • полиэтиленовый бачок;
  • фильтр грубой очистки;
  • электронасос;
  • электромагнитный клапан;
  • гибкие соединительные шланги;
  • две струйные форсунки;
  • предохранитель и электропроводка.

Бачок с электрическим насосом двунаправленного действия устанавливается в моторном отсеке справа. В зависимости от напряжения на контактах электромагнитного клапана обеспечивается подача жидкости к форсункам омываетеля лобового или заднего стекла.

Струйные форсунки смонтированы на капоте. Для калибровки направления струи жидкости из жиклёров необходимо вставить иголку в сопло распылителя и повернуть форсунку в нужное положение.

Омыватель лобового стекла ВАЗ-2109 включается в работу подрулевым переключателем, который расположен справа. При его нажатии подаётся питание на электромагнитный клапан привода наcоса и реле включения малой скорости очистителя лобового стекла.

Неисправности омывателя лобового стекла ВАЗ-2109

Причинами выхода из строя стеклоомывателя могут быть:

  • перегорание предохранителя;
  • плохой контакт на клеммах электродвигателя насоса;
  • засорение фильтра или шлангов;
  • засорение форсунок;
  • нарушение герметичности системы;
  • плохое соединение вала электродвигателя с насосом;
  • выход из строя электродвигателя;
  • замерзание жидкости.

В случаях, когда не работает омыватель лобового стекла ВАЗ-2109, в первую очередь необходимо проверить целостность соответствующего предохранителя и надёжность подключения электропроводки. Если вышел из строя предохранитель, замените его новым. Клеммы электродвигателя со временем могут окисляться. Поэтому для надёжной работы их рекомендуется периодически чистить.

Если стеклоомыватель не работает по причине засорения фильтра забора жидкости или шлангов, необходимо произвести промывку. Иногда помогает продувка сжатым воздухом.

Нарушение герметичности системы стеклоомывателя обычно происходит по причине износа отдельных элементов соединительной арматуры (шлангов, тройников и т. д.). В этом случае неисправность устраняется заменой вышедшего из строя компонента новым аналогом.

Причиной выхода из строя стеклоомывателя, может быть, плохое соединение вала электродвигателя с валом насоса. В этом случае, насос не обеспечивает необходимого давления в системе, и жидкость не будет поступать к форсункам. Аналогичная ситуация бывает и при выходе из строя электродвигателя.

При низких температурах основной причиной отказа омывателя лобового стекла является замерзание жидкости в системе. Для устранения этой неисправности достаточно прогреть автомобиль в тёплом помещении.

Доработка стеклоомывателя ВАЗ-2109

Как правило, даже неразбавленная жидкость для омывателя при температуре ниже – 10 оС густеет. В результате этого в системе не обеспечивается достаточное давление. Жидкость выходит из струйных форсунок с малым напором, не долетая до лобового стекла. Чтобы этого не происходило, рекомендуется устанавливать подогрев бачка. Эту доработку можно выполнить самостоятельно с минимальными затратами сил и средств.

Для монтажа системы обогрева бачка омывателя необходимо приготовить 0,5 м медной трубки сечением 8,0-9,0 мм, новую крышку для бачка, бензостойкий армированный шланг и хомуты для крепления.

Сначала изгибаем трубку, делаем теплообменник для бачка, внешний вид которого напоминает обычный электрокипятильник. Затем вырезаем в крышке два отверстия и впаиваем в них оба концы трубки. Нагревательный элемент «врезаем» с помощью шлангов в обратку печки или в систему обогрева дроссельного узла.

Более эффективно будет работать стеклоомыватель, если штатные струйные жиклёры ВАЗ-2109 заменить форсунками веерного типа от «десятки». При этом их лучше установить не на крышке капота, как это предусмотрено производителем, а на решётках забора воздуха («жабо»). В этом случае можно будет дополнительно установить подогрев форсунок с помощью медного теплообменника, запитав его от обратки печки. Медную трубку следует расположить в нижней части «жабо» непосредственно под жиклёрами.

Подбор щеток

При выборе дворников необходимо руководствоваться такими критериями:

  1. Длина. Один из основных показателей — длина — подбирается в соответствии с моделью авто или с учетом размера уже установленного изделия.
  2. Способ крепления изделий. Если кронштейны для фиксации не будет совпадать, вы просто не сможете установить изделия.
  3. Качество — не менее важный критерий. Чем качественнее будут изделия, тем дольше они смогут прослужить.

Как показывает практика, качественные продукты всегда стоят дороже, а эксперты советуют не экономить на приобретении изделий, поскольку они напрямую влияют на видимость. Мы рекомендуем подбирать дворники в соответствии с маркой авто, поскольку это позволит наиболее точно выбрать необходимый размер.

Кроме того, оптимальнее всего выбирать изделия в соответствии с сезоном — они могут быть как летними, так и зимними. Следует учитывать, что зимние варианты оснащаются специальными лезвиями, которые не замерзают и не леденеют на морозе. В зависимости от ситуации, можно произвести не полную замену изделия, а только одного лезвия, разумеется, если остальные элементы поводка в нормальном состоянии.

Стеклоочистители и стеклоомыватели

Назначение стеклоочистителей

Автомобили эксплуатируются в разных климатических, дорожных и метеорологических условиях, при этом для обеспечения безопасности движения и комфортных условий для водителя необходимо обеспечить безупречную видимость дорожной обстановки. Основными факторами, снижающими обзорность и видимость водителю, являются загрязнение либо увлажнение (например, атмосферными осадками) лобового, заднего и боковых стекол, при этом уменьшение видимости через лобовое стекло является наиболее опасным с точки зрения безопасности движения. Существенно ухудшает видимость в темное время суток загрязнение стекол фар.

Исходя из изложенного выше, стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (во многих моделях легковых автомобилей и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. Фароочистители, устанавливаемые в последнее время на многих легковых автомобилях, предназначены для очистки стекол фар от загрязнений.

Щетки стеклоочистителей

Очистка стекол осуществляется специальными обрезиненными щетками, плотно прижимаемыми к стеклу рабочей поверхностью и совершающими колебательные движения по поверхности стекла.

Количество щеток стеклоочистителей лобового стекла зависит от его размеров и формы; на большинстве автомобилей используется две щетки – со стороны водителя и со стороны пассажира, но встречаются и автомобили, у которых лобовое стекло оснащено тремя щетками стеклоочистителя.

Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков (чем зачастую «грешат» вакуумные и пневматические приводы) с определенным углом размаха и силой прижатия к стеклу.

Источник

Поделиться с друзьями