Расчет допустимой мощности подвесного мотора

Расчет допустимой мощности подвесного мотора

Подвесные лодочные моторы.
Выбор двигателя для надувной лодки.

Ну вот, пройдя все муки выбора, вы все-таки стали счастливым обладателем лодки и, казалось бы, осталось совсем немного для полного счастья – приобрести еще и лодочный мотор.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как выбор лодочного мотора – задача не менее трудная.

Сделав правильный выбор, вы сможете не только сэкономить на топливе, но и сберечь нервы и здоровье. Вот два крайних случая: недостаточно мощный мотор и лодочный мотор с избыточной мощностью.

В первом случае, при недостаточной мощности, ее самом минимальном значении, у вас будут проблемы при выходе в режим глиссирования, например, против несильного ветра, против течения, при неправильном размещении груза в лодке.

К примеру, при сильном ветре на реке , имея большую лодку и слабый мотор, вы даже не сможете двигаться против течения, что довольно не безопасно.

Но вернемся к главному. Как же выбрать правильный лодочный мотор?

О минимальной мощности лодочного мотора.

Рассчитаем минимальную мощность двигателя, то есть мощность, которой будет достаточно для выхода на глиссирование при обычной загрузке.

Что мы имеем в виду под обычной загрузкой? Это количество пассажиров, вес самой лодки, мотора, багажа, запасного бензина и оборудования. Далее суммируем все веса и делим на 30, если лодка имеет малую килеватость, то есть днище практически плоское.

Соответственно, делим на 25 при большой килеватости лодки. У современных лодок ПВХ в большинстве случаев имеется надувной киль, вполне прилично выступающий на днище, поэтому было бы правильнее брать цифру 28-29, но расчет будем вести по лодке, имеющей практически плоское дно.

Для примера сделаю расчет для своей лодки Дека. Вес лодки 25 кг, мотор 24 кг, рыболов 80 кг, снасти, бензин, запчасти 25 кг.

Итого: (25+24+80+25)\30 = 5, 1 лошадиных сил.

На этой лодке я пользуюсь мотором Меркури 5. Для рыбалки, когда один в лодке вполне хватает. Если груз разместить равномерно и мотор прогрет, то на глиссер выходит хорошо, идет стабильно, скорость около 30 км/ч по течению и ветру. То есть, как вы видите, расчетные данные совпадают с реальной эксплуатацией.

Это, что касается глиссера. Но, как мы уже говорили, на лодку можно поставить мотор меньшей мощности, ведь не всем нужен глиссирующий режим, хотя, лично я не понимаю смысла в таком тандеме.

Если только недостаток денежных средств, а покататься на лодке хочется. Так вот, в данном случае давайте рассчитаем минимально допустимую мощность двигателя, который можно эксплуатировать на определенной лодке.

Берем максимальную загрузку нашей лодки (по паспорту), в моем случае 400кг, плюс вес самой лодки и все это делим на 30. Кстати, это получилась мощность мотора, нужная для глиссирования полностью загруженной лодки. От полученного числа берем 1\4 часть.

(400+25)\30)\4 = 3,5 лошадиных сил.

В итоге, с такой лодкой и загрузкой это будет минимально допустимая мощность мотора. С более слабым лодочным мотором вы рискуете при внезапной перемене погоды в худшую сторону просто не добраться до берега.

О максимально возможной мощности двигателя для вашей лодки.

По поводу предельной мощности лодочного мотора, применяемого на определенной лодке можно сказать, что его мощность никак не должна быть больше максимально допустимой, отмеченной на бирке вашего транца.

Конечно же, производитель лодки заложил больший предел прочности, чем указан на бирке. Но заранее подвергать себя и пассажиров неоправданному риску, устанавливая больший по мощности мотор, а вам это надо?!

Мало того, что лодка может просто банально разрушится от повышенных нагрузок, особенно, в районе транца, так же вы можете потерять управляемость и просто перевернуться. Поэтому, мы рекомендуем вам не превышать допустимой мощности, указанной заводом-изготовителем.

Возьмем, к примеру, эту же лодку Дека 2.90. По паспорту, максимальный вес, который можно перевозить на лодке – 400 кг. Плюс вес лодки – 25кг.

Итого: (400+25)\30 = 14,2 лошадиных сил, то есть пятнашка. В вес 400 кг входит все, что мы описывали выше с максимальным количеством пассажиров – 2. Практически, разница в 2 раза. С 8-сильным мотором, однозначно, при полной загрузке глиссера не будет. Но и 15-ку ставить на такую лодчонку я бы не рискнул.

Допустимый вес груза в лодке.

Читайте также:  Мерседес 272 мотор замена гидрокомпенсаторов

Теперь давайте посчитаем, сколько полезного веса можно взять с собой в лодку, чтобы можно было передвигаться в глиссирующем режиме. Сложим массу лодки и мотора, приплюсуем вес пассажиров. Применим это к конкретной мощности двигателя Р. В моем случае Р=5 и один человек в лодке.

Итого: 30х5 – (25 + 24 +80) = 21кг

Это вес груза, с которым я должен выйти на глиссер, что собственно, и есть на самом деле. С 8-сильным мотором, что является максимальной мощностью для моей лодки (по бирке):

30х8 – (25+24 +80) = 111кг.

То есть с 8-сильным мотором я смогу взять в лодку еще 1 человека с грузом и свободно передвигаться в глиссирующем режиме.

Теперь у вас не должно быть трудностей при решении, какую лодку и мотор вам брать. Сразу, перед покупкой, определитесь, будете ли вы чаще всего находиться в лодке один, или с пассажирами, вес лодки и мотора всегда можно найти через интернет.

Какой фирмы лодка предпочтительней, все зависит от вашего кошелька и отзывов владельцев. Моторы известных марок практически все достаточно надежны при правильной обкатке и эксплуатации.

Можно только заметить, что при выборе и покупке мотора, обязательно сразу же купите запасную свечу, масло для редуктора, узнайте, есть ли возможность приобрести винт и в какие сроки. Случаев поломки винта о камни и другие предметы вполне предостаточно, поэтому наличие запасных винтов в продаже меня бы несколько успокоило.

В следующей статье мы рассмотрим разницу между двухтактным и четырехтактным мотором и как его правильно установить на транец лодки.

Источник

Мощность лодочного мотора, как критерий выбора

Если вы точно знаете показатели скорости, которую развивает ваша лодка или катер с тем или иным мотором, отлично. Если же вы выбираете мотор впервые, то нужно учитывать некоторые моменты, чтобы в последствии не пожалеть о своем выборе. К выбору мотора следует подходить внимательно и особое внимание уделить его мощности.

Для достижения определенной скорости лодка должна быть оснащена мотором определенной мощности, а точнее эта мощность не должна быть ниже некого предела. А этот предел уже зависит от типа судна, его размеров, материала изготовления, обводов корпуса (Как увеличить мощность лодочного мотора).

Водоизмещающие лодки, для которых нормальной считается скорость в 10-20 км\ч отлично будут чувствовать себя с мотором мощностью в расчете 2-3 л.с. на 1 тонну водоизмещения. К примеру 5-ти метровой водоизмещающей лодке достаточно мотора Ямаха 5, который и малошумный и экономичный. Если же длина лодки 7 метров, то тут уже нужен мотор мощностью в 10-12 л.с. Отлично подойдет Ямаха 9 или даже Ямаха 15, чуть избыточная мощность, но запас не помешает на случай большого волнения или сильного ветра, т.к. высокобртные корпуса склонны к плохой управляемости в трудных погодных условиях. Конечно же все это актуально при правильном выборе гребного винта.

Если же говорить о глиссирующих катерах и лодках, то тут большое значение имеет ее вес и нагрузка и расчет должен быть несколько точнее. Чтобы рассчитать минимально необходимую мощность мотора, который сможет вытащить лодку на глисс нужно суммировать вес лодки, вес снаряжения, вес пассажиров (в среднем 80 кг на человека), вес самого мотора, вес топлива и разделить эту сумму на 25.

Кроме того при расчетах немаловажным фактором является безопасность. Перебор с мощностью мотора может стать причиной переворота или опрокидывания лодки при резком маневре или при старте. В руководстве по эксплуатации вашей лодки или в ее паспорте производитель всегда указывает на максимально возможную мощность мотора, который можно на нее устанавливать. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этой информацией.

Также избыточная мощность — это больший расход топлива и при прочих равных на более мощно моторе лодка пройдет меньшее расстояние. Ну и не забываем про вес самого мотора. К примеру одинаковые по мощности Honda BF10 и Tohatsu M9.8 имеют достаточно большое различие в весе. Хонда весит 42 кг. а Тохатсу 26 кг.

Максимально допустимая мощность лодочного мотора

Американский стандарт BIA определяет максимально безопасную мощность подвесного мотора для лодки из произведения ее длины к ширине транца.

Мощность (л.с.) 3 5 7,5 10 15 20 25 30 40 50 60
Длина*Ширина танца (кв.м.) 3,25 3,5 3,8 4,1 4,4 4,8 5,2 6,4 7,0 7,5 8,0

Правда тут необходима некоторая корректировка. Если лодка узкая и достаточно плоскодонная (как первые «Казанки») то такая расчетная мощность будет не совсем безопасной, особенно при управлении малоопытным шкипером. При таком раскладе рекомендуется результирующую мощность после расчетов разделить на 2. Даже такой мощности будет вполне достаточно для выхода лодки на режим глиссирования, а также лодка будет вполне безопасной.

Источник

Как выбрать мотор для лодки или катера

Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять во внимание следующие соображения.

Читайте также:  Гбо для лодочных моторов

Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.

Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9 — 18 км/ч, достаточна мощность в 1,5 — 3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости).

На водоизмещающей лодке длиной 4 — 5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой. На такую лодку длиной 5 — 7 м лучше поставить мотор мощностью 8 — 12 л. с., например «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.

Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее — нагрузка — приобретает гораздо большее значение и его нужно подсчитать поточнее. Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.

Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса. Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано ниже в разделе «Допустимая мощность подвесного мотора».

Наконец, большая мощность — это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.

Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое — «Вихрь» или даже «Нептун».

Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).

Допустимая мощность подвесного мотора

Любители большой скорости нередко считают допустимой ту мощность, которую имеет самый мощный из имеющихся в продаже моторов. Необходимо использовать более разумные критерии, основанные на соображениях безопасности.

По американским стандартам ВIА исходя из условий безопасности плавания наибольшая мощность устанавливается в зависимости от произведения наибольшей длины L на наибольшую ширину лодки по транцу Втр (подразумевается, что соотношение этих величин выбрано в соответствии с требованиями остойчивости):

Мощность, л. с. 3 5 7,5 10 15 20 25 30 40 50 60
L x Bтр, м 2 3,25 3,3-3,6 3,7-3,9 4,0-4,2 4,3-4,5 4,6-4,9 5,0-5,3 6,4 7,0 7,5 8,0

Следует, однако, подчеркнуть, что для легкой и узкой плоскодонной лодки, такой например, как «Казанка», и эта мощность может оказаться небезопасной при управлении малоопытным водителем. В подобных случаях правила ВIА рекомендуют устанавливать подвесной мотор вдвое меньшей мощности, чем определено выше.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

как рассчитать мощность мотора

#1 0413403

  • Основной экипаж
  • 4 сообщений
    • Из: Ярославль
    • Судно: лодка
    • Название: Крым

    #2 V.A.P.

  • Капитан
  • 9 286 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: Рикошет Микро
    • Название: «White»

    Прикрепленные изображения

    #3 waräger

  • Капитан
  • 1 081 сообщений
    • Из: Hamburg

    #4 Павлуха

  • Капитан
  • 2 643 сообщений
    • Из: Ташкент
    • Судно: Простор Луч Торнадо

    #5 фирс

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 979 сообщений
    • Из: тиват
    • Судно: 36ft
    • Название: enafa

    как рассчитать мощность мотора .
    плиз
    пожалуйста подскажите.
    вес судна 260 кг

    #6 Andrew_p

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 120 сообщений
    • Из: г. Таганрог
    • Судно: Швертбот Трепанг

    #7 Илья Александрович

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 572 сообщений
    • Из: г. Астрахань
    • Судно: кулас
    • Название: 12 апостолов

    как рассчитать мощность мотора .
    плиз
    пожалуйста подскажите.
    вес судна 260 кг

    Прикрепленные файлы

    • gost_19105_79.pdf1,62МБ 2659 Количество загрузок:

    Сообщение отредактировал Илья Александрович: 24 января 2010 — 11:46

    #8 Savage

  • Капитан
  • 12 173 сообщений
    • Из: Ленинград

    Оригинальный проект под 2 тридцатки (больше небыло).

    В удлиненном на 1 метр (получается 6 метров) 90-100 сил хватит? Как доказывать возможность установки такого мотора в ГИМС?

    Как небыло? три тридцатки.

    Не надо ничего доказывать,на 6м. корпус 90-100л.с. зарегистрируют без вопросов.

    #9 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    Не надо ничего доказывать,на 6м. корпус 90-100л.с. зарегистрируют без вопросов.

    Прикрепленные изображения

    #10 ARTmarin

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 525 сообщений
    • Из: Питер
    • Судно: ARTMARIN-27

    6 метров. Думаешь 100 л.с. сил самое оно? Как бы беды не вышло. однако.

    #11 Savage

  • Капитан
  • 12 173 сообщений
    • Из: Ленинград

    6 метров. Думаешь 100 л.с. сил самое оно? Как бы беды не вышло. однако.

    Ты ещё байдарку выложи.

    Для 51(удлинённой а метр) думаю стошка нормальо будет.

    Прикрепленные изображения

    #12 Andrew_p

    Рулевой 3-го класса

    Читайте также:  Надувные лодки катамараны пвх под мотор самые лучшие

  • Основной экипаж
  • 120 сообщений
    • Из: г. Таганрог
    • Судно: Швертбот Трепанг

    6 метров. Думаешь 100 л.с. сил самое оно? Как бы беды не вышло. однако.

    Адская фотка (на 15 не похож)

    То , что на картинке, весит 150 кг., двигло 15 лошадок, а под днищем ЛЫЖА.

    У Радуги вроде как тоже «лыжа»

    Просто сотку предлагают б/у, регистрация пол беды, потянет ли в полном загрузе хоть 30 км/ч?
    Я почему спрашиваю. У меня есть Sky Boat 360 RC с Tohatsu 18 вдвоем максималка 32 км/ч. Или лыжи не едут или я ебн***********, правда с гидрофойлом se 200, без него только в космос))
    ?

    Сообщение отредактировал Andrew_p: 24 января 2010 — 19:08

    #13 Savage

  • Капитан
  • 12 173 сообщений
    • Из: Ленинград

    У Радуги вроде как тоже «лыжа»
    Просто сотку предлагают б/у, регистрация пол беды, потянет ли в полном загрузе хоть 30 км/ч?

    Я почему спрашиваю. У меня есть Sky Boat 360 RC с Tohatsu 18 вдвоем максималка 32 км/ч. Или лыжи не едут или я ебн***********, правда с гидрофойлом se 200, без него только в космос))
    ?

    Думаю под 50км.ч. должна пойти.

    У меня Sky Boat 280 с Тохой 9.8 скорость 28-29км.ч.(в двоём),с одним 39км.ч.

    Какое отношение Радуга и Скай?

    #14 ARTmarin

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 525 сообщений
    • Из: Питер
    • Судно: ARTMARIN-27

    Адская фотка (на 15 не похож)

    У Радуги вроде как тоже «лыжа»

    Просто сотку предлагают б/у, регистрация пол беды, потянет ли в полном загрузе хоть 30 км/ч?
    Я почему спрашиваю. У меня есть Sky Boat 360 RC с Tohatsu 18 вдвоем максималка 32 км/ч. Или лыжи не едут или я ебн***********, правда с гидрофойлом se 200, без него только в космос))
    ?

    Сообщение отредактировал ARTmarin: 24 января 2010 — 21:59

    #15 Stringer777

  • Инженер
  • 3 916 сообщений
    • Из: Петербург

    Кстати присоединяюсь к вопросу. Нашел корпус каютной мотолодки. Как я понял за основу был взят проект Радуга-51, его удлиннили на 1 матр т.к. делали под стационар, делали на авиазаводе. Оригинальный проект под 2 тридцатки (больше небыло). В удлиненном на 1 метр (получается 6 метров) 90-100 сил хватит? Как доказывать возможность установки такого мотора в ГИМС?

    #16 Andrew_p

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 120 сообщений
    • Из: г. Таганрог
    • Судно: Швертбот Трепанг

    У меня Sky Boat 280 с Тохой 9.8 скорость 28-29км.ч.(в двоём),с одним 39км.ч.

    Какое отношение Радуга и Скай?

    #17 Andrew_p

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 120 сообщений
    • Из: г. Таганрог
    • Судно: Швертбот Трепанг

    Если очень приблизительно, то можно посчитать по ГОСТ19105-79. Веса недостаточно

    Хватить — хватит. Проблема в другом: в ГИМСе могут попросить расчеты и чертежи именно под эту мощность.

    #18 Илья Александрович

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 572 сообщений
    • Из: г. Астрахань
    • Судно: кулас
    • Название: 12 апостолов

    А если в ГИМС прийти с этим гостом, а не делать рассчеты и чертежи. Они чертежи как мне показалось вообще не понимают. Я когда Трепанга хотел зарегистрировать сказали нарисовать эскиз и принести. Потом узнали что без мотора, отказались регистрировать.

    #19 Savage

  • Капитан
  • 12 173 сообщений
    • Из: Ленинград

    Мой Скай с одним человеком — бешеная табуретка, полный газ давать лично мне страшно де еще и плохо при этом урпавляется. С двумя — самое оно, но 32 и точка, с четырьмя почти не выходит на глисс. Я о чем: всегда считал что 18 сил для нее выше среднего, поэтому переживаю вдруг длинная радуга с двумя человеками пойдет те же 30, а если ее загрузить?

    Я всё хочу себе поставить 15-18 сил и попробовать как будет,прошлой весной возможность появилась,дык ногу вывихнул,несмог попробовать.

    #20 dima.olenyuk

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 235 сообщений
    • Из: Братск
    • Судно: катер
    • Название: Сарепта (водомёт)

    если лодка глиссирующего типа мин-1л с на 25кг полного веса. это если не вдаваться в подробности

    #21 totum

  • Основной экипаж
  • 880 сообщений
    • Из: новосибирск
    • Судно: YAMAHA STR21 CCR
    • Название: пенопласт

    #22 posn

  • Основной экипаж
  • 97 сообщений
    • Из: Тарко-Сале
    • Судно: Обь-3
    • Название: нет

    если лодка глиссирующего типа мин-1л с на 25кг полного веса. это если не вдаваться в подробности

    #23 Andrew_p

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 120 сообщений
    • Из: г. Таганрог
    • Судно: Швертбот Трепанг

    Сообщение отредактировал Andrew_p: 05 февраля 2010 — 22:38

    #24 will

  • Инженер
  • 2 538 сообщений
    • Из: К-н-А
    • Судно: \
    • Название: /

    #25 totum

  • Основной экипаж
  • 880 сообщений
    • Из: новосибирск
    • Судно: YAMAHA STR21 CCR
    • Название: пенопласт

    если лодка глиссирующего типа мин-1л с на 25кг полного веса. это если не вдаваться в подробности

    Сообщение отредактировал totum: 10 марта 2010 — 07:39

    Источник

    Поделиться с друзьями