Редуктор лодочного мотора передаточное число

Передаточное отношение для лодочного мотора

При выборе лодочного мотора на лодку мы часто в характеристиках видим такой пункт как «передаточное» отношение. И значение у него, в зависимости от модели, даже у одного бренда меняется в ту или иную сторону, иногда значительно. Если вы не знакомы с теорией и не специалист сервис центра, то этот материал как раз для вас. В этой статье мы коротко, наглядно, с примерами покажем, что же такое передаточное отношение для лодочного мотора.

Для начала обратимся к теории. Передаточное число — это есть отношение числа зубцов на ведомой шестеренке к числу зубцов на ведущей. Т.о. если у ведомой шестерни 40 зубцов а у ведущей 20, то мы имеет передаточное отношение равное 2. БОльшее значение этого показателя означает более быстрый разгон, мотор набирает высокие обороты очень быстро.

Во время проектирования при выборе передаточного отношения для того или иного мотора учитывается масса условий. Это и объем двигателя, его мощность, тип гребного винта и его диаметр, количество лопастей и т.д. Возможно кто то заметит, а зачем что то мудрить, просто сделайте большое передаточное отношение и все, мотор ведь будет скоростным. Но в отличии от автомобилей, у лодочных моторов нет возможности менять передаточные числа путем переключения передач. Коробка передач у лодочного мотора имеет три положения: вперед, нейтраль, назад. Если выставить передаточного отношение слишком высоким, то лодка разгонится очень быстро, но когда обороты мотора достигнут своего максимума разгон прекратиться. Т.е. максимальная скорость будет ограничена. Представьте если бы вы все время на автомобиле ездили бы на первой передаче. Разгоняетесь быстро, но вот добираться до места назначения приходилось бы значительно дольше. Вот поэтому производители учитывают множество параметров и делают мотор максимально сбалансированным, чтобы разгонялся резво, но и максимальная скорость была достаточной.

Для наглядности сравним два лодочных мотора Yamaha 60FETOL с передаточным отношением 2,33 и Honda BF 60 LRTU c отношением 2,09. Оба мотора имеют мощность в 60 л.с. Мотор Ямаха, имея большее отношение, несколько более тяговит, максимальную скорость он наберет быстрее, но вот сама «максималка» будет больше у мотора Хонда с его меньшим передаточным отношением. Но это верно только при использовании на обоих моторах гребных винтов с одинаковым шагом. Если же мы поставим на нашу Ямаху винт с 13 шагом, а на Хонду с 12, то ситуация может кардинально измениться. В таком случае Хонда может вытянуть лодку на режим глиссирования если и не быстрее, то по крайней мере за такое же время как и Ямаха.

В качестве вывода. При выборе мотора и рассмотрения такого параметра как «передаточное отношение» обязательно нужно учитывать на какую лодку планируется установить мотор (тип, водоизмещение) и гребной винт. Но хотим вас успокоить, если вы не преследуете на воде каких либо специфических целей, будь то соревнования на скорость или т.п., то на этот параметр обращать особого внимания не стоит. Производитель мотора сам за вас уже подумал и побеспокоился. Если же в скоростных характеристиках что-то не будет устраивать, это всегда можно выправить при правильном подборе гребного винта.

Источник

Узнаем передаточное число ПЛМ

Есть владельцы старых лодочных моторов. Есть (иногда) так же и необходимость узнать передаточное число редуктора. При этом, может не быть описания для ПЛМ или интернета под рукой. И в интернете может не быть тоже.

Для определения передаточного числа, мы можем воспользоваться простым способом и белым маркером.

Читайте также:  Давление помпы лодочного мотора

Необходимо всего лишь нанести отметку на одну из лопастей гребного винта. Далее, нам нужно выставить лопасть так, что бы наша отметка совпала в верхней точке с линией вертикали. Лучше установить это положение, вращая маховик, на нейтральной передаче, разумеется.

Можно воспользоваться, для ориентира, пером анода, триммером, под антикавитационной плитой. Если анода или пера у вас там нет, просто поставьте еще одну отметку по центру плиты.

После этого, следует провернуть маховик по часовой стрелке три раза (оборота). Для большей точности, на маховике так же поставьте отметку. На четырехтактных лодочных моторах, она и так там есть.

Теперь смотрим на гребной винт. Точнее, на нашу отметку на нем. При определении ее положения, мы будем руководствоваться циферблатом стрелочных часов, где отметка будет играть роль часовой стрелки.

Если отметка окажется в положении около двух часов, то мы имеем дело с ПЧ около 2.45 : 1.

Если она оказалась в положении, примерно на «полчетвертого», то это явно нам говорит о том, что передаточное число редуктора нашего ПЛМ — 2.25 : 1.

При положении отметки на шести часах ровно, число составит 2.0 — 2.15 : 1.

На семи часах, передаточное число — 1.83 — 1.85 : 1.

А на девяти — 1.7 : 1.

При всех подобных манипуляциях, следует соблюдать два главных правила: 1. Убедиться, что ключ зажигания извлечен, мотор запуститься не может. 2. Вращать маховик лодочного мотора, следует только по часовой стрелке, дабы не завернуть лопасти крыльчатки системы охлаждения (не касается Honda 2.3).

Узнав передаточное число редуктора своего лодочного мотора, можно попробовать воспользоваться калькулятором скорости катера .

О важности передаточного числа редуктора ПЛМ. В принципе, оно не важно. Не важно, если у вас стандартный комплект лодка ПВХ + мотор, и вы по выходным выходите на нем на рыбалку. Важным оно становится, когда вы планируете учавствовать в соревнованиях по водномотоному спорту или, наоборот, тащить огромную баржу против течения. В этих случаях, передаточное число лодочного мотора и подбор соответствующего к нему гребного винта, выходит на верхние позиции по важности.

В большинстве же случаев, нет необходимости выбирать лодочный мотор, учитывая этот параметр. Для целей отдыха и рыбалки, отредактировать передаточное число можно гребным винтом.

Источник

Как узнать передаточное число редуктора лодочного мотора

Первое, где нужно смотреть передаточное число редуктора ПЛМ — это паспорт или руководство по эксплуатации. Если такового у вас нет (старый мотор, мотор куплен бу с рук без документов и т.п.) то поищите информацию по вашему мотору в интернете. Если и такового сделать не представляется возможным, то есть достаточно простой способ, для которого вам нужен просто маркер или мел.

Маркером (мелом) наносим отметку на одной из лопастей гребного винта. Теперь нам нужно с помощью вращения маховика установить эту отметку так, чтобы она была в верхней точке вертикальной линии. В качестве ориентира может выступать перо анода, триммер, антикавитационная плита. Теперь нам надо сделать три оборота маховика по часовой стрелке. На маховике, для пущей точности, можно тоже поставить отметку. Если вы проводите такую манипуляцию с 4-х тактным лодочным мотором, то у них, как правило, такая отметка уже имеется.

Провернули три раза и теперь для определения передаточного числа редуктора мы представим винт с его отметкой в качестве циферблата часов.

  • Если наша отметка указывает на 2 часа — то передаточное число (ПЧ) будет 2,45:1,
  • 15:30 — ПЧ будет 2,25:1,
  • 6 часов ровно — ПЧ будет примерно 2,0-2,15:1,
  • 7 часов — ПЧ 1,83-1,85:1,
  • 9 часов — ПЧ 1,7:1.

Чем так важно передаточное число редуктора? Да по сути ничем. Для большинства водномоторников, которые по выходным выходят на своих лодках на воду дабы порыбачить или поохотиться, знание ПЧ никак не повлияет. Передаточное число важно, когда вы хотите выжать из мотора или лодки максимальную скорость (в случае участия в каких либо соревнованиях) или вам надо тащить огромный круз по реке, да еще и против течения. Вот в последних двух случаях передаточное число и подобранный под него гребной винт будут значить очень много.

Читайте также:  Приводной ремень 113 мотор

При выборе подвесного лодочного мотора смотреть на передаточное число нужно в последнюю очередь, если вообще нужно смотреть. Рядовые владельцы лодочных моторов могул легко скорректировать ПЧ с помощью установки другого гребного винта.

Источник

Ремонт редуктора лодочного мотора. Герметичность

Редуктор лодочного мотора – устройство, принцип работы и обслуживание


Редуктор – самый сложный механизм лодочного мотора, который при правильном обращении служит годами, и мы не видим что происходит у него внутри и большей частью даже не знаем как он устроен.
Но все же лучше заглянуть внутрь редуктора лодочного мотора и посмотреть, как все это устроено, взаимодействует, и знать как работает…

Чтобы выяснить, что к чему из этой кучи частей, необходимо посмотреть на


. В случае полной разборки редуктора даже не думайте о попытке собрать его без схемы, особенно если работа выполняется «под пивко».

Ремонт редуктора любого лодочного мотора вполне по силам осуществить самостоятельно любому лодочнику или водномоторнику, не говоря уже о водкомоторнике. Сервис-мануалы описывают исключительно применение всяческих спецсъемников и спецключей, но можно обойтись и подручными средствами при наличии прямых рук.

Для того, чтобы понять, как устроен редуктор на лодочном моторе, достаточно посмотреть на основные узлы и их взаимодействие.

1. Муфта. Эта деталь находится на шлицах гребного вала – она вращается с валом (и передает крутящий момент на вал гребного винта). Она свободно скользит вперед и назад по валу. Муфта имеет по два зуба с каждой стороны для зецепления с шестернями переднего или заднего хода.

2. На этой фотографии муфта в «нейтральной» позиции на гребном валу.

3. Шестерни переднего и заднего хода. Зубья муфты совмещаются с соответствующим углублением шестерен переднего или заднего хода обеспечивая требуемое направление вращения. Когда муфта находится в зацеплении с одной из шестерен, мощность передается на вал гребного винта.

4. Две шестерни свободно вращаются на валу, пока муфта находится в нейтральном положении. Шестерня переднего хода в месте посадки на вал имеет отверстие и масляные каналы для смазки. Шестерня заднего хода имеет бронзовую втулку для уменьшения износа – т.к. она свободно вращается на валу при движении катера вперед, а это 99% использования катера.

5. На вертикальный приводной вал от двигателя насажена небольшая шестерня. Она постоянно вращает 2 шестерни передач, которые вращаются на валу свободно в противоположных направлениях.

6. Для перемещения муфты используется рычаг, подключенный через тягу. На фото муфта подключена к шестерне заднего хода. Вращение передается от верхней шестерни на шестерню заднего хода и через муфту на вал гребного винта. Шестерня переднего хода при этом свободно вращается на валу. Чтобы включить передний ход – надо потянуть тягу и переместить муфту другую сторону – для зацепления с шестерней переднего хода.

Слева от муфты, на гребном валу, виден подшипник опоры в сборе (закрываемый снаружи сальниками).

Синхронизаторов в редукторе лодочного мотора нет, зацепление происходит достаточно жестко – поэтому необходимо переключения производить четко и на холостых оборотах.

7. Конический роликовый подшипник на передней части вала передает усилие винта на корпус редуктора.

8. Все это находится в корпусе. По центру – посадочное место конического упорного роликового подшипника. Так же сверху видна шестерня вертикального приводного вала, показанного ранее.

Механизм герметично закрывается стаканом из алюминиевого сплава, в котором расположен подшипник, снаружи закрытый 2 сальниками, и заполняется маслом. Выхлопные газы двигателя направляется вниз редуктора, вокруг него, и через ступицу винта выходят наружу.

Сальники меняются снаружи, без разборки редуктора.

Видео: Принцип работы редуктора подвесного лодочного мотора

Читайте также:  Кабинные катера до 8 метров с подвесным мотором

Как смогли убедиться – устройство редуктора лодочного мотора достаточно простое и надежное. Основные проблемы лодочных редукторов не износ, разрушение от столкновения с подводными препятствиями. В результате таких непредсказуемых встреч срезает зубья у шестерен, гнутся гребные валы и лопасти винтов, а самое страшное – лопаются корпуса редукторов.

Повреждения деталей и лодочных редукторов

Классификация по числу ступеней и типу передачи

Тип редуктора Число ступеней Тип передачи Расположение осей
Цилиндрический 1 Одна или несколько цилиндрических Параллельное
2 Параллельное/соосное
3
4 Параллельное
Конический 1 Коническая Пересекающееся
Коническо-цилиндрический 2 Коническая Цилиндрическая (одна или несколько) Пересекающееся/ Скрещивающееся
3
4
Червячный 1 Червячная(одна или две) Скрещивающееся
2 Параллельное
Цилиндро-червячный или червячно- цилиндрический 2 Цилиндрическая (одна или две) Червячная (одна) Скрещивающееся
3
Планетарный 1 Два центральных зубчатых колеса и сателлиты (для каждой ступени) Соосное
2
3
Цилиндрическо-планетарный 2 Цилиндрическая (одна или несколько) Планетарная (одна или несколько) Параллельное/соосное
3
4
Коническо-планетарный 2 Коническая (одна) Планетарная (одна или несколько) Пересекающееся
3
4
Червячно-планетарный 2 Червячная (одна) Планетарная (одна или несколько) Скрещивающееся
3
4
Волновой 1 Волновая (одна) Соосное

Передаточное число

Определение передаточного отношения выполняют по формуле вида:

  • nвх– обороты входного вала (характеристика электродвигателя) в минуту;
  • nвых– требуемое число оборотов выходного вала в минуту.

Полученное частное округляется до передаточного числа из типового ряда для конкретных типов мотор-редукторов. Ключевое условие удачного выбора электродвигателя – ограничение по частоте вращения входного вала. Для всех типов приводных механизмов она не должна превышать 1,5 тыс. оборотов в минуту. Конкретный критерий частоты указывается в технических характеристиках двигателя.

Расчет КПД

КПД мотор-редуктора является частным деления мощности на выходе и на входе. Рассчитывается в процентах, формула имеет вид:

При определении КПД следует опираться на следующие моменты:

  • величина КПД прямо зависит от передаточного числа: чем оно выше, тем выше КПД;
  • в ходе эксплуатации редуктора его КПД может снизиться – на него влияет как характер или условия эксплуатации, так и качество используемой смазки, соблюдение графика плановых ремонтов, своевременное обслуживание и т. д.

Диапазон передаточных чисел для редукторов

Тип редуктора Передаточные числа
Червячный одноступенчатый 8-80
Червячный двухступенчатый 25-10000
Цилиндрический одноступенчатый 2-6,3
Цилиндрический двухступенчатый 8-50
Цилиндрический трехступенчатый 31,5-200
Конческо-цилиндрический одноступенчатый 6,3-28
Конческо-цилиндрический двухступенчатый 28-100

Мощность привода

Правильно рассчитанная мощность привода помогает преодолевать механическое сопротивление трения, возникающее при прямолинейных и вращательных движениях.

Элементарная формула расчета мощности [Р] — вычисление соотношения силы к скорости.

При вращательных движениях мощность вычисляется как соотношение крутящего момента к числу оборотов в минуту:

P = (MxN)/9550

где M — крутящий момент; N — количество оборотов/мин.

Выходная мощность [P2] вычисляется по формуле:

P2 = P x Sf

где P — мощность; Sf — сервис-фактор (эксплуатационный коэффициент).

Важно! Значение входной мощности всегда должно быть выше значения выходной мощности, что оправдано потерями при зацеплении: P1 > P2

Нельзя делать расчеты, используя приблизительное значение входной мощности, так как КПД могут существенно отличаться.

Электрическое рулевое управление

Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.

Итак:

  • основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
  • пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
  • электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
  • при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.

Другими словами, электрическая система рулевого управления, это скорее опция, причем достаточно дорогая. В зависимости от комплектации и марки производителя ее стоимость колеблется в районе 100 000 рублей.

Эксплуатационный коэффициент (сервис-фактор)

Сервис-фактор (Sf) рассчитывается экспериментальным методом. В расчет принимаются тип нагрузки, суточная продолжительность работы, количество пусков/остановок за час эксплуатации мотор-редуктора. Определить эксплуатационный коэффициент можно, используя данные таблицы 3.

Таблица 3. Параметры для расчета эксплуатационного коэффициента

Источник

Поделиться с друзьями