Ремонт 4 тактный лодочный мотор хонда

Советы по обслуживанию 4-х тактного лодочного мотора

На примере Honda BF6

Замена моторного масла, смазка картера двигателя, промывка системы охлаждения и чистка карбюратора перед хранением продлят срок службы двигателя, но методы, задействованные в этих процессах, также необходимы для базового восстановления, если ваш лодочный мотор когда — либо (не дай бог конечно) окажется полностью погруженным в воду, т.е. если вы его утопите.

Я отправился в институт Honda в Брэкнелле, Бёркшир, на однодневный мастер-класс по техническому обслуживанию лодочных моторов с техническим специалистом Робом Дэем, который терпеливо провел меня через процедуры, подробно описанные в руководстве к Honda BF6.

Слив топлива из карбюратора (осушение)

Содержание этанола в бензине сегодня достигает 10% и улетучивается он очень быстро, тем самым склеивая сложные внутренние механизмы такого важно узла лодочного мотора как карбюратор. И чем меньше топлива остается в двигателе, тем быстрее оно высыхает. В моторе Honda BF6, который сегодня мы используем в качестве подопытного экземпляра, небольшой остаток бензина, оставшийся в карбюраторе после остановки двигателя, полностью высохнет в течение трех недель. А в 1,5 литровом баке сохраниться лишь немногим дольше.

Самый простой способ избавиться от этой потенциальной проблемы и от топлива в двигателе — это позволить вашему мотору выработать все топливо, которое в нем осталось. Для этого просто перекройте подачу топлива во время работы и двигатель через некоторое время заглохнет сам, выработав всю горючку, вместо того, чтобы дергать KillCord. Кроме того, этанол обладает гироскопическими свойствами, что может привести даже к коррозии блока цилиндров. Добавьте в бензин немного топливного стабилизатора, чтобы снизить риск появления ржавчины на внутренних поверхностях двигателя.

Следующая последовательность действий по осушению карбюратора и топливного бака гарантирует вам длительный срок службы лодочного мотора, в том случае если предполагается перерыв в его использовании от двух недель и более.

Следующие шаги по сливу карбюратора и топливного бака гарантируют длительный срок службы вашего двигателя, когда хранение более недели или двух даже отдаленно возможно.

1. Перекройте подачу топлива — соответствующий переключатель, как правило, четко обозначен. 2. Подсоедините трубку с соответствующему штуцеру, а второй конец поместите в заранее подготовленную ёмкость. 3. Ослабьте сливной винт и дайте гравитации сделать своё дело. 4. Затяните сливной винт, отсоедините трубку и можете спать спокойно, работа сделана!

Слив топлива из бака

Самый простой способ опорожнить топливный бак — позволить гравитации сделать эту работу за вас:

1. Когда топливный кран перекрыт, отсоедините зажим, удерживающий топливопровод идущий к топливному насосу (Маркировка «IN»). 2. Направьте струю 🙂 топлива в подходящую ёмкость и откройте топливную магистраль.

Советы по хранения маломощного 4-х тактного лодочного мотора

1. Положите мотор на правильную сторону

Все подвесные 4-х тактные лодочные моторы имеют опоры, указывающие, с какой стороны их следует укладывать на пол. Неправильное хранение приведет к утечке моторного масла из картера. Если уложить мотор не на ту стороны, это конечно не совсем приятно и принесет вам некоторые проблемы, но для долгосрочной перспективы и срока службы вашего мотора это не критично, если конечно вы не забудете заменить масло перед следующим пуском двигателя.

Все маломощные 4-х тактный лодочные моторы Honda имеют опоры на корпусе, указывающие правильную сторону укладывания мотора на землю

2. Слейте воду из системы охлаждения мотора

Если мотор вытащить из воды и положить на правильный бок (см. выше) то вода из всех каналов системы охлаждения вытечет сама. Если вы часто эксплуатируете свой лодочный мотор в солёной или грязной (мутной) воде, то вам перед хранения двигателя необходимо промыть систему охлаждения. Если есть вероятность, что в период хранения ПЛМ температура окружающего воздуха может опуститься ниже 0 град. С, нужно обязательно удалить остатки жидкости следующим образом:

1. Отсоедините аварийный шнур (kill cord). 2. Снимите колпачок со свечи зажигания. 3. Осторожно потяните катушку стартера 5-6 раз. Это медленно повернет крыльчатку и вытеснит последние несколько капель воды из системы охлаждения.

3. Предотвращение коррозии в цилиндрах и на поршневых кольцах

Я не думаю, что ваш подвесной лодочный мотор храниться в условиях жесткого климат контроля. Поэтому, чтобы предотвратить ржавление цилиндра и поршневых колец, примите следующие меры предосторожности:

1. Отсоединив шнур зажигания и сняв колпачок свечи зажигания, отвинтите свечу зажигания. 2. Впрысните примерно одну чайную ложку моторного масла в отверстие для свечи зажигания и осторожно потяните катушку стартера несколько раз раз, прежде чем заменить свечу зажигания. При следующем пуске двигателя вы увидите как ваш мотор будет дымить пару минут, это выгорает то масло, которое вы впрыснули перед постановкой мотора на хранения.

Замена масла на 4-х тактном моторе Honda

Пожалуй, самая простая операция технического обслуживания из всех, но у меня есть два совета, которые стоило бы отметить: Шаг 4 – проверьте и замените шайбу пробки поддона каждый раз, когда меняете масло, и при использовании щупа на этом 4-х тактном моторе Хонда, не завинчивайте крышку заливной горловины полностью; просто поместите ее в отверстие, чтобы проверить уровень масла в двигателе.

Читайте также:  Колпак для винта мотора

1. Определяем местоположение пробки поддона. 2. Ослабьте пробку гаечным ключом до тех пор, пока её нельзя будет крутить пальцами. 3. Подставьте подходящую ёмкость под отработанное масло и пальцами открутите пробку до конца. 4. Обратите внимание на состояние шайбы на пробке поддона и если есть какие либо сомнения замените её. 5. Верните пробку поддона на место и затяните её. 6. Залейте необходимое количества моторного масла для 4-х тактный двигателей. 7. Не переливайте масло через край! Обратите внимание на ожидаемый объем масла из инструкции по эксплуатации и регулярно проверяйте его с помощью щупа.

Обслуживание утопленного лодочного мотора

Если ваш 4-тактный подвесной лодочный мотор упал за борт или утонул вместе с лодкой во время его работы, то у вас появилась серьезная проблема. Вам крупно повезет если вам удастся вернуть ваш двигатель в рабочее состояние, т.к. вода, попавшая в двигатель не может сжиматься, в отличии от воздуха, и легко может погнуть шатун, поршень и другие металлические детали двигателя. Не забываем и про ржавчину, которая начнет появляться в течение нескольких часов на поверхности металла, после того как мотор будет вытащен из воды.

Но если вы уронили свой ПЛМ с пирса, понтона или в любой другой ситуации, когда двигатель был в неработающем состоянии, всё не так плохо. Главное необходимо предпринять ряд мер, сразу после того, как вы достанете мотор из воды. Идеальным же вариантом будет доставить его в ближайший сервисный центр, если таковой имеется в вашей местности.

1. Закрепите двигатель вертикально, снимите крышку и смойте весь мусор. Избегайте попадания воды в карбюратор или воздуховод.

2. Перекройте подачу топлива и слейте весь бензин с карбюратора (см. выше как это делается).

3. Отсоедините предохранительный шнур и колпачок свечи зажигания и выверните свечу зажигания. 4. Осторожно потяните катушку стартера, чтобы удалить всю воду из кривошипной камеры.

5. Замените моторное масло в двигателе.

6. Добавьте пару капель масла в цилиндр и вручную переверните лодочный мотор. 7. Очистите свечу зажигания тканью (если это иридиевая свеча) или проволочной щеткой (в остальных случаях).

8. Вверните свечу зажигания на месте, наденьте колпачок.

9. Заведите мотор.

10. Снова замените моторное масло после 30 минутной работы мотора.

Источник

Ремонт лодочных моторов самостоятельно

Ремонт лодочных моторов самостоятельно – это рискованное и “опасное” мероприятие со стороны не знающего пользователя, который может не только ухудшить работу мотора но и полностью вывести его из строя. Для начала нужно изучить инструкцию своего мотора, иметь нужные инструменты, и подойти к делу со всей серьезностью. В данной статье мы рассмотрим рекомендации по самостоятельному ремонту лодочного мотора, так же в статье есть ссылка на сайт с перечнем фирм по ремонту.

Обслуживанию и ремонте

Условно лодочные моторы можно разделить на две категории – двухтактные и четырехтактные. Само собой, у обоих типов есть как плюсы, так и минусы. Четырехтактные моторы часто используют для троллинга, где важна низкая скорость и бесперебойная работа двигателя на низких оборотах вкупе с минимальным уровнем шума. Однако такие моторы технически более сложные, чем двухтактные, поэтому стоят они дороже.

Двухтактные моторы обладают небольшим весом и размерами, большей мощностью и, как следствие, большим уровнем шума. Такой мотор подойдет рыбакам, ставящим на первое место скорость и тяговитость двигателя. В обслуживании двухтактники обходятся дешевле своих “старших братьев”.

Ремонт лодочных моторов

Во-первых хотелось бы обратить большое внимание на то, какой стоит у вас винт. Думаете не нужно уделить этому вопросу особого внимания? Смеем уверить вас, что правильный выбор винта на лодочный мотор – важная и актуальная тема для разговора. Чтобы обеспечить лодочному мотору правильную работу и долгий срок эксплуатации, нужно удачно и грамотно выбрать гребной винт. За счёт такого выбора лодочный мотор будет подвергнут меньшему числу неисправностей.

Если для лодочного мотора вы используете тяжелый гребной винт, обороты мотора уменьшаются, что не даёт добиться необходимой скорости, т.к. он не развивает положенной мощности. Работа лодочного двигателя в таком режиме отражается на его “здоровье”. А если воспользоваться слишком легким винтом, то вы превысите число допустимых оборотов, и в этом случае мотор гораздо быстрее выйдет из строя.
Как не хотелось бы, но нужно обязательно посещать сервисные центры и проводить техническое обслуживание лодочного мотора, квадроцикла, снегохода и другой техники.

Помимо предусмотренных работ – тех, что назначены в инструкции по эксплуатации – есть те, для проведения которых нужен высокий уровень квалификации мастеров, спец. инструмент, наличие сервисных мануалов.

Аккуратно и со знанием дела нужно обращаться, например, с карбюратором, в частности, с его настройками. При неправильной регулировке качеств смеси топлива вы получаете только резкое ухудшение работы двигателя, что, соответственно, ведёт к серьёзным ремонтным работам впоследствии. Не нужно проводить какие-либо настройки или ремонтные работы техники, не имея на это опыта и специального оборудования, т.к. это может влететь в копеечку после того, как вам всё-таки придется обратится к профессионалам СТО.

Ремонт импортных лодочных моторов своими силами

Вопрос первый и, пожалуй, основной, который, к сожалению, у большинства владельцев моторов просто не возникает: как правильно подобрать винт? К ремонту двигателя напрямую это не относится, но крайне важно для обеспечения наиболее благоприятного режима работы мотора в целом и повышения его ресурса. Другими словами, правильно подобранный винт позволяет снизить вероятность возникновения неисправности, а следовательно, избежать и самого ремонта. Дело в том, что любой подвесной или стационарный двигатель имеет определенный диапазон оборотов, работая в котором он будет развивать максимальную мощность и иметь при этом оптимальный расход топлива.

Читайте также:  Где находится мотор отопителя ниссан ноут

Какое влияние оказывает винт на данный процесс? Рассмотрим ситуацию, когда используется винт, тяжелый для данного двигателя. Обороты его в этом случае, даже при полностью открытой дроссельной заслонке, будут ниже рекомендованных. Двигатель старается раскрутиться, но не может развить необходимую мощность и, как следствие, не докручивает. Подобный режим работы сказывается на «здоровье» мотора не лучшим образом. Слишком легкий винт приведет к тому, что мотор быстро выйдет на рабочий режим, но при максимальном положении ручки газа обороты превысят рекомендованный диапазон.

Двигатель начнет перекручивать, что также скажется неблагоприятно. Так вот наша задача и состоит в том, чтобы частота вращения двигателя не выходила за обозначенные рамки, тогда условия эксплуатации агрегатов и узлов (особенно элементов поршневой группы) окажутся расчетными. Сделать это на практике довольно просто. Для начала надо оборудовать лодку тахометром и контролировать обороты двигателя при максимально открытой дроссельной заслонке.

Думаю, понятно, что уменьшение нагрузки будет облегчать тестируемый винт, а увеличение — утяжелять. Если показания тахометра лежат в пределах «паспортного» диапазона оборотов (эта информация может содержаться на самом двигателе, в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к мотору, или ее можно получить у ближайшего дилера), то все в порядке и причин для беспокойства нет.

Тахометр

Если же показания тахометра выходят за допустимые границы, винт необходимо заменить. Когда мотор перекручивает — шаг винта надо увеличивать, если не докручивает — уменьшать. При этом существует следующее правило: изменение шага винта на один дюйм приводит к изменению показаний тахометра на 200 об/мин. И помните, что подобную процедуру не следует проводить во время обкатки двигателя. Вообще, я настоятельно советую на период обкатки воздержаться от какого-либо вмешательства в двигатель без разрешения на то ближайшего дилера или авторизованного сервисного центра.

Существует ряд моторов, подключение тахометров к которым конструктивно не предусмотрено. В этом случае при проведении теста необходимо использовать специальные тахометры, позволяющие считывать информацию с высоковольтных свечных проводов. А для этого придется опять обратиться в сервисный центр, оснащенный подобным инструментом. И еще одно замечание: стандартные винты, идущие в комплекте с мотором, обычно подобраны точно в соответствии с результатами подобного теста, но надо помнить, что ваша комплектация (мотор, винт, лодка, нагрузка) может стать исключением из правил.

Предположим, что подбором винта мы создали двигателю условия для нормальной работы. Но техника есть техника, и поломки все же возможны. Правда, поломка поломке рознь. Поэтому попробуем разобраться, как вести себя в той или иной ситуации. Сразу исключим вариант, когда от работоспособности мотора зависят жизнь и здоровье людей — здесь допустимы любые вмешательства. Мы же рассмотрим только вопросы текущего ремонта.

Техобслуживание

Оказывается, что даже нормально работающий мотор требует периодического технического обслуживания. Можно ли проводить его самостоятельно? Однозначного ответа нет, и вот почему. Если вы человек технически грамотный и имеющий за плечами опыт общения с подобной техникой, а мотор находится на гарантии, целесообразно получить разрешение на проведение планового обслуживания у ближайшего дилера.

Начните с внимательного изучения инструкции по эксплуатации. В перечне регламентных работ возможны пункты, предназначенные только для вашего конкретного мотора. Смазочные материалы и оборудование, используемые при обслуживании, должны быть обязательно оригинальными.

Проведение самостоятельного ремонта

Возможность проведения самостоятельного ремонта

Вид работы Тип двигателя 2-тактный карбюраторный 2-тактный инжекторный 4 тактный с предварит. смешиванием с масляным впрыском с мех. масляным насосом с электрич. масляным насосом с прямым впрыском топлива карбюрат. инжект. Редуктор Ремонт Потребуются специнструмент и литература Диагностика То же Тех. обслуживание Можно провести самостоятельно Примечание. Диагностику по состоянию масла можно провести самостоятельно Цилиндропоршневая группа Ремонт Потребуются специнструмент и литература Диагностика То же Тех. обслуживание Консервацию можно провести самостоятельно Примечание. Замер компрессии можно провести самостоятельно Система зажигания Ремонт Замену блоков можно провести самостоятельно Диагностика Можно провести самостоятельно Потребуются специнструмент и литература Тех. обслуживание (регулировки) Можно провести самостоятельно в соответствии с инструкцией Чаще всего не требуется Можно провести по инструкции Чаще всего не требуется Примечание. Для замены стартера необходим специнструмент Топливная система Ремонт Можно провести самостоятельно Потребуются специнструмент и литература Диагностика То же Потребуются специнструмент и литература Можно провести самосто-
ятельно Потребуются специн-
струмент и литература Тех. обслуживание Можно провести самостоятельно Примечания: Наличие литературы желательно Мощные моторы имеют сложную систему питания — — — Необходима синхро-
низация карбюра-
тора — Система смазки Ремонт — Частично можно провести Потребуются специнструмент и литература Диагностика — Можно провести самостогятельно Потребуются специнструмент и литература Можно провести самостоятельно Тех. обслуживание — Как правило, не требуется Периодическая замена масла Примечания: — Требуется удаление воздуха из системы Требуется предварительная прокачка системы Следите за уровнем масла Система охлаждения Ремонт Как правило, можно провести самостоятельно Диагностика То же Тех. обслуживание То же Примечание. Требуется замена крыльчатки раз в 3 года и регулярная промывка системы Система газораспределения Ремонт — — — — — Потребуются специнструмент и литература Тех. обслуживание — — — — — То же Регулировки Строго в рамках инструкции по эксплуатации
Читайте также:  Замена мотора вентилятора охлаждения радиатора

Гарантия и ремонт

По истечении срока гарантии периодичность и качество технического обслуживания остаются на вашей совести, хотя совсем избежать общения с работниками сервиса вам, скорее всего, не удастся. В перечне регламентных работ, указанных в инструкции по эксплуатации, есть такие, выполнение которых требует высокой квалификации, специального инструмента и наличия технической документации.

Что касается различных регулировок, то степень вмешательства ограничивает инструкция.

Излишне высокие обороты холостого хода могут привести к поломке деталей редуктора из-за более жесткого ударного режима при включении передач. Некорректная регулировка качества смеси приведет к ухудшению режимов работы двигателя, что может повлечь за собой достаточно серьезные последствия. Категорически не рекомендую выполнять синхронизацию карбюраторов четырехтактных двигателей — без специального инструмента и определенного навыка результат будет отрицательным.

Ремонт, связанный с заменой каких-либо узлов двигателя или требующий серьезной диагностики, напрямую зависит от степени технической подготовки владельца мотора и оснащенности. Модельный ряд двигателей, применяемых сейчас на лодках, разнообразен: это и простые карбюраторные моторы, и с системой впрыска топлива на четырехтактных и двухтактных двигателях, с системами OptiMax от «Mercury» и HPDI от «Yamaha», и с различными системами смазки.

Перед владельцем мотора такой задачи, конечно, не стоит, но на свой мотор полную техническую документацию он не получит нигде. Изложена она в «Service Manual» — книге, которой пользуются механики. В продажу она не поступает. И если в карбюраторных моторах малой мощности разобраться, видимо, удастся, а огрехи в ремонте не вызовут последствий, то к большому мотору, максимально «упакованному» электроникой, здравомыслящий человек не подойдет и сам. И при всем уважении к народным умельцам не советую доверять двигатель мастеру из соседнего гаража. Именно ваш мотор, возможно, конструктивно отличается от тех, которые до этого он с успехом ремонтировал.

Инструмент

Занимаясь сервисом импортных моторов далеко не первый год, я насмотрелся и наслушался всякого, но чаще всего говорят одно: «Да, не надо было этого делать самому. И сколько теперь это будет стоить?» Правило одно: если из известных вам инструментов ни один не подходит для того, чтобы извлечь или открутить деталь, остановитесь — наверняка для данной процедуры требуется специальный инструмент. Скажу больше, тот инструмент, который на ваш взгляд подойдет, может оказать воздействие на детали именно в тех местах, нагружать которые нельзя.

На чем хотелось бы заострить внимание читателей, так это на проблеме запчастей. Где их брать, использовать «родные» или подобрать что-то подходящее, требует ли замены изношенная деталь или послужит еще? В моей практике был один мотор, на котором антикоррозийный анод, не оригинальный, но зато дешевый, прослужил дольше двигателя, зато при этом имел очень хороший товарный вид. Не надо считать, что все неоригинальные запчасти — хлам. Есть и очень достойные производители.

Но, по-моему, если есть возможность, лучше вместо того, чтобы тратить силы, время, а значит, и деньги на поиск подходящих, обратиться к техническим специалистам и быть уверенным в качестве приобретенных запчастей. Это, кстати, касается и масел. Кроме того, специалисты посоветуют, какие именно детали необходимо приобрести в том или ином конкретном случае, поскольку достаточно часто запчасти требуется менять в связке.

Детали

Замена одной детали не всегда приведет к устранению неисправности. Ряд прокладок, стопорных шайб, сальников меняются при ремонте обязательно, даже при их внешне исправном состоянии. Что касается зазоров, допустимых биений, моментов и последовательности затяжки, то и в этом случае лучше получить консультацию профессионала, хотя бы по телефону, электронной или обычной почте.

Двигатели малой и средней мощности не потребуют сложных технических решений, а вот говорить о простоте моторов большой мощности, даже если они карбюраторные, некорректно. Топливные системы и системы зажигания таких моторов в целях экономии бензина и оптимизации качества смеси изрядно усложнены, что сводит их преимущество перед инжекторными или теми же OptiMax к минимуму. А учитывая лучшие мощностно-весовые показатели последних и их экономичность, вопрос отпадает сам собой.

Действительно, с осторожностью следует подходить к принципиально новым и сильно «поджатым» моделям. Скажу больше: сложные моторы, как правило, имеют систему защиты, оповещающую о возникших неисправностях и изменяющую режим работы таким образом, чтобы не причинить ущерб двигателю и в то же время его эксплуатировать. Мотор, выглядящий достаточно сложно, в эксплуатации зачастую оказывается значительно проще карбюраторного той же мощности. К сожалению, в этом вопросе многие пока еще очень консервативны — пугает двигатель, страх перед электроникой, которой оснащены инжекторные моторы.

Учитывая все выше изложенное, я настоятельно рекомендую производить ремонт, регулировки и регламентное обслуживание в сертифицированном сервисном центре. Именно сертифицированном. Если по финансовым соображениям или из-за территориальной удаленности от такого центра вы вынуждены выполнять ремонт самостоятельно, то, повторюсь, проконсультироваться со специалистом все же нужно обязательно.

В рамках одной и даже нескольких статей невозможно изложить все тонкости ремонта того или иного двигателя. Но существуют общие тенденции обслуживания определенных узлов. Выше в таблице перечислены основные моменты, которые надо учитывать, приступая к ремонту.

На данном сайте вы можете найти компании, которые оказывают услуги ремонта:

Источник

Поделиться с друзьями