Самодельный коммутатор для лодочного мотора

КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ МОТОР ДЛЯ ЛОДКИ?

При ограниченном бюджете и золотых руках можно не только сделать лодку самому, но и двигатель к ней. Есть несколько механизмов, не используемые по первоначальному назначению, из которых можно получить добротную конструкцию. В данной статье будут представлены варианты получения самодельного лодочного мотора и инструкция по изготовлению.

Содержание статьи

Из чего сделать двигатель?

Мотор для лодки ПВХ зачастую стоит дороже самого судна. Но дело не только в стоимости конструкции. На некоторых водоемах нельзя передвигаться с помощью бензиновых движков. К тому же электромотор имеет ряд преимуществ перед своими собратьями с заправкой горючим.

  • Отсутствие хлопот по покупке бензина, замене масла и неприятностей с выхлопными газами.
  • Небольшой вес и габариты по сравнению со многими заводскими агрегатами.
  • Значительная экономия в применении электропривода.
  • Можно создать аппарат, способный иметь хорошую тягу при незначительном потреблении электроэнергии.

А самодельный лодочный мотор еще и будет более надежным устройством, поскольку владелец будет знать каждый винтик внутри. Если в гараже завалялись некоторые механизмы, которые уже не годятся для использования по прямому назначению, можно использовать следующие.

В качестве основы подойдет любое изделие с двигателем внутреннего сгорания.

Самодельный лодочный мотор из дрели

В большинстве домов и квартир можно найти старенькую дрель или шуруповерт. Даже в новом виде они более доступны по цене, чем промышленный мотор. Если они работают на аккумуляторах и имеют кнопку для регулирования оборотов, то принцип работы с электромотором схож.

  • Наличие аккумулятора как источника питания.
  • Гребной винт с редуктором приводят плавсредство в движение.
  • Органы управления двигателем представляют собой кнопку реверса и рукоятку управления скоростью вращения.

В большинстве своем заводские лодочные изделия герметичны, в связи с чем допускают пользование в воде. Этот факт исключается при выборе дрели или шуруповерта в качестве самодельного лодочного мотора, потому что они негерметичны.

Но стоит помнить о том, что проникновение влаги на органы управления электродрели чревато неприятностями. Движок заглохнет и судно остановится. Плюсом будет то, что найти запчасти для дрели очень просто.

Еще одним значимым моментом является то, что она не предназначена для работы в постоянном режиме. Это не очень подходит для лодочных двигателей. Поэтому желательно создать запас мощности во избежание перегрева самоделки.

  • Начинать надо от ста пятидесяти ватт и более того.
  • В данном случае реально выбрать гребной винт с диаметром в сто тридцать миллиметров.
  • Общий вес судна составляет не больше трехсот килограммов.

Напряжение дрели и шуруповерта может быть различным, как и аккумуляторов к ним. Но емкости последних для управления лодкой недостаточно. Тогда сгодится автомобильный аккумулятор, который выдает двенадцать вольт. С аналогичным напряжением лучше выбрать и дрель.

Конечно, батарея аккумуляторов на любое напряжение спасет ситуацию. Но стоимость такого устройства может обойтись недешево.

Нужные комплектующие детали

Чтобы изготовить для лодок самодельные моторы из дрели, нужно собрать набор приспособлений и инструментов:

  • рейки для крепления движка;
  • при подвешивании на транец сгодится механическая часть от болгарки;
  • труба диаметром двадцать миллиметров подойдет для изготовления штанги, а каркас из профиля двадцать на двадцать миллиметров подойдет для установки мотора;
  • металлический прут для создания вала и листовой металл для винта;
  • ручные ножницы по жести;
  • электрическая дрель со сверлами;
  • углошлифовальная машина с отрезными и заточными дисками;
  • саморезы при наличии дерева в устройстве.

Если нужно оперативно достать гребной винт, то желательно сделать подъемный механизм для управления мотором в вертикальном и горизонтальном положении.

Для создания механизма нужно снабдить струбцины кольцами и провести через них трубку. Такое шарнирное приспособление обеспечивает надежность руля.

Редуктор и гребной винт

Обороты дрели несколько больше тех, что требуются для работы гребного винта. Редуктор отрегулирует разницу.

  • Верхний редуктор способен снизить обороты с полутора тысяч до трехсот. При таком раскладе самодельный мотор позволит лодке двигаться плавно.
  • Нижний редуктор важен для горизонтальной постановки винта. Если он берется от болгарки, достаточно зажать его в патроне шуруповерта.

Чтобы сделать пропеллер винта, нужно выделить определенные отрезки на стальном листе. Хватит квадрата двести на двести миллиметров и толщиной в три. Вырезать нержавейку намного труднее, но она предпочтительнее и служит дольше. Также можно взять лопатку от бытового вытяжного вентилятора.

Читайте также:  Щелочные тяговые аккумуляторы для лодочных моторов

В центре листа нужно проделать отверстия. Они необходимы для посадочного винта. Прорези делают по диагонали, оставляя по центру окружность в тридцать миллиметров.

Лопасти должны быть круглыми и равными. Разворачивать каждую нужно под определенным углом и направлением вращения, чтобы не было колебаний винта.

Пробный «заплыв» делают в любой таре с водой, в которую влезет винт. Можно поехать на маленький пруд и опустить винт в воду без лодки. Такое испытание покажет, готов ли сделанный мотор к заплывам.

Правильно собранный электродвигатель будет отбивать струйку воды, но без вибраций. Если что-то пошло не так, конструкцию, сделанную на лодку своими руками, всегда можно довести до ума с помощью большего угла наклона лопастей.

Прежде чем сделать мотор для лодки, нужно понимать, как она будет с его помощью передвигаться. Важно учитывать вес судна со всеми вещами, мощность движка, силу тока и рабочее напряжение. Мощность мотора для резиновой лодки или ПВХ должна быть больше мощности нагрузки хотя бы на двадцать процентов. Данное преимущество пригодится при форс-мажорах.

Желательно измерить напряжение при нагрузке и во время холостого хода посредством специального прибора.

Лодочный мотор своими руками из триммера

Отличный самодельный лодочный мотор получается из триммера. Такой электродвигатель делается просто из-за схожести аппаратов.

У триммера или мотокосилки нет необходимости что-то отнимать и сильно переделывать. В частности, верхний редуктор остается таким же, как и система питания двигателя и управления.

Вариант считается весьма выгодным и удобным, потому что в устройстве присутствует трансмиссия и двигатель. Остается сделать крепление для плавсредства, убрать область с диском и поставить гребной винт. Но не будем забывать о недостатках.

  • Стоит помнить, что мотор для лодки из триммера обладает малой мощностью. Плыть против течения такому прибору трудно.
  • Лодочный мотор из триммера идеально подходит для передвижения на небольших водоемах со стоячей водой. А это не всегда предел мечтаний любителей активного отдыха.
  • Придется привыкать к сильному шумовому эффекту и задымлению.

В целом подобный самодельный лодочный мотор получается не совсем дешевым вариантом из-за стоимости мотокосилки. Но если она уже есть и в ней появились дефекты, ее легко можно переделать в движок для самых разных моделей плавучих средств. Он подойдет небольшим катерам, его выдержит лодка из фанеры из-за легкости конструкции и надувная тоже.

Самодельный лодочный мотор из мотоблока

Если предыдущий вариант считается маломощным, то устройство из мотоблока наоборот. У техники для работы с землей, как правило, надежные четырехтактные движки внутреннего сгорания. Такой мотор для лодки, изготовленный своими руками, способен везти пассажиров даже против течения на внушительной скорости.

Правда, приличный объем не позволяет ставить подобные конструкции на лодках ПВХ. По крайней мере на малых. Принцип того, как сделать лодочный мотор, из мотоблока следующий.

  • Вместе фрез в одной плоскости с валом ставят алюминиевые лопасти.
  • Лопасти должны находиться перпендикулярно движению судна. На вид это прямоугольные пластины, наполовину скрытые под водой. Остальная часть свободно перемещается по воздуху.
  • Устройство крепится к корпусу плавсредства и дает ему возможность легко двигаться даже на мелководье и водоемах со стремительным течением.

Возможные самоделки для лодки ПВХ своими руками

Самодельный лодочный мотор можно построить из движка от вентиляции или печки из легковушки. Либо взять автомобильный компрессор «Гном».

Однако для таких моделей существует ряд минусов.

  • Первый вариант погружается на валу. Но при этом герметичность нарушается. Приходится продумать, как решить эту проблему оперативно.
  • Компрессор считается мощнее и устанавливается вертикально сверху. При этом соединяется с винтом через угловой редуктор и вал.

Работать с указанными конструкциями реально при наличии технического опыта. Иначе лучше обратиться к механику.

К примеру, тот, кто использует лодки под мотор, сделанные без чьей-либо помощи из фанеры, в состоянии справиться с переделкой мотоблока.

При всем многообразии лодочных моторов сделанные для судна ПВХ своими руками являются приемлемыми вариантами. По отзывам можно судить, что продолжительность их работы не отличается от заводских при грамотной переделке и сборке.

Стоит помнить, что перед использованием на большой воде, нужно протестировать изготовленный лодочный мотор своими руками. Это можно сделать хотя бы у берега водоема. В любом случае обретенный опыт всегда поможет при столкновении с неожиданностями в работе электродвигателей.

Источник

Схема зажигания №3 от Юрия Лукича для ПЛМ

Схема зажигания №3 от Юрия Лукича для ПЛМ.

Читайте также:  Алюминиевая транцевая пластина для регулировки положения мотора по высоте

Автор: Юрий Лукич

Схема 1-ограничитель высокого входного напряжения, такого рода огранич. стоят на
Дженсон.90, Тохацу 15. НЕ требует настройки. Стабилитрон — 2 шт. R2KY, (360-380в.)
Схема 2-применена на крупных Ямахах (90,115,140)-правда номинал R там другой, но все равно нужно настраивать –у них огранич — 200-250в, мне больше нравится 360-380в.
Схема4-классика с согран. входного напряжения
Точки: 1- вход высокого с генератора 3 – выход на бабину(ТЛМ)
2,5-масса 4-вход датчика 6-«глушилка»(стоп на массу)
Если ТЛМ двойная-на две свечи — С1 из двух 1мкф./400в.
Если две одинарных ТЛМ-два С1 (таких же) из одной точки, каждый на свою ТЛМ

СХЕМА 3- обалденная вещь по своей простоте и надежности, почему «наши» конструкторы прошли мимо…,может, из за патентной чистоты, но я не думаю, что японцы мне «предъявят». Правда, они ее «наворачивают»ограничением максимальных оборотов, защитой по температуре, цепями индикации сигнализации. Но СУТЬ перед ВАМИ. Применяется на «водниках»Кавасаки, Ямаха. 15,подозреваю, что и на Сельве что то подобное, мокики Сузука(Сепия, Карна.)
Работает от одной катушки в генераторе, используя ее как питающую «высоким» так и как датчик. На катушку мотать 6500( +/ — )500 витков провода 0,1-0,16-(какой будет удобнее).Трудно, не видя отечественных железяк, дать рекомендации по установке, но попытаюсь.
Удобнее вывести оба конца обмотки из-под маховика. Подключить собранный коммутатор. Стробоскопом посмотреть, где искра (по маховику). Если не попали (5-10 градусов до ВМТ)- поменять входные(от катушки генератора).Если опять мимо — сдвинуть в нужное место плиту с катушкой. ПОПАЛИ искрой в точку. Заводим. Стробоскопом смотрим за смещением опережения с ростом оборотов — если делается «раньше»- вперед кататься. Если делается «познее», меняем концы катушки генератора местами, смотрим стробоскопом, сдвигаем в нужное место плиту с катушкой, заводим. КАТАЕМСЯ.
На японцах подобная процедура применяется редко – обычно «попадаем в точку».Может конструкции маховиков и катушек способствуют. ВНИМАНИЕ. На маховике должно быть 2-4 магнита. Если генераторная катушка «штыревая»-торцом к магнитам-опережение может быть очень малым — играют роль геометрические размеры сердечника.
Теперь о деталях: все тиристоры на схемах-2P4M, все диоды,(кроме помеченного точкой на схеме 3)- 1N4007, можно 1N4006.(1000-800В. 1 А.). Меченый (точкой) -1N5406, можно(1N5407). С1- типа К73-17, я ставлю импортные 105K 630V S130 MPE.
По конструкции коммутатора — любая, желательно готовый залить «бокситкой»(не пользуйте силиконовый герметик — со временем сожрет медь).Схема простая, поэтому проще сделать еще в запас, чем вставлять в нее ограничитель напряжения(он по цене деталей дороже),хотя на свои коммутаторы я даю гарантию — за последние 7 лет применения этой схемы не было ни одной рекламации(поставил штук 25-30).
Детали распространенные, не дорогие. Схема простая. Если вопросы появятся- на «мыло»

Описание взято с форума сайта мотолодка. ру.

Источник

Переделка зажигания на импортном моторе

#1 Pooh

Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 122 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: Катер Пр.338 Мс

    #2 mmcl200

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 114 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: wellcraft 23

    #3 zev

  • Основной экипаж
  • 55 сообщений
    • Из: Новосибирск
    • Судно: П4

    Ни у кого нет опыта такой переделки?
    Причину отказа зажигания я еще не выявил, но схема, как мне кажется, одна — датчик импульсов — коммутатор — катушки. Датчики, на мой взгляд, из строя выходят крайне редко, катушки доступны от чего угодно. а вот коммутатор — не достать оригинальный, джонсоновский — почему бы не применить автомобильный, например? или от нашего двигателя с бесконтактным зажиганием — принципиальной разнгицы, мне кажется, не должно быть ?

    #4 Pooh

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 122 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: Катер Пр.338 Мс

    Мотор Джонсон-35, два цилиндра/2 такта.
    От китайских скутеров коммутатор не подойдет, так как там цилиндр один — в лучшем случае, нужно будет два. И тоже не очень понятно, где их брать — в связи с этим вариант от mmcl200 кажется предпочтительнее — если можно, расскажите поподробнее — тоже два коммутатора? И нужен ли аккумулятор? Ведь у Зила (насколько я понимаю, у Волги такой же) коммутатор для батарейного зажигания? И почему контактно-транзисторный? У Вас что, зажигание было контактное? У меня бесконтактное.

    Короче, очень интересно, думаю, что и многим будет интересно, так что рпсскажите, пож., подробнее.

    #5 Павлуха

  • Капитан
  • 2 643 сообщений
    • Из: Ташкент
    • Судно: Простор Луч Торнадо

    #6 Pooh

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 122 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: Катер Пр.338 Мс

    Есть импульсная система, есть система Холла, есть цифровая.

    Это понятно, что есть две разные системы — потому и спрашиваю, может, кто сталкивался и уже знает, какая именно система зажигания.

    Читайте также:  Встроенный мотор для лодки

    ИМХО на лодочном моторе систему Холла реализовать сложно, вероятнее всего, там импульсная система должна быть.

    #7 mmcl200

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 114 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: wellcraft 23

    #8 Павлуха

  • Капитан
  • 2 643 сообщений
    • Из: Ташкент
    • Судно: Простор Луч Торнадо

    Это понятно, что есть две разные системы — потому и спрашиваю, может, кто сталкивался и уже знает, какая именно система зажигания.

    ИМХО на лодочном моторе систему Холла реализовать сложно, вероятнее всего, там импульсная система должна быть.

    При импульсной системе и системе Холла сигнал подаётся с распределителя зажигания, т.е. сам принцип одинаковый.
    А вот цифровая система считывает обороты с коленвала и преобразует в импульс. Это намного сложнее.

    В вашем варианте думаю можно подумать о зажигании от Оки, там два цилиндра но искра прожодит два раза за четыре такта на цилиндре поэтому на двухтактнике должно работать.

    Сообщение отредактировал Павлуха: 06 июля 2009 — 13:43

    #9 Юрий Лукич

  • Основной экипаж
  • 55 сообщений
    • Из: Владивосток

    Ни у кого нет опыта такой переделки?
    Причину отказа зажигания я еще не выявил, но схема, как мне кажется, одна — датчик импульсов — коммутатор — катушки. Датчики, на мой взгляд, из строя выходят крайне редко, катушки доступны от чего угодно. а вот коммутатор — не достать оригинальный, джонсоновский — почему бы не применить автомобильный, например? или от нашего двигателя с бесконтактным зажиганием — принципиальной разнгицы, мне кажется, не должно быть ?

    #10 S_smirnov

    Лодочный моторист — экранопланостроитель

  • Модератор
  • 19 797 сообщений
    • Из: Балахна
    • Судно: Казанка, СВП

    #11 Юрий Лукич

  • Основной экипаж
  • 55 сообщений
    • Из: Владивосток

    Проще всего на имеющееся железо приделать «Схему №3», обсуждалась на мотолодке.ру и на КиЯ в теме про ПЛМ Нептун. Таких схем я делал 2, главное подобрать подходящую катушку от пускателя, тогда мотать ничего не надо, припаять 3 диода тиристор и 2 резистора

    #12 Pooh

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 122 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: Катер Пр.338 Мс

    Ремонтирую по 5-6 «зажигалок» от Джонсо-Мерков в месяц. Мог бы и больше, да живу далековато от основного иеста их «нереста».

    Я правильно понял, что у Джонсонов и Мерков одинаковые коммутаторы?

    А могли бы Вы по фотографии коммутатора опознать, чей он (с какой модели?) Дело в том, что на моем моторе в Финляндии был установлен коммутатор от чего-то другого, хотя разъем и совпадает, он был прикручен сбоку на кустарно изготовленной планке. Первый коммутатор вышел из строя через минут 5 работы мотора, после чего мне «по гарантии» прислали второй, который нормально работает первые минут восемь, после чего отключается второй цилиндр. Я обнаружил, что коммутатор касается головки блока и нагревается от нее, после чего перенес его в район карбюратора, после чего время работы до отключения цилиндра увеличилось минут до двадцати, а после отключения цилиндра и остывания коммутатора цилиндр стал включаться. Возможно ли, что это происходит из-за того, что установлен комутатор от другой модели мотора?

    #13 mmcl200

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 114 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: wellcraft 23

    На двухтактнике это не работает.
    На то он и двухтактник.

    #14 mersik

  • Основной экипаж
  • 21 сообщений
    • Из: Всеволожск
    • Судно: КАТЕР
    • Название: ПРОСТО НОМЕР

    #15 st74

  • Основной экипаж
  • 6 сообщений
    • Из: moscow

    Уважаемые доны. Возможно ли заменить катушку зажигания (бобину) на карбюраторном стационарном моторе MERcruiser 4,3? От какого отечественного авто лучше поставить? Ствили с газели — не прожила и часа. Может бракованная попалась. Родная катушка тоже сдохла по неизвестным пока причинам.

    #16 Трибун

  • Капитан
  • 1 656 сообщений
    • Из: Саратов
    • Судно: Катер
    • Название: Самопал

    Нормальную катушку можно убить двумя способами — пробой и перегрев.

    Пробой возможен если крутнуть с неподлюченным или оборваным ВВ проводом на выходе. Выход при проверках и в работе всегда должен быть нагружен свечей, пробойным промежутком или закорочен на массу.

    Перегрев возможен если в коммутаторе не работает функция защиты катушки. Обычно катушка питается импульсами коммутатора, но если двигатель стоит, а положение КВ таково, что через катушку включен ток, то коммутатор должен его выключить примерно через 1-3 сек.

    #17 temaks

  • Основной экипаж
  • 24 сообщений
    • Из: Ярославль
    • Судно: Castello Afrodite
    • Название: Афродита

    А мне помогите советом. Подозреваем коммутатор (suzuki dt30c 1999, 3 цилиндра, 2 такта), средний цилиндр не работает (катушки и датчики с проводами проверили). Что может подойти взамен?

    Источник

    Поделиться с друзьями