Шпилька винта для лодочного мотора

Чем я заменил сломанную «шпонку» в винте лодочного мотора и что получилось в итоге

«Вот это да! Вёслами грести до утра придётся», — подумалось мне, глядя на исчезающее за горизонтом солнце и безжизненно висящий винт моего Тохатцу. Только что, мне «посчастливилось поймать» им скрытый под водой пень.

Сделать это в моих условиях не мудрено — стоит только отклониться от знакомого маршрута. Что я и сделал, стремясь сократить путь и успеть выплыть на берег «засветло». Не успел.

Так я узнал — что такое «шпонка» и почему всегда необходимо иметь её в запасе, а за одно — из чего можно изготовить её самостоятельно. Ведь купить «срочно», может не получиться. Да и затраты не велики.

Любое жёсткое препятствие, которое встретит под водой винт лодочного мотора, может привести не только к его деформации, но и повлечь более серьёзные последствия. Чтобы защитить вас от этих проблем, производитель предусмотрел в конструкции винта, «предохранитель», который защищает от повреждения основные агрегаты.

Называют его просто — «шпонка». Она имеет вид металлического стержня и вставляется в отверстие вала. Если снять винт, то её будет хорошо видно. При столкновении с препятствием, она ломается и спасает вал от искривления. Это происходит из-за специального сплава, рассчитанного и испытанного на производстве.

Купить её в захолустье сегодня же – дело не реальное. Но если очень надо? Прикинув размеры и посовещавшись с кумом, в строительном магазине были приобретены свёрла подходящего диаметра 4 мм и «порезаны» по размеру. В гнездо на валу они входили просто идеально. На следующий день, я уже был «на воде». Испытания показали:

Самодельная шпонка выдерживает траву и кувшинку, но всё же — ломается от меньшего удара, чем «родная».Но это и не плохо — мотор целее будет. Менять её – 3 минуты. Стоит – «копейки».

Источник

Что такое шаг винта лодочного мотора?

27 Фев 2019 | 17:33

Важно! Если вам нужен новый гребной винт, вы можете приобрести его в нашем интернет-магазине Лодки Деда Мазая, с быстрой доставкой и консультацией по всем вопросам.

Шаг винта — что это?

Разберемся, что собой представляет такой показатель, как шаг винта. Под шагом винта стоит понимать определенное расстояние, которое способен пройти винт, совершая полноценный оборот. Измеряется этот показатель в дюймах. Винт, который имеет большой шаг, способен развивать значительную скорость, а лодки с внушительной грузоподъемностью имеет меньший шаг.

К примеру, если коленвал двигателя совершит одинаковое количество оборотов, винт лодки может пройти меньшее расстояние. Если сравнивать с автомобилем, это все равно что проехать путь на низкой передаче – скорость авто будет меньше, а тяга при этом станет выше. Среди характеристик, более важная отведена именно скорости винта. Важно, чтобы лодка удачно выходила на глиссирование, тогда мотор сможет достичь максимально возможных оборотов. То есть, в этом случае скорость лодки достигнет своего максимума.

Читайте также:  Запчасти лодочный мотор ямаха разборка

Как определить шаг винта лодочного мотора

Внимательно посмотрите на грань лопасти, и вы заметите, что это не прямая плоскость, а выгнутая по определенному алгоритму. К примеру, если подвижно закрепить горизонтально расположенную деревянную планку на вертикальном упоре, раскрутить ее при этом поднимая с не изменяющейся скоростью вверх, то любая точка планки будет двигаться по винтовой траектории, а их множество образует винтовую поверхность. Конец планки будет двигаться при этом по поверхность цилиндра с радиусом, равным длине планки, образуя направляющую винтовой поверхности. Подобную форму и имеет каждая лопасть гребного винта.

Если сделать развертку цилиндра на бумаге, то направляющая будет выглядеть, как наклонная прямая. Таким образом, расстояние от точки А до точки В (см рис) и называется шагом винта. А угол V называется шаговым углом.

Вернемся к эксперименту с планкой. Не подлежит сомнению, что, если вращать и поднимать ее с одной и той же скоростью, то каждая точка планки будет подниматься на одну и ту же величину. Но при этом шаговый угол для двух разных точек будет разным. Чем дальше от оси вращения, тем меньше будет угол.

Чтобы замерить шаг винта самостоятельно, можно также воспользоваться цилиндриком с иголкой, листом бумаги и угольником. Установив острие на листе, нужно циркулем прочертить часть окружности с радиусом, равным 0,6 R, где R — наибольший радиус винта. Теперь необходимо в центр прочерченной дуги установить иглу цилиндрика, с каждой стороны лопасти приставляют угольники так, чтобы они пересекали начерченную дугу. Точки пересечения отмечают карандашом, одновременно замеряют, на какой высоте от поверхности листа находятся соответствующие точки на лопасти. Теперь можно убрать винт, он больше не понадобится.

Как измерить шаг винта лодочного мотора

Диаметр винта.

Вот первое определение: диаметр гребного винта — это диаметр окружности, которую проходит точка на лопасти, максимально удаленная от оси.

Чтобы узнать этот размер, нужно установить деревянный цилиндрик с диаметром, подходящим под посадочное место вала, найти центр цилиндра и установить острый наконечник (иголка от циркуля, обломок гвоздя и т. д.). Далее следует перенести винт на плотную бумагу, воткнуть в нее острие цилиндра.

После необходимо вооружиться металлическим или обычным чертежным угольником. Уперев в лист прямой угол, перенесите проекцию нескольких точек лопасти, наиболее отставленных от оси, на лист. Теперь снимите винт с бумаги и определите, какая из точек находится на самом удаленном от оси расстоянии. Для этого удобно использовать циркуль. Раствор циркуля показывает радиус винта, соответственно, чтобы найти диаметр, необходимо удвоить его значение.

Если вам необходимо замерить диаметр побывавшего в употреблении, то описанную операцию стоит провести для каждой лопасти, потому что возможен неравномерный износ или сколы по краям элементов.

Подбор гребного винта для лодочного мотора.

Для переключения передач недостаточно использовать только редуктор подвесного мотора. Если вы хотите использовать на полную мощность мотор лодки, необходимо внимательно подойти к выбору гребного винта, который позволит достигнуть:

• оптимального выхода на глиссирование;

• максимальных оборотов, которые возможны для данного типа мотора;

• максимально возможной скорости или грузоподъемности (зависит от конкретной цели).

Правильно подобранный винт, позволяет сэкономить топливо, снизить шум, создаваемый мотором, а также способствует увеличению его ресурса.

Как правильно подобрать винт.

Прежде всего, стоит определить, какая перед вами стоит задача – хотите ли вы увеличить скорость и улучшить выход в глиссер, или же вас интересует возможность большей грузоподъемности для лодки. Одновременно максимально увеличить все эти показатели за счет одного лишь винта не представляется возможным, однако вы можете выбрать такой винт, который позволит удачно сбалансировать все важные показатели. Можно подобрать один винт с оптимальными показателями или же купить несколько винтов и возить их с собой. Однако, как показывает практика, менять винты в процессе не всегда удобно. Существуют также винты, которые способны изменять свой шаг, в зависимости от требований. Но сегодня мы разберем другие варианты винтов, которые отличаются по своим показателям.

Читайте также:  Nissan silvia s13 мотор

Итак, какой винт лучше приобрести – из стали или из алюминия? Давайте разбираться.

Преимущества винтов из стали.

Стальные детали отличаются лучшим КПД, если сравнивать с алюминиевыми – это связано с тем, что стальные лопасти имеют меньшую толщину, а крыльчатка имеет более сложное строение. Винты из стали менее подвержены кавитации, что непосредственным образом сказывается на их скорости – в сравнении с алюминиевыми агрегатами, они развивают большую скорость (примерно на 5-7%).

Стальной винт имеет высокий уровень прочности, поэтому он не стирается и не повреждается при контакте с песчаным дном. Винт не деформируется даже при ударе об дно, он не подвергается коррозийным процессам из-за длительного нахождения в воде.

Недостатки винтов из стали.

Основной минус – высокая стоимость. Винты из стали обойдутся вам несколько дороже, чем их алюминиевые аналоги. Также важный недостаток – при сильном ударе возможно повреждение и деформация редуктора, несмотря на то, что сам винт может остаться без повреждений.

Преимущества алюминиевых винтов.

Винты из алюминия стоят сравнительно недорого, особенно это касается неоригинальных деталей для моторов Suzuki, Yamaha, Honda и многих других. В случае повреждения винты из алюминия можно отремонтировать. Алюминиевый винт весь удар возьмет на себя, зато сохранит более важные и дорогостоящие части двигателя.

Недостатки винтов из алюминия.

По сравнению со сталью, алюминий – более мягкий материал, который при ударе о песчаное дно деформируется, на поверхности винта появляются выщерблены, что мешает набирать скорость и существенно уменьшает КПД. В результате столкновения с небольшими препятствиями лопасти винта могут погнуться.

Принципы подбора винтов для лодок.

Шаг винта – одна из важнейших технических показателей, которая оказывает влияние на развитие скорости лодки. Шаг винта показывает расстояние, которое способен пройти винт, совершая один полный оборот, измеряется этот показатель в дюймах.

Чем большим будет шаг, тем большим будет упор, создаваемый вращающимися лопастями, а он, в свою очередь, перейдет в энергию движения лодки. Такой показатель, как шаг винта, имеет непосредственное влияние на обороты лодочного мотора. Если шаг мотора меньше, то максимальные обороты будут больше.

Очень важно подобрать винт, чтобы обеспечить максимальные обороты, хорошую скорость и удачный выход на глиссирование. При этом важно, чтобы показатели находились в том диапазоне, который предусмотрен производителем мотора. Таким образом, можно обеспечить оптимальную производительность и избежать преждевременного износа двигателя.

Источник

Подбор винта для лодочного мотора

Реализовать потенциал лодочного двигателя можно только при условии правильно подобранного гребного винта. В такой комбинации:

  • лодка быстро выходит на глиссирование;
  • сокращается расход топлива;
  • повышается производительность агрегата;
  • максимально используется грузоподъемность;
  • снижается шум при работе.

Неправильно подобранный винт ухудшает технические параметры агрегата, детали подвергаются повышенной нагрузке, что приводит к ускоренному износу.

Параметры, которые необходимо учитывать при выборе винта

Лодочные моторы имеют разные параметры, соответственно, для каждой модели нужен конкретный винт. Поэтому при подборе следует учитываться следующие технические характеристики:

  • шаг винта – расстояние, которое он проходит за один полный оборот;
  • диаметр – определяется по окружности, которая описывает выступающие части лопастей;
  • количество лопастей – от 2 до 4, чаще встречаются 3х-лопастные.
Читайте также:  Мотор для швейной машинки своими руками

Прежде всего, нужно знать условия эксплуатации плавсредства – для рыбалки на тихом водоеме, перемещения на большие расстояния, перевозки груза.

Для высокоскоростного перемещения и маневренности плавсредства следует использовать винтовой элемент с небольшим диаметром и широким шагом. Если лодка используется для буксировки, то мощную тягу обеспечивает модель с увеличенным диаметром.

Трех- и четырехлопастные приспособления сокращают вибрации двигателя и корпуса во время движения, обеспечивают хорошую грузоподъемность. Форма лопастей также имеет значение. Сильная кривизна приводит к ускорению кавитации, чрезмерно острая кромка ухудшает рабочие параметры.

Основные показатели производители указывают в маркировке, полная расшифровка приводится в инструкции.

Из чего изготавливают винты для моторов?

Основные материалы, которые используют для производства:

  • Пластик. Прочный, легкий, не подвержен коррозии. Такие модели имеют двухлопастную конфигурацию, используют их для электромоторов с малой мощностью.
  • Алюминий. Подходит для пресного мелководья, без коряг, камней и других предметов, которые могут повредить мягкий металл. Недорого стоит, подвержен быстрому износу.
  • Сталь. Имеет отличный запас прочности и высокий коэффициент полезного действия за счет гладкой поверхности. Все это повышает скорость лодки на 6 – 7% по сравнению с использованием алюминиевого элемента.

Источник

Три режущих устройства для защиты винта лодочного мотора

Хочу дополнить недавнюю статью о вариантах защиты винта для подвесного лодочного мотора парой интересных самодельных устройств, одно из которых имеет патент. Неожиданно для меня публикация «стрельнула» в блоге, и набрала приличное количество показов и дочиток.

Думаю не ошибусь, если скажу, что проблеме намотки лишнего мусора на винт без малого пол века. А уж среди водномоторников, присутствующих на тематических форумах многие варианты защит обсужены-пересужены. Очевидно, что очень большая часть людей просто не станет уродовать корпус своего мотора громоздкой конструкцией, влияющей на ходовые качества лодки и работу мотора.

Сегодня покажу несколько найденных в интернете конструкций «резаков», позволяющих срезать мусорную намотку с винта во время движения.

Поиск начался с сервиса яндекс.патент. Это не реклама. Сервис интересный, можете сами поискать изобретения. Я попробовал отыскать защитные сетки, но таковых в базе не оказалось. Поиск по похожим документам мне не помог. Однако был найден патент «RU 116456 U1 ГРЕБНОЙ ВИНТ С ЗАЩИТОЙ ОТ НАМАТЫВАНИЯ КРИВОШЕЕВА В.Н.»

Вкратце отмечу, что защита представляет из себя винт с лопастями, имеющими паз у основания лопасти, создающий режущую кромку.

В качестве иллюстрации прикреплю фото из описания полезной модели. Задумка интересная, но большого количества отзывов о плюсах и минусах найти не удалось, как и фото устройства в продаже. Не исключаю, что плохо искал.

Второй вариант заслуживает внимания и уважения к техническим изысканиям человека и потраченному времени для поиска решения. Человек на форуме (ссылку на оригинальную подробную ветку форума я оставлю под описанием к фото) предлагает два решения.

Первое-это снятие части металла с крышки редуктора и размещение в получившемся пространстве отрезных дисков от фрезерного станка. Рисунок режущей кромки и размер диска предполагается подгонять на ЧПУ станке.

А второе решение- это размещение режущей кромки между торцом крышки редуктора и торцом втулки винта. Собственно, иллюстрация будет ниже. Режущее лезвие автор сымитировал из гетинакса.

Думаю, что на этой публикации можно завершать тематику защит для винта.

Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки и пишите комментарии

Источник

Поделиться с друзьями