Скорость лодочного мотора нептун

Лодочный мотор “Нептун 23”

Лодочные моторы “Нептун” считаются “Российской классикой” в мире моторов. Из всей серии данных лодочных мотров “Нептун 23” самый тихий, а по надежности, удовбству и эксплуатации он лучше других моторов Российского производства. В данной статье мы рассмотри характеристики и описание мотора “Нептун 23”.

Нептун (лодочный мотор)

Некоторые особенности двигателей “Нептун”

  • Зажигание контактное (МН-1 с выносными трансформаторами ТЛМ).
  • Топливный насос — унифицированный с «Вихрем» и «Приветом».
  • Трёхканальная возвратно-петлевая схема продувки цилиндров.
  • Тяга реверса — разъёмная, что позволяет легко снимать редуктор.

Изо всех отечественных моторов сравнимой мощности «Нептун-23» самый «тихий» за счет того, что двигатель крепится к подвеске через резиновые амортизаторы и таким образом отсутствует прямой металлический контакт двигателя с корпусом лодки, служащий проводником звука от остальных лодочных моторов.

Основные недостатки “Нептун – 23, 70-х годов

Недостатков у “Нептуна-23” семидесятых годов выпуска было немного.
Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой. Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно “зажатая” крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.

Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции “Ветерков”), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

В последние годы выпускался “Нептун” в двух модификациях – с обычным и электронным бесконтактным зажиганием. Последний вариант немного дороже, но предпочтительнее, т.к. эксплуатация подвесного мотора связана с большой влажностью, а мотор с отсыревшими контактами не так просто завести. Моторы “Нептун”, по отзывам большинства водников, существенно выигрывают у моторов “Вихрь” по таким показателям как надежность, экономичность, а также удобство в эксплуатации. Доработка “Нептуна” более проста и не столь трудоемка.

Лодочный мотор “Нептун 23”

Мотор имеет двухцилиндровый двухтактный двигатель с водяным охлаждением. Мотор рассчитан для установки на мотосудах весом не менее 130 кг с высотой транца не более 405 мм и может эксплуатироваться в водоемах при глубине не менее 0, 8 м. Для предохранения транца и мотора от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрено специальное устройство для откидывания мотора назад. Реверсивный привод винта обеспечивает передний и задний ход судна, а также допускает работу мотора вхолостую.

Топливный бак лодочного мотора сделан переносным с быстро-съемной крышкой и его можно поместить в любом месте судна. Охлаждение мотора осуществляется водяной помпой. Питание сети освещения и отличительных огней судна можно осуществлять через штепсельный разъем от проводов катушек освещения магдино. Мотор оборудован местами крепления дистанционного управления газом и поворотом судна. Наличие 6-точечной подвески мотора на резиновых амортизаторах обеспечивает малую вибрацию судна, легкое управление мотором.

Мотор “Нептун-23” состоит из следующих основных узлов и систем: моторной головки, поддона, дейдвудной трубы, системы охлаждения, привода гребного винта, подвески, системы питания двигателя.

Технические характеристики

  1. Тип двигателя: Двухтактный карбюраторный
  2. Рабочий объем (2-х цилиндров) : 346 смЗ.
  3. Диаметр цилиндра: 61,75 мм
  4. Ход поршня: 58 мм
  5. Степень сжатия: геометрическая: 9,25 действительная: 6,5
  6. Максимальная мощность: 23 л.с.
  7. Частота вращения коленвала при максимальной мощности: 5500 ±100 (5000 + 100)* об/мин
  8. Часовой расход топлива при максимальной мощности: 8,5 ( 8,7) кг/час
  9. Емкость топливного бака: 20 л.
  10. Масса сухая (без топливной смеси в системе питания, смазки в редукторе, топливного бака со шлангом,
  11. инструментов и запасных частей): 44 кг
  12. Тип зажигания: Двухискровое магдино МН-1
  13. Тип свечей: СИ- 12РТ
  14. Нормальный зазор в прерывателях: 0,3-0,35 мм
  15. Освещение: От магдино, постоянный (переменный) ток 12 В, 40Вт
  16. Карбюратор: К65Л (К36Л)
  17. Топливо: Смесь автобензина А-76 ГОСТ 2084-77 с маслом МГ-8А ТУ 38.101135-88,М-8В ГОСТ 10541 -78 в соотношении по объему 20:1 или маслом М-12ТП ТУ 38.401-58-28-91, МГД-14МТУ 38.101.930-87 в соотношении по объему 40:1.
  18. Фазы газораспределения: продувка 121°, выхлоп 152°
  19. Смазка привода гребного винта: Трансмиссионное масло ТАД- 17И ГОСТ 23652-79 или МС-20 ГОСТ 21743-76, объем заправки 150 мл.
  20. Передаточное отношение к винту: 15:26
  21. Диаметр винта: 230 мм
  22. Шаг винта: 280 мм
Читайте также:  Блок зажигания cdi лодочных моторов

Каталог основных деталей мотора “Нептун-23”

1 -трубка 16.02.50121;
2 – сопротивление подавительное A14SU с экраном,00087359405;
3 – свеча зажигания СИ-12РТ, 000901832046;
4 – крышка головки блока 16.11.000.02;
5 – винт 3157А-6-12, 8.2.3157.06012.2;
6 – гайка 3301А-8, 8.2.3301.08000.2;
7 – шайба пружинная 865Г0,5,8.0.6402.08000.5, ГОСТ 6402-70;
8 – шайба 16.02.40075;
9 – прокладка 16.02.50063;
10 – двигатель в сборе 16.11.100.00; головка блока цилиндров 16.11.000.20;
11 – прокладка головки блока 16.02.594.00;
12 – шпилька* 3251А-8-64Ц, 8.2.3251.08064.2;
13 – клеммник 16.00.034.00;
14 – винт 3157-3-20, 8.2.3157.03020.2;
15 – патрубок правый 16.11.000.03;
16 – прокладка патрубка 16.02.50064;
17 – экран патрубка 16.11.000.21;
18 – гайка 3301А6, 8.2.3301.06000.2;
19 -шайба пружинная 665Г0.5 ГОСТ 6402-70; 8.0.6402.06000.5;
20 – шайба6.12.04.026 ГОСТ 11371-68, 8.11371.061.20.2;
21 – скоба 16.02.60015;
22 – шпилька* 3251А-6-38, 8.2.3251.06038.1;
23 – блок цилиндров (в сборе) 16.11.101.00;
24 – шайба 5.04.026 ГОСТ 11371-68, 8.11371.05100.2;
25 – винт 3157А-5-16, 8.2.3157.05016.2;
26 – хомут 16.02.60027;
27 – патрубок левый 16.11.000.05;
28 – экран патрубка 16.11.000.05;
29 – прокладка патрубка 16.02.50065;
30 – винт 3041А-6-24, 8.2.3041.06024.2;
31 – см. поз. 19;
32 – трансформатор ТЛМ (исполнение 1 и 2), 000873317130;
33 – см. поз. 1;
34 – провод* ПВВ ГОСТ 14867-69 (l=120 и l=170 мм); 000944615000;
35 – кольцо уплотнительное 1950А-14-20, 000908112000.

Удельная масса мотора составляет 2,58 кг/кВт (1,9 кг/л.с); литровая мощность – 49 кВт/л (6,5 л.с./л.); удельный расход горючего – 516 г/кВт/час (380 г/л .с./час). Эти характеристики близки значениям соответствующих параметров самого распространенного в нашей стране подвесвого мотора “Вихрь-30”, а литровая мощность “Нептуна” выше на 3,7 кВт/л.
На Рис.103 приведена внешняя характеристика мотора “Нептун-23”- зависимость эффективной мощности Ne, от частоты вращения коленчатого вала, n.

Пропульсивные качества мотора могут характеризовать результаты испытаний, проведенных в опытовом бассейне ЦАГИ (Рис. 104) с тремя гребными винтами. В процессе этих испытаний измерялся эффективный упор винта, Ре (упор за вычетом сопротивления подводной части мотора) при постоянных скоростях буксировочной тележи и полностью открытой дроссельной заслонке, т.е. при максимально достижимой для заданной скорости частоте вращения коленчатого вала мотора, которую позволяет развить гребной винт.

Испытания проводились при погружении оси винтов на hs=168 мм (высота транца мотолодки 400 мм). В диапазоне скоростей от 0 до 15 км/час для ослабления просасывания атмосферного воздуха к лопастям винта погружение было увеличено до 268 мм. Из Рис. 104 видно, что полированные винты с шагом 0,3 ; 0,28 и 0,25 м, не превышая номинальной частоты вращения коленчатого вала мотора, позволяют получить скорости 44, 34 и 24 км/час соответственно. На скоростях до 20-25 км/час, которые соответствуют тяжело нагруженным лодкам, преимущество в упоре имеет грузовой (“белый”) винт от мотора “Москва-25″.

Наиболее подходящим для сравнительно легких мотолодок со средней загрузкой например, ” Казанка” с четырьмя людьми на борту, является гребнойвинт0,23×0,28, который поставляется с мотором “Нептун-23” как основной. Оптимальная скорость с этим винтом 30 – 34 км/час. Второй штатный винт 0,24 х 0,30 позволяет “Казанке” с одним водителем двигаться со скоростью до 40 км/час, но на больших скоростях упор этого винта также значительно уменьшается.

Читайте также:  Запчасти для лодочного мотора прибой

Винт с диаметром и шагом, равными 0,229 м, оказался наиболее эффективным для водоизмещающих или движущихся в переходном режиме тяжелых глиссирующих лодок в диапазоне скоростей от 0 до 22 км/час. Упор этого винта на швартовах на 23 кгс, а при скорости 22 км/час на 11 кгс выше, чем у винта 0,226 х 0,250 м.

Источник

ИСТОРИЯ МОТОРОВ \»НЕПТУН\»

Мы решили предложить вам серию статей с историей и обзорами отечественных лодочных моторов. Первым гостем стал мотор «Нептун».

Московский завод «Красный Октябрь» (не тот, о котором вы могли подумать) изначально занимался выпуском авиационных двигателей. Занимается он этим и по сей день, только теперь он называется «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева». Завод выпускал и выпускает двигатели
для такого распространенного и важного самолета, как МиГ-29 и не только.

Однако судьба завода также тесно переплетена с лодочными моторами. Изначально на заводе параллельно с выпуском основной продукции с 1955 года был налажен выпуск моторов»Москва», «Москва-М» и «Москва 12.5», однако данное производство в 1963 году было передано на «Ржевский моторостроительный завод». Как я уже писал в предыдущих постах 60е-70е годы были своего рода золотым веком развития лодочных моторов, маломерных судов и водно моторного спорта в СССР. Поэтому заводчане озадачились созданием принципиально нового мотора. Как и в других случаях, своего придумывать не стали и за основу был выбран шведский мотор Electrolux Archimedes Е20. Впрочем, мотор был современен и имел очень удачную конструкцию, так что в отличие от самарцев с «Вихрем”, скопированным с раритета 50х годов, к коллективу»Красного Октября» вопросов нет.

Первые серийные образцы мотора Союз увидел в 1967 году. Мотор получил имя «Нептун” и имел 18 л.с. при 346 куб. см.объема. Уже первые образцы мотора, даже не смотря на детские болезни, оказались принципиально лучше тех же «Вихрей» по целому ряду пунктов. Мотор был очень удобен при разборке, все было продумано так, что практически любой узел мотора разбирался без разборки остальных частей. «Нептун» имел надежный редуктор с четким переключением передач, мощное охлаждение и надежную систему зажигания МН-1 с генераторными катушками для освещения лодки. Также мотор
изначально снабжался пластиковым кожухом, что было нововведением среди лодочных моторов СССР тех времен.

«Нептун» все же имел ряд чисто технических недостатков,которые возникают при запуске в серию любой новой техники.Поэтому завод сразу бросился их исправлять. В ходе работы над ошибками была также увеличена степень сжатия, что позволило снять с мотора 20 л.с.. Доведенный до ума мотор получил
наименование «Нептун-М» и пошел в серию практически сразу за своим родителем.

Мотор был хорош во всем. Его было удобно переносить, он легко управлялся, имел надежный ручной стартер, у которого в отличие от вихревского отсутствовала проблема перетирания пускового шнура за счет установки ролика. У «Нептуна» был отлично уплотнен редуктор и при своевременной замене уплотнений воду не пропускал.

Уже в 1971 году завод проводит ещё одну модернизацию мотора.В серию запускается легендарный «Нептун 23». Добиться увеличения мощности на три силы удалось за счет применения трехканальной возвратно-петлевой продувки двигателя (ранее была двухканальная), что было очередным ноу-хау для нашей промышленности.

Параллельно с выпуском основной модели был налажен штучный выпуск трех цилиндрового мотора «Нептун 33». Об особенностях эксплуатации данного мотора ничего неизвестно,однако иногда он проскакивает на вторичном рынке.

И все было бы хорошо, но настал 1981 год, когда правительство СССР приняло одно из наиболее спорных своих решений. Было объявлено о борьбе за экологию, в связи с чем стоимость лодочных моторов и самих лодок существенно возросла, также начались запреты на эксплуатацию лодок на некоторых
водоемах. Плюс к этому выросли цены на бензин. Как результат производство многих лодок в СССР было прекращено и так и не возродилось, хотя многие из них были бы крайне актуальны и сейчас. Встало и производство лодочных моторов, в частности»Нептуна». На плаву удалось удержаться лишь ульяновцам с их»Ветерками» и самарцам с «Вихрями» за счет низкой стоимости продукции. Однако и им пришлось отказаться от дальнейшей модернизации своих продуктов, что в конечном итоге вылилось в чудовищном отставании от зарубежных конкурентов уже к началу 90х. 90е тоже были не лучшим временем для модернизации, в итоге то решение 1981 года привело к полному закрытию данной отрасли на территории нашей страны. «Красный Октябрь», у которого «Нептун» был продукции второго плана, в такой ситуации отказался от его производства, не думая.

Читайте также:  Vw passat мотор adr

Однако «Нептуну», единственному из моторов, уничтоженных решением 1981 года, было суждено возродиться из пепла, но уже в другой стране, с другим строем, на заводе с другим названием.В 1994 году «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева» снова запускает «Нептун 23» в серию, снабдив его новым колпаком с новой ручкой-воздухозаборником,электронным зажиганием и карбюратором К-65, который имел более удобные настройки, чем старый К-36 и позволял экономить топливо. Следует отметить, что в отличие от всех других когда-либо выпущенных отечественных моторов, «Нептун 23» до конца выпуска отличался качественной покраской и не плохим дизайном.

По желанию мотор мог комплектоваться электро стартером. Также «Нептун 23” снабжался тремя типами винтов:

  • грузовым (белым),
  • универсальным (красным)
  • скоростным (синим)

Более того, к мотору подходили винты от меторов «Москва» и от большинства импортных моторов, что позволяло подобрать оптимальный винт под конкретную лодку.

Где-то в начале 2000х заводом был освоен выпуск мотора»Нептун 25″. Этот мотор имел уже другой блок цилиндров объемом 410 куб. см., в остальном мало чем отличался от своего менее мощного собрата.

Плюсы мотора расписаны на протяжении всего поста, поэтому отдельно перечислю лишь минусы. Если в случае с «Вихрями»мне приходилось высасывать из пальца хоть какие-то их плюсы,то здесь мне придется делать то же самое с минусами.

1. Передней ход включался вытягивание штока «на себя», что было довольно нестандартно и могло приводить к авариям и выпадению из лодки людей, привыкшим к традиционной системе,такой, как на «Вихрях”.

2. Расход топлива, особенно на карбюраторе К-36 был все же велик. Доведенный до ума «Вихрь М» выигрывал по расходу за счет скорости. Однако испытания «Вихря» и «Нептуна» в заводском исполнение показали, что «Нептун» быстрее за счет лучшей гидродинамики подводной части.

3. Редуктор быстро выходил из строя, в случае попадания в него воды, однако его хорошая герметизация делала такой исход маловероятным.

Выпуск данного мотора остановился во многом по тем же причинам, что и выпуск «Ветерков» и «Вихрей». Это кризис 2010 года, наплыв китайской техники и подержанной японской техники. Завод старался делать мотор качественно, поэтому и цена была высока около 65000 рублей. Народ предпочитал взять за эти деньги какого-нибудь подержанного японца. Более того,мотор оставался второстепенной продукцией завода и за сохранение его производства заводу биться смысла не было. В итоге мы потеряли один из лучших моторов, производимых нашей промышленностью. Лучше, пожалуй, был только «Привет 22», но его история была коротка и закончилась все в том же 1981 году, о нем следующий пост. Можно смело сказать, что за счет высокого качества изготовления и очень низкого шума двигателя мотор был бы конкуренто способен и сейчас, если бы не тяжелая экономическая ситуация. Лично я считаю, что если бы производство мотора было перенесено из Москвы в Ульяновск или Самару, где заводы были изначально заточены под выпуск именно лодочных моторов, можно было бы сохранить и мотор и один из тех заводов.

Источник

Поделиться с друзьями