Совет по лодочному мотору

Как выбрать лодочный мотор: советы

Собственная лодка для рыбалки – это хорошо, а вот лодка с мотором – это намного лучше. Зачем напрягаться и работать веслами, когда можно эти функции возложить на двигатель. Если вы согласны с этим утверждением, то наши советы по выбору лодочного мотора вам будут как нельзя кстати.

Двигатель выбирается строго под имеющуюся лодку. Если поставить слишком большой и мощный мотор на небольшое плавсредство, то велика вероятностью опрокидывания при движении. С другой стороны, слабый мотор на большой лодке будет практически бесполезен. На что же нужно обратить внимание, при выборе мотора для своей лодки?

Мощность

Чтобы решить, сколько «лошадок» будет в вашем лодочном моторе, нужно ответить на 3 простых вопроса:

  • На какую грузоподъемность рассчитана непосредственно лодка.
  • Сколько человек будет на ней передвигаться.
  • Какого веса груз при этом на ней будут перевозить.

Обычно расчет происходит исходя из такой формулы – 110 килограммов веса на 5 лошадиных сил. Такое соотношение позволяет лодке без проблем выходить на глиссирование.

Поэтому, если вы планируете рыбачить на своей лодке в одиночку и при этом сами не слишком тяжелые, то мотора в 6 л.с. хватит за глаза. Если часто собираетесь брать с собой товарища, то рассматривайте двигатели от 10 «лошадок». Естественно, все это нужно рассматривать применительно к возможностям самой лодки.

Это касается лодок из ПВХ. На железные плавсредства или катера обычно устанавливают моторы от 25 лошадиных сил. Соответственно, на борт в этом случае можно взять больше пассажиров.

Тип мотора

Самыми распространенными двигателями для лодок по-прежнему остаются бензиновые, но свое место «под солнцем» постепенно завоевывают и электродвигатели. Они практически бесшумны и абсолютно экологичны. Но учитывайте, что к такому мотору нужен хорошая аккумуляторная батарея и зарядка. Если последняя закончится где-то посреди озера, то до берега придется грести вручную.

Когда речь идет о бензиновых моторов, то они бывают двух видов:

  • Двухтактные. Потребляют больше бензина и являются довольно шумными, но при этом дешевле. Еще одна отличительная черта – хорошая ремонтопригодность. В случае выхода из строя какого-нибудь узла двигатель легко можно починить прямо на рыбалке.
  • Четырехтактные. Менее прожорливые и шумные, но стоят дороже своих двухтактных братьев. Такие двигатели прослужат дольше, но в случае необходимости ремонта с ними придется повозиться.

Делая выбор в пользу того или иного варианта, ориентируйтесь на свои возможности и потребности. При прочих равных условиях мы отдаем предпочтение четырехтактным.

Глубина погружения винта

Рыбаки называют эту характеристику также «ногой двигателя», а если говорить научным языком, то речь идет о дейдвуде. Здесь целиком и полностью все зависит от размера транца вашей лодки. Для его определения существует даже своя метрика, имеющая обозначения S, L, X, Z. Для лодок с небольшим транцем достаточно будет двигателя с дейдвудом S.

Здесь главное не ошибиться с размером. Если на «нога» будет короткой и винт не полностью погрузится в воду, то вы просто потеряете в мощности. В обратной ситуации (слишком большая глубина погружения) также будет наблюдаться потеря мощности, но уже по другой причине – слишком глубокого опускания винта.

Эти знания помогут вам без труда выбрать лодочный мотор, и вы сможете в полной мере насладиться рыбалкой с лодки.

Источник

Советы по выбору подвесного лодочного мотора

При выборе подвесного лодочного мотора (сокращено ПЛМ) многие владельцы водных судов сталкиваются с вопросом: «как и какой мотор приобрести?».

Многое зависит от того как, и для чего будет использоваться лодка. Будет ли это не регулярное использование в одном месте или интенсивная эксплуатация на различных водоемах. Так же для приобретения подвесного лодочного мотора, наиболее соответствующего вашей лодке, необходимо знать ответы на вопросы что ниже и понимать основные характеристики.

Конструкция подвесного лодочного мотора

  1. Основой ПЛМ можно назвать двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
  2. Гребной винт — преобразует вращение вала двигателя в движение вашей лодки.
  3. Редуктор — является связующем звеном между ДВС и гребным винтом, он передает крутящий момент.
  4. Для защиты двигателя и редуктора от воды и грязи используется специальный корпус из пластика, который служит и как шумоизолятор, — это кожух лодочного мотора.

Тип подвесного лодочного мотора

Можно выделить основные типы ПЛМ в зависимости от:

1. Тактности двигателя — бывают двухтактные и четырехтактные.

Двухтактные двигатели характеризуются простым конструктивным устройством, поэтому их можно отремонтировать даже в домашних условиях, менее требовательны к заправляемому бензину и быстро набирают обороты. Имеют меньшую массу и более компактны по сравнению с 4-х тактными двигателями. Не дорогие по цене и не прихотливы при транспортировке. Из минусов — в двухтактных двигателях масло подается в камеру сгорания вместе с топливом. Обычно система смазки двухтактного двигателя происходит добавлением масла в бензин при определенной пропорции. Бывает также раздельная система, в которой масло заливается в отдельный бачок и подается в камеру сгорания дополнительным дозирующим устройством. Не экологичные и более шумные. Менее ровный ход на холостых оборотах.

Читайте также:  Замена мотора змз 409

Четырехтактные двигатели — имеют больший ресурс работы двигателя и лучшие тяговые характеристики, меньший расход топлива, более стабильно работают на холостых и низких оборотах. Обладают более низким уровнем шума, более надежны и пригодны для любых водоемов. В 4-тактных моторах перерасход масла практически отсутствует, просто покупаете масло и заливаете в картер, по истечению определенного времени меняете на новое. Перевозить 4-такные моторы, нужно только в определенном положении, указанном в инструкции — что бы масло не вылилось из картера и не затекло в ненужные места. На двигателе такого мотора указывают сторону, которой надо укладывать вверх. Имеют большую массу и дороже, чем 2-такные двигателя.

2. Мощности и масса двигателя

В паспорте каждой лодке есть рекомендации от производителя по максимальной и рекомендованной мощности мотора, а так же допустимой массы мотора. Внимательно изучите инструкцию лодки прежде чем выбрать мотор, помните — следуя рекомендациям вы повышаете срок эксплуатации корпуса лодки и понижаете вероятность рисков, таких как перевороты.

Категории подвесных лодочных моторов по мощности и массе:

2,5 л.с. – 4 л.с. (менее 16 кг) — большинство лодочных моторов этого класса двухтактные. В большинстве своем лодочные двигатели такого класса имеют встроенные топливные баки, что значительно экономит место и делает их работу полностью автономной. Эти моторы прекрасно подходят для маленьких суден, такие как надувные лодки, небольшие парусные лодки, байдарки. Таким образом если ваша лодка достаточно легкая и с одним пассажиром на борту имеет осадку около 50-100 мм, такой лодочный мотор идеально для нее подходит.

5 л.с. — 9,8 л.с. (от 18 кг до 27 кг) — легкие компактные лодочные моторы средней мощности являются незаменимыми «рабочими лошадками» для многих судовладельцев. Они выводят на глиссер небольшие (в том числе надувные) лодки, каноэ и небольшие плоскодонки. Преимуществом этих лодочных моторов является сочетание мощности и все еще небольшого веса, позволяющего с легкостью их транспортировать. Они превосходно подходят для большинства маленьких и средних размеров лодок, а также могут использоваться в качестве запасных или буксировочных на лодках длиной до 6 м. Эти моторы идеальны для лодок весом от 22 до 112 кг и длиной от 2.4 до 4.3 м, имеющих на борту одного или двух человек.

9.9 л.с. – 18 л.с. (от 27 кг до 45 кг) — это самые популярные и востребованные агрегаты. Двигатели этого класса весьма универсальны и используются практически во всех областях применения небольших судов. Они невероятно популярны у судовладельцев, которым необходимы мощные моторы для перевозки грузов на значительные расстояния. Не меньшей популярностью лодочные моторы такого класса мощности пользуются и у рыбаков, которые отправляются в путь в компании из нескольких человек или с довольно значительным грузом на борту. Эти лодочные моторы часто устанавливаются на больших парусниках длиной от 5 до 7.5 м. Они также используются на плоскодонках, больших каноэ, надувных лодках от 2.7 до 5 м и небольших лодках из стеклоткани размером 3.4 – 5 м. Лодки такого класса обычно весят от 54 до 270 кг. Лодочные моторы этого класса вполне удобны для перевозки людей и грузов.

20 – 35 л.с. (от 45 кг до 67 кг) — очень популярны среди рыбаков, владеющих судами среднего размера. Эти двигатели будут обеспечивать великолепную скорость движения как легким лодкам из стеклоткани, так и большим плоскодонкам. Такие лодочные моторы лучше всего подходят для лодок длиной от 4 м до 5.5 м, парусных судов и понтонов. Они прекрасно работают на больших надувных лодках и каноэ, а также алюминиевых лодках длиной от 4 до 5.5 м. Если вы планируете поездки в компании трех или более человек и хотите, чтобы ваша лодка при этом выходила на глиссер, то вам необходим лодочный мотор мощностью не менее 20 л.с. Лодочные моторы этого класса одинаково хорошо подходят как для промысловиков, перемещающихся к местам лова со скоростью более 55 км/час, так и для компании из трех и более рыбаков-любителей.

40 л.с. – 90 л.с. (более 70 кг) — подвесные лодочные моторы большой мощности. Катера и яхты, оснащенные этими двигателями, могут развивать скорость более 100 км/час. Превосходно зарекомендовавшие себя на судах, предназначенных для открытого моря и больших водоемов, поэтому чаще всего их устанавливают на морских яхтах или небольших круизных судах.

3. Длины вала (ноги)

  • с короткой ногой 381 мм. (S);
  • с длиной ногой 508 мм. (L);
  • со сверхдлинной ногой 635 мм. (XL)

Длина вала рассчитана под разную высоту транца — часть конструкции лодки, на которую крепится мотор. Высота транца определяется как расстояние от верхней точки транца до дна лодки, ее можно посмотреть в паспорте лодки. При глиссировании лодка до нижней кромки транца полностью находится над водой и мотор также находится над водой до нижней кромки кавитационной плиты, поэтому вращающийся гребной винт лодочного мотора не оголяется и постоянно находится в воде.

Читайте также:  Мотор для sun marine 420

4. Типу запуска

Ручной запуск обычно бывает на двигателях небольшой мощности, на лодочных моторах от 20 л.с. и более установлен электрический запуск.

5. Типу управления

  • румпельное управление, предполагает наличие рукоятки жестко соединенной с корпусом мотора, при перекладывании мотора из стороны в строну осуществляется управление движением лодки. На румпеле размещено управление дроссельной заслонкой, стартер, а так же бывает аварийный выключатель зажигания.
  • дистанционное управление, при котором повороты осуществляются за счет системы тросов, соединенных с рулевым управлением и мотором. Остальное управление вынесено в специальный блок.

Производитель лодочного мотора

При выборе производителя лодочного мотора на первый план выходит финансовая возможность для приобретения — от дешевых китайских, до дорогих и надежных японских. Важно наличие официального сервисного центра или возможности покупки запасных частей и расходных материалов, в случаях самостоятельного ремонта. Не забывайте о возможности установки дополнительного оборудования или аксессуаров на приобретаемый агрегат.

Одним из лидеров данной индустрии является американская компания Mercury. Это достигается благодаря постоянному поддержанию качества продукции и разработкам передовых технологий. Компания выпускает как традиционные 2-х тактные двигатели, так и двигатели с прямым впрыском топлива OptiMax, которые, сохраняя все плюсы 2-х тактных двигателей, позволяют довести экономию топлива до 45%. Компания выпускает моторы от 2,5 л.с. до 400 л.с. Существуют также 4-х тактные модели. Последней разработкой компании являются моторы Verado, четырехтактные моторы с турбонадувом и рядным расположением цилиндров.

Из более простых вариантов можно отметить компанию Sea-Pro. Это производитель китайских лодочных моторов, которые собранны как дубликаты лучших образцов водно-моторной техники таких производителей как: Yamaha, Tohatsu и Selva. В линейке этих лодочных моторов есть двух- и четырёхтактные модели, с мощностью от 2,5 л.с. до 40 л.с.

И так, при выборе подвесного лодочного мотора изучите все плюсы и минусы. Руководствуясь простыми принципами можно сделать правильный выбор, рационально потратив средства и получив максимальное удовольствие от покупки. Вам нужно:

  1. Выяснить из паспорта лодки максимальную мощность и допустимую массу лодочного мотора, возможного к установке.
  2. Определиться с функциональным предназначением лодки и местами ее использования.
  3. Выбрать 2-х-тактный или 4-х-тактный двигатель.
  4. Изучить технические параметры наиболее подходящих моделей, такие как: мощность и массу двигателя, длину ноги (вала), тип управления, тип запуска.
  5. Выбрать производителя лодочного мотора. Не забудьте уточнить наличие официального сервисного центра и возможности покупки запасных частей и расходных материалов.

Для более детального подбора лодочного мотора Вы всегда можете обратиться к консультантам наших магазинов.

Источник

Какой лучше выбрать лодочный мотор. Советы экспертов

Многие рыбаки или любители активного отдыха на воде часто задумываются о приобретении лодочного мотора. Такое желание появляется после очередного преодоления нескольких километров водной глади вручную. Как правило, мотор нужен уже на существующую лодку, или же она будет покупаться комплектом совместно с мотором. Так или иначе, нужно знать, как выбрать лодочный мотор. Чтобы правильно подобрать двигатель, необходимо разобраться во всех характеристиках, которыми он обладает. Грамотная компоновка основных узлов и других деталей позволяет подобрать идеальный мотор.

Как выбрать подвесной лодочный мотор?

Покупатель, решивший приобрести лодочный мотор, сталкивается с огромным количеством моторов различных производителей и различных мощностей. При выборе необходимо отдельно рассматривать характеристики каждого лодочного мотора, оценивать насколько верно он соответствует условиям будущей эксплуатации. От правильного решения этой задачи напрямую зависят безопасность и экономичность плавания. Необходимо также обязательно ознакомиться с паспортными данными имеющейся лодки или катера, выяснить характерный размер транца, который можно будет сопоставить с данными двигателя и разрешенной к установке максимальной мощностью мотора. А также – тип водоема, в котором планируется его эксплуатация.

Выбор подвесного мотора для надувной лодки:

  • Если предстоит приобрести мотор для надувной лодки размером до 320 см, то разумным выбором в соотношении цена/качество станет двухтактный двигатель мощностью от 2-х до 5-ти лошадиных сил. Их скорость составляет 5-18 км/ч на стоячей воде. Против течения эти показатели и того меньше. Если в лодке есть какой-то груз или же больше одного человека, то имеется возможность застрять. Следовательно, подходят такие моторы для озер или спокойных рек. Один цилиндр не всегда обеспечивает стабильное функционирование. Работают такие моторы довольно громко, что тоже не трактует в их пользу. И все-таки нужно отметить преимущества: относительно низкая цена; маленькой вес; меньшая потребление; неприхотливость и на права сдавать для вождения с таким мотором на воде не нужно.
  • Для среднеразмерной лодки ПВХ размером 320 — 360 см, лучше всего приобретать более мощный двухтактный двигатель – оптимальный вариант – 9.8 — 9.9 (15) л.с. Согласно многочисленным отзывам, подвесной двухцилиндровые моторы клоны YAMAHA 15 лучше всего отвечает поставленным задачам. Двухцилиндровые двигатели 9.8 — 15 л.с., обеспечивают довольно стабильную работу, в частности, на холостом ходу. Масса такого двигателя варьируется от 25 до 36 кг килограмм. Моторы такой мощности могут с легкость выводить ПВХ-лодки на глиссирование. Они являются оптимальными для лодок длиной в 3,2 — 3,6 метров.
    Среднее потребление топлива, составляет примерно 4-7 литров в час. При скорости 3/4 газа, это около 30-35 км/ч. Ведь комплект лодка и мотор в режиме глиссирования тратит меньше топлива, чем при водоизмещенном режиме. Данные моторы позволят вам достичь любых участков водоема, отправиться в путешествие на несколько дней и просто прокатит вас с ветерком.
  • Моторы мощностью 18-20 лошадиных сил. Их устанавливают на судна размером от 370 см и более. Пригодны для транспортировки существенных грузов. Высокая производительность оправдывает громкость работы моторов данной категории. Цена на них самая высокая из всех рассмотренных, конечно же. Вес порядка 43 кг.
    Классические 18-ти сильные трёхсот кубовые модели не исчезнут с нашего рынка до тех пор, пока мы не начнём по настоящему беречь природу, движки очень тяговитые и проверены временем.
Читайте также:  Чехлы для переноски лодочных моторов сузуки

Двухтактный или четырехтактный мотор для лодок? Основные отличия.

Преимущества двухтактных двигателей перед четырехтактными:

  • весит меньше на 8-15 килограмм;
  • более экономичен и прост в обслуживании;
  • масло в картер заливать не нужно;
  • перевозить можно в любом положении;

Эксплуатация лодочного мотора

Обкатка лодочного мотора

Несоблюдение порядка обкатки двигателя может привести к серьезным повреждениям. Период обкатки может определяться или временем, или пробегом, выраженным в литрах. И то, и другое требует внимания и ведения определенных записей. Контроль времени на наш взгляд более удобен для четырехтактных лодочных моторов, а количество израсходованных литров для двухтактников. Это связано с тем, что обкатка четырехтактной техники осуществляется на чистом бензине, а двухтактной — на обогащенной маслом топливной смеси. На обкатку 4-х тактного мотора понадобится порядка 10 часов, притом, что на протяжении первого часа работы ни в коем случае нельзя раскручивать мотор больше 2000 об/мин. либо открывать дроссельную заслонку больше, чем на половину. На протяжении второго часа можно разгонять мотор до 3000 об/мин. либо открывать дроссельную заслонку на 2/3, периодически, на короткое время открывая ее до конца. Дальнейшие 8 часов можно эксплуатировать мотор, избегая продолжительной езды с полностью открытой дроссельной заслонкой.
Обкатка двухтактного мотора потребует примерно столько же времени, практически в тех же режимах, избегая долгой работы на непрерывной скорости и с полностью открытой дроссельной заслонкой на протяжении долгого периода времени. Особенно важна щадящая работа мотора в течение первого часа работы. Нужно помнить, что для обкатки 2-х тактного мотора требуется топливная смесь с большим содержанием масла. Причем двигатели с предварительным смешиванием потребуют смеси в пропорции 25:1 (4%) для заправки первого бака. Двухтактные двигатели с впрыском масла и мощностью до 20 л.с. требуют добавления масла в топливную смесь в пропорции 50:1 (2%) в объеме первого бака для того, чтобы в сочетании с маслом из системы впрыска, обеспечить правильную смазку на время обкатки двигателя. Двухтактные моторы с впрыском масла мощностью от 20 л.с. требуют на период обкатки для первых 50 литров топлива использовать топливно-масляную смесь в соотношении 50:1 (2% масла). Еще раз напомним, что первый час работы требует особого пристального внимания к режимам эксплуатации и не должен превышать 2500-3000 об/мин. либо ½ открытия дроссельной заслонки.

Уровни наклона двигателя (использование трима)

Лодочный мотор должен крепиться на транце обязательно по центру, а зажимы при этом завернуты до упора. Важно правильно выбрать угол наклона мотора, его неправильная установка повышает сопротивление движению и снижает мощность. Угол наклона проверяют на скорости, соответствующей среднему значению. При этом учитывается дифферент лодки (наклон относительно поверхности воды). Правильным считается дифферент, если в состоянии неподвижности плавучего средства нос будет поднят на 3–5 градусов. Высоко задранный нос может привести к опрокидыванию лодки,низкий угол повышает нагрузку на мотор, теряется управляемость.

Ошибки при эксплуатации лодочного мотора

Воздушный вентиль топливного бака, забыл открыть. При таком раскладе вы заведете мотор, он немного поработает и благополучно заглохнет. Часто человек перероет и передумает все, кроме этого вентиля. Иногда бывает, что забыли открыть топливный бак. Аналогичная ситуация.
Не закрутили корончатую гайку при замене гребного винта. Немного странно видеть эту забывчивость на таком высоком, популярном месте. Приходит в голову мысль, что для некоторых людей гребной винт это совсем уж расходный материал.
Не прогрел мотор, забыл. Точнее тут лучше сказать не забыл, а не до того. Рыба/дичь, уплывет, уйдет. Надо срочно быть вон там. Только вот ресурс вашего лодочного мотора очень сильно страдает от таких «забыл» и «некогда». Не рекомендуется и глушить мотор сразу после длительной работы на высоких оборотах.
Двухтактный мотор, не добавил масло бензин, забыл. Мотора конечно поработает некоторое время. И если вы во время не заметите изменения в его работе, то он заклинит и ремонт из-за «забыл» встанет совсем в «недешево».
Не затянул струбцину при установке мотора на транец, забыл. Вот этого забывать ни в коем случае нельзя, как и про страховочный трос от мотора к транцу лодки.
Система охлаждения, забыл проверить. При пуске мотора не посмотрели на контрольную струю системы охлаждения. Или после преодоления участка с большой растительностью, впускное отверстие могло забиться. На лодочных моторах малой мощности зачастую нет сигнализации о перегреве. Обязательно следите за системой охлаждения.
Не сбросил газ перед сменой передачи, забыл. Частая ошибка начинающих при маневрировании. Может вывести из строя редуктор.
Будьте внимательны и следите за работой вашего лодочного мотора. Это сбережет вам нервы и продлит срок его службы. Помните, все зависит в большинстве своем от вас.

Источник

Поделиться с друзьями