Стабилизаторы напряжения для лодочных моторов схемы



Стабилизатор напряжения для ПЛМ

L1 — световая обмотка.

D1 — D4 диодный мост. Выбирается в зависимости от мощности генератора, плюс запас 20-50%. Лучше применить диоды шотки.

VT1 — N — канальный полевой транзистор. Напряжение сток — исток не менее 40-50 вольт и ток как у диодного моста. Например IRF530N.

D5 — диод шотки. Напряжение не менее 40-50 вольт и ток 5-10 ампер.

Все сопротивления мощностью 0.25 ватт, можно smd 1206.

L2 — катушка индуктивности 50мкГн. Для токов 5-7 ампер мотается на ферритовом кольце из сгоревшего БП компьютера проволокой диаметром 1 — 1.2 мм 25 витков.

Для меньших токов индуктивность можно намотать как на фото:

В таблице приведены размеры катушек, диаметр проволоки, количество витков и ток, на который они рассчитаны:

Размер A, мм Размер B, мм Диаметр проволоки, мм Количество витков Ток, А (приблизительно)
6 8,5 0,32 46 0,5
7,5 9,5 0,4 42 0,8
9 11 0,5 36 1,5
10 12 0,6 33 2

Настройка схемы: подать напряжение на стабилизатор (постоянное напряжение 17-40 вольт, переменное 12-25 вольт), подключить на выход вольтметр и нагрузку на 50-100 мА, резистором R5 выставить на выходе необходимое напряжение 13.8 — 14.4 вольта. Если на выходе надо напряжение менее 7 вольт, то необходимо уменьшать сопротивление R4. Для питания микроконтроллера (5 вольт) я ставлю R4=5.1 кОм, R6=5.1 кОм, R5 не ставлю.

При монтаже диодный мост, полевой транзистор и диод шотки необходимо закрепить на радиаторе.

Мой вариант монтажа:

А вот фото собранной схемы для питания микроконтроллера:

С обратной стороны платы припаяны резисторы и полевой транзистор. Диод шотки 1 N5819. Диодный мост на 1 ампер закрепил на катушке.

Если у Вас в лодке постоянно находится аккумулятор, то схему можно применить упрощенную:

При настройке этой схемы на выход подключить конденсатор 100-1000 мкФ 16 вольт и выставить нужное напряжение сопротивлением R5.

Выходное напряжение без подключенного АКБ и конденсатора выглядит так:

У шунтирующего тиристорного стабилизатора:

Из этих фото видно, что шунтирующий стабилизатор менее эффективен, чем стабилизатор по предложенной схеме.

Источник

Стабилизаторы напряжения для лодочных моторов схемы

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Добавлено: 20.12.2013, 21:35 Заголовок сообщения: Стабилизатор напряжения лодочного мотора.
Купил я себе новый мотор — Ямаха-15 2т. и оказалось в нём есть генератор и на «переднюю панель» выведен разъём для подключения ламп освещения. Заявленное в инструкции напряжение 12В и ток до 7А. Так же, пообщавшись на форумах оказалось, что на этот разъём выведено переменное напряжение с генератора, которое «плавает» от 11 до 70В. При этом в моторе ужЕ стоит родной выпрямитель, который подключен к генераторной катушке, но его выход «+12В» «висит в воздухе».
Что мне нужно: возможность питать от генератора мотора зарядные устройства для мобильных телефонов, возможно эхолот, навигатор или другое оборудование, которое можно запитать от автомобильной сети и мощностью до 70-80Вт..
Есть 3 основных метода решения данной проблемы:

1.К штатному выпрямителю параллельно подключить АКБ на 12В, который будет заряжаться во время работы мотора и будет «гасить» на себя пики напряжения более 12В, нужное оборудование подключается параллельно акуму.
Плюсы — простота(всё ужЕ есть в моторе и нужно только вывести провода с выпрямителя).
Минусы — нестабильное напряжение, поступающее на технику и акум, которое может быстро «убить» технику, в случае случайного отсоединения акума при работающем моторе — выход из строя подключённых к сети выпрямителя электро-приборов из-за сильно прыгающего напряжения на его выходе.

2.Шунтирующий стабилизатор.
Выход с выпрямителя подключается к электро-приборам, а параллельно входу выпрямителя ставится шунтирующий стабилизатор, принцип работы которого заключается в коротком замыкании генераторной катушки при превышении напряжения генератором более 14В. Приблизительно такой стабилизатор делает Иван с Мотолодки(у него стабилизатор включает в себя диодный выпрямительный мост, а «довесок» — тот же стабилизатор, только без выпрямительного моста для моторов с установленным штатно выпрямителем).
Минусы — большая нагрузка на генераторную катушку из-за постоянных коротких замыканий, в следствии чего немного падают обороты мотора и перегревается сама катушка.
Плюсы — дешевизна и простота реализации. Можно запитывать оборудование напрямую без доп. акума.

3.Не шунтирующий стабилизатор(импульсный стабилизатор).
Можно делать как с выпрямителем, так и установить к штатному выпрямителю мотора.
Принцип работы противоположный шунтирующему — при превышении 14В на выходе стабилизатора, электроника стабилизатора размыкает цепь между выпрямителем и нагрузкой.
Минусы — бОльшая стоимость и относительно более высокая сложность изготовления.
Плюсы — наиболее лучший уровень стабилизации, гораздо меньшая нагрузка на генераторную катушку, более стабильное напряжение на выходе при низких оборотах двигателя.
Таким образом катушка генератора не перегревается.

Я решил изготовить схему номер 3 — не шунтирующий стабилизатор.

.jpg
Описание:
Вариант 2 — Шунтирующий стабилизатор.
Размер файла: 42.6 KB
Просмотрено: 3430 раз(а)
.jpg
Описание:
Вариант 1 — Без стабилизатора с выпрямителем.
Скачать
Имя файла: .jpg
Размер файла: 12.73 KB
Скачано: 2509 раз(а)
.jpg
Описание:
Вариант 3 — Не шунтирующий стабилизатор.
Скачать
Имя файла: .jpg
Размер файла: 35.49 KB
Скачано: 3350 раз(а)

_________________
BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи — век учись, а дураком помрёшь.

Вернуться к началу
F25
Капитан каботажного флота

Репутация: 17
Зарегистрирован: 26.01.2009
Сообщения: 496
Откуда: Днепропетровск

Добавлено: 20.12.2013, 21:37 Заголовок сообщения:
Молодец!
Вернуться к началу
прогресс
Адмирал-командор

Репутация: 77
Зарегистрирован: 18.10.2011
Сообщения: 3657
Откуда: Днепропетровск-Украина.

Группы

[ КЛМ »Прогресс» ]
[ Клуб Баркас ]

Добавлено: 20.12.2013, 21:40 Заголовок сообщения:
Принимай поздравления!
_________________
Никогда не кусай того, кто может тебя съесть..
Вернуться к началу
xoxol-l
Адмирал-командор

Репутация: 30
Зарегистрирован: 05.02.2010
Сообщения: 3517
Откуда: Запорожье

Группы

[ Клуб Баркас ]

Добавлено: 20.12.2013, 22:45 Заголовок сообщения:
голосом Бородоча — ни хегра не понял в схемах, но .
Не словом а делом! — РЕСПЕКТИЩЕ.
_________________

Временно сухопутен.
Вернуться к началу
bryk
Адмирал-командор

Репутация: 71
Зарегистрирован: 18.06.2012
Сообщения: 3789
Откуда: Харків. ХТЗ

Группы

[ Клуб Баркас ]

Добавлено: 21.12.2013, 10:42 Заголовок сообщения:
Андрюха если сам решишь спаять зайди на м.Героев труда радиорынок «Аракс» в маг-н «Космодром» там наверняка есть уже готовое или все детальки купишь. Кстати Космодром ТЫЦЬ
_________________
У труни кишень немає!
Казанка 5+Honda-BF25LRTU,
Grand C330+M15.
Вернуться к началу
TSAR
Капитан наставник

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Добавлено: 21.12.2013, 10:56 Заголовок сообщения:
bryk писал(а):
Андрюха если сам решишь спаять зайди на м.Героев труда радиорынок «Аракс» в маг-н «Космодром» там наверняка есть уже готовое или все детальки купишь. Кстати Космодром ТЫЦЬ

Спасибо Андрей.
Уже давно зашёл и спаял.
Часть з\ч. покупал в Космодроме, часть в других местах.
«Готового» нет , т.к. слишком большой диапазон входных напряжений(11-70В) и слишком большой максимальный выходной ток(до 10А).

Решил сделать Вариант 3 — Не шунтирующий стабилизатор.
Купил детали, сделал печатную плату, всё собрал и спаял. Начал проверять — сгорел стабилитрон.
Подключал не проверив плату и все соединения.
Теперь буду искать ошибки.

image001.jpg
Описание:
Размер файла: 54.97 KB
Просмотрено: 1958 раз(а)
image002.jpg
Описание:
Размер файла: 71.26 KB
Просмотрено: 1958 раз(а)

_________________
BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи — век учись, а дураком помрёшь.

Вернуться к началу
Mihail
Опытный Мичман

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

Добавлено: 21.12.2013, 12:02 Заголовок сообщения:
to TSAR
3-й вариант решение достаточно компромисное.

1й недостаток — нельзя подключить тахометр по привычной схеме (корпус-переменка)

2й недостаток — возможны сильнейшие выбросы напряжения (при больших токах потребления) на проводах генератора, в моменты когда полевик закрывается. Что тоже может сказаться на сигнале для тахометра (в зависимости от схемы тахометра), так как выбросы могу достигать уже не 70В, а далеко за 100В (для частичного гашения выбросов и стоит конденсатор слева на схеме на 0,47мкФ 300В).

3-й недостаток — полевик в этой схеме открывается напряжением переменки (до уровня защитного стабилитрона), и обычно полностью открыт после 10В на затворе. Тоесть он откроется не сразу, не с 0, это может добавлять какой-то процент нагрева.

А к чему вы подключаете вилку сетевого шнура? надеюсь не в 220?

А в целом решение очень правильное с точки зрения защиты самих потребителей (при питании без аккумулятора), и тепловой нагрузки деталей и главное можно использовать с более мощными генераторами чем 80Вт.

Похожее решение сделано в МС-40 (350Вт генератор). Но там вместо полевого транзистора — тиристор. Что позволяет избежать выбросов напряжения в переменку при снятии управляющего напряжения. Но там свои приколы.
_________________
Казанка5м2 + МС-40Э

Вернуться к началу
TSAR
Капитан наставник

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Добавлено: 21.12.2013, 12:28 Заголовок сообщения:
По недостаткам — мне тахометр не нужен, точнее нужен и есть, но подключается он «обматыванием» вокруг высоковольтного провода зажигания.
Mihail писал(а):
А к чему вы подключаете вилку сетевого шнура? надеюсь не в 220?

Нет, у меня советский понижающий трансформатор с 4мя выходами под розетку — 6.3, 12.6, 24 и 36В.
_________________
BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи — век учись, а дураком помрёшь.

Вернуться к началу
Mihail
Опытный Мичман

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

Добавлено: 21.12.2013, 13:01 Заголовок сообщения:
Цитата:
Нет, у меня советский понижающий трансформатор с 4мя выходами под розетку — 6.3, 12.6, 24 и 36В.

Я так и догадывался, работать система так тоже будет, но жестко (высокие токи накачки с высокими фронтами, что для электролит. конденсатора плохо).
Правильнее для проверки было бы еще подключить последовательно с трансформатором резистор или нагрузку(лампочку), чтобы «превратить» жесткое питание в мягкое, подобное генератору ПЛМ.

«Шуметь» конечно будет на моторе знатно этот стабилизатор, хоть и будет использовать всю мощность генератора как положено.

Чтоб меньше «шумел» нада вводить цепочку гистерезиса в цепь управления оптрона, чтоб ограничивалось напряжение условно при 14В, а включалось повторно скажем при 13,5В. Тогда система будет работать красиво и «шуметь» изредка (периодично и единоразово).
_________________
Казанка5м2 + МС-40Э

Вернуться к началу
F25
Капитан каботажного флота

Репутация: 17
Зарегистрирован: 26.01.2009
Сообщения: 496
Откуда: Днепропетровск

Добавлено: 21.12.2013, 13:28 Заголовок сообщения:
Андрей, а чего не хочешь стабилизатор у Паши купить ?
Я вот поставил и всё отлично, напруга 13,8-14,2в постоянно, все потребители работают даже без аккумулятора.
Вернуться к началу
TSAR
Капитан наставник

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Добавлено: 21.12.2013, 13:42 Заголовок сообщения:
Mihail писал(а):
Чтоб меньше «шумел» нада вводить цепочку гистерезиса в цепь управления оптрона, чтоб ограничивалось напряжение условно при 14В, а включалось повторно скажем при 13,5В. Тогда система будет работать красиво и «шуметь» изредка (периодично и единоразово).

Как-то так?

Добавлено спустя 3 минуты 40 секунд:

F25 писал(а):
Андрей, а чего не хочешь стабилизатор у Паши купить ?
Я вот поставил и всё отлично, напруга 13,8-14,2в постоянно, все потребители работают даже без аккумулятора.

Да я даже об этом не задумывался.
Хотелось самому что-то путёвое сделать, а заодно и народ просветится.

Юра, а Пашин стабилизатор каким образом подключен к мотору? Ну или может знаешь его принцип работы: шунтирующий или не шунтирующий?
Просто если шунтирующий, то я такой не хочу ставить.
_________________
BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи — век учись, а дураком помрёшь.

Вернуться к началу
Mihail
Опытный Мичман

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

Добавлено: 21.12.2013, 13:51 Заголовок сообщения:
Цитата:
Как-то так?

Да верно. так мне больше нравится

И есть еще один небольшой момент, элемент 1,5КЕ18 насколько понимаю стабилитрон на 18 вольт. Так вот в нём смысла совсем нет при таком включении, ну разве что вы рассчитываете, когда попрет напряжение выше 18В (при неисправности управления) то его прошьет, не сразу конечно сперва он нагреется как паяльник, ну а потом прошьет. Но если он не закоротит + на -, то дальше гореть будут потребители

Лучше эту цепочку заменить на тиристор(достаточно мощный) со стабилитроном на те же 18В и поставить предохранитель. Тогда при превышении тиристор выбьет предохранитель и всё будет целое, а иначе тот стабилитрон лишняя деталь.
По сути эта цепочка не что иное как шунтирующий стабилизатор, но на большее напряжение для защиты по верхнему порогу
_________________
Казанка5м2 + МС-40Э

Последний раз редактировалось: Mihail (21.12.2013, 14:02), всего редактировалось 2 раз(а)

Вернуться к началу
Войс
Адмирал-командор

Репутация: 95
Зарегистрирован: 07.12.2009
Сообщения: 4107
Откуда: Ялта Украина

Добавлено: 21.12.2013, 13:59 Заголовок сообщения:
Эта схема не запатентована? Можно пользовать в личных целях?
_________________
Некоторые католики хотят быть святее чем Папа Римский.

Крым-3 Yamaha 80 EFI

Вернуться к началу
TSAR
Капитан наставник

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Добавлено: 21.12.2013, 14:00 Заголовок сообщения:
Войс писал(а):
Эта схема не запатентована? Можно пользовать в личных целях?

Да, в некоммерческих целях можно.
_________________
BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи — век учись, а дураком помрёшь.

Вернуться к началу
Mihail
Опытный Мичман

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

Источник

Читайте также:  Самый надежный мотор рейтинг
Поделиться с друзьями