Стационарный или подвесной мотор что выбрать

Выбираем судовой двигатель

Всё о лодочных моторах – подвесных и стационарных, двухтактных и четырехтактных. Выбираем привод – вы узнаете много интересного о водомётах, колонках и валолиниях.

Занимаясь вопросом, как выбрать лодку потенциальный судовладелец акцентирует своё внимание на размерениях судна, комплектации и дизайне. Между тем, выбор силового агрегата – ответственное мероприятие. От того, насколько он будет подходить к условиям эксплуатации, зависит качество отдыха судовладельца.

1. Сколько тактов нужно для счастья

Основной вопрос, интересующий покупателей подвесных моторов – какой тип двигателя предпочесть – двухтактный или четырёхтактный. А может двухтактный с автомиксом? Или может осмелиться взять TLDI / E-Tec? На эту тему сломано множество копий в форумных баталиях. При этом каждый остался при своём мнении.

На самом деле, поиск идеала – бесполезное занятие. Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки.

Положительные моменты двухтактного мотора

  • Невысокая цена.
  • Меньшая масса в сравнении с 4Т.
  • Хорошие стартовые характеристики, по разгону он выигрывает у четырехтактного агрегата аналогичной мощности.
  • В случае утопления его быстро реанимировать – достаточно слить воду из цилиндров, картеров, карбюраторов и бензонасоса, после чего завести.
  • Специфический шум и запах выхлопа двухтактного мотора напоминает о первых выездах под мотором и сопутствующей романтике.

Отрицательные стороны двухтактника

  • На 30% больший путевой расход. Помимо экономической составляющей, это уменьшает район плавания при одинаковом объёме топливных баков.
  • Необходимость покупать и мешать (в случае отсутствия автомикса) двухтактное масло
  • Шумность на малых и средних оборотах.
  • Любителям троллинга неприятен запах выхлопных газов и замасливание свечей на малом ходу.
  • Ликвидность на вторичном рынке оставляет желать лучшего.

Таким образом, два такта смело можно предпочесть в следующих случаях:

  • Ограничены финансы на покупку мотора;
  • Район плавания не предполагает дальних поездок и доступна заправка на воде;
  • Требуется максимальная отдача мотора на старте;
  • Нужно руками переносить резервный мотор (например, перевешивать его с транца основной лодки на ПВХ) мощностью 8-30 л.с.;
  • Нет необходимости часами использовать мотор на холостых оборотах.

Заметим, что автомикс сильно облегчил жизнь пользователям двухтактных моторов. Эта система надёжна, однако до сих пор встречаются любители, мучающие сервисменов вопросами «как заглушить микс». Видимо, это дальние родственники суровых мужиков, которые на всякий случай к первым инжекторным «Жигулям» и «Волгам» прилаживали старый добрый карбюратор.

Немного затронем тему инжекторных 2Т моторов с наддувом низкого давления Tohatsu TLDI и его собрата по экзотике – Evinrude E-tec. Это классные высокотехнологичные моторы, которые вобрали в себя черты 2Т и 4Т моторов. При «подрыве с места», как у двухтактника, они достаточно экономичны и легки. Но стоят дороже четырехтактных моторов, а для общения с ними нужен дружественный сервис или диагностический ноутбук. Поэтому на водоёмах страны эти моторы практически не встречаются. Их мы оставим любителям последних технических достижений.

Четырехтактные моторы

Наиболее популярный класс двигателей маломерных судов. Характерные черты:

  • Высокая экономичность (на 30% меньший расход, чем у 2Т);
  • Высокий ресурс (свыше 5000 моточасов);
  • Богатая комплектация (стабилизированное питание, гидроподъём и система компьютерной диагностики – скорее норма);
  • Низкая шумность;
  • Минимальная токсичность отработавших газов.

Стационарные моторы на 99% — четырехтактные. Оставшийся 1% принадлежит двухтактным гидроциклам.

Отрицательные черты 4Т моторов – это высокая цена и вес (особенно у дизелей). Хотя по весовым показателям разница невелика:

  • Honda BF 20 DK2 SHU – 46кг, Tohatsu 18 – 41 кг, Tohatsu 25 – 51 кг.
  • Yamaha 60 FETOL – 105 кг, Yamaha F60 FETL – 114 кг;
  • Yamaha 250 GETOX – 240 кг, Yamaha F250 DETX – 260 кг;

Четырехтактный мотор следует предпочесть в случае, если вы

  • Не слишком сильно ограничены в бюджете на покупку мотора;
  • Предпочитаете дальние поездки;
  • Любите наслаждаться тишиной и свежим воздухом на малом ходу;
  • Не имеете под рукой заправки и топливо приходится носить в канистрах;
  • Цените комфорт пользования;
  • Проводите обслуживание мотора в конце сезона и не любите подливать масло.

Говоря о преимуществах 4Т мотора, стоит заметить, что в частных руках при умеренной эксплуатации он не окупится по отношению к двухтактному. Но мы же не по этим критериям выбираем технику. В противном случае вместо Тойоты можно было бы ездить на ВАЗе – а что, разница в цене тоже не окупится!

2. Вместо сердца – пламенный мотор

Конечно, чертовски приятно неспешно плыть по реке, наслаждаясь звуком плиц гребного колеса и подкидывая в топку парового котла поленья. Но современный мир далёк от такой романтики. Мы даже не поговорим о дизельных подвесных моторах конца прошлого века Yanmar 28 весом под 100 килограммов и роторных R220 / R450. Поэтому рассмотрим преимущества валового привода, подвесного мотора, водомёта и поворотно-откидной колонки.

Подвесной лодочный мотор (outboard)

Сокращённо – ПЛМ. Наиболее распространённый тип силового агрегата, сочетающий в себе двигатель (мотоголову) и движитель (дейдвуд с редуктором, или «ногу»). Преимущества этой компоновки очевидны.

  • Компактность – вся силовая установка в одном кожухе, свободный кокпит в лодке;
  • Возможность использования редуктора или водомётной насадки – «улитки»;
  • Богатый выбор гребных винтов;
  • Наличие основных запчастей в магазинах;
  • Подводная часть полностью поднимается над водой;
  • Возможность быстрой замены или ремонта силового агрегата;
  • При поломке стационара иногда проще переделать корпус под ПЛМ, чем ремонтировать штатный двигатель;
  • При необходимости быстрой продажи проще найти покупателей отдельно на мотор и корпус.

Недостатки являются продолжением основного достоинства. Риск хищения подвесного мотора в сотни раз выше, чем стационара. Тем более, что ПЛМ востребованы на вторичном рынке, а особенности регистрации и маркировки (в виде таблички-наклейки) не способствуют строгому учёту этих дорогостоящих изделий.

Стационарный двигатель (inboard)

На маленьких лодках не получил распространения ввиду того, что занимает пространство кокпита. Вотчина стационара – от 19 футов, к 25 футам переходящая практически в монополию. Рынок стационарных моторов делят между собой подразделения «Вольво» и «Меркури». Если на относительно небольших лодках в основном встречаются бензиновые MerCruiser, то на катерах покрупнее чаще используют дизельные Volvo-Penta.

Дизели MerCruiser QSD и бензиновые Volvo-Penta G хоть и встречаются на водоёмах страны, но в глазах судовладельцев бензиновые моторы ассоциируются с «МерКрузерами» (L), а дизельные – с легендарными Volvo Penta D.

Каждый из них агрегатируется со своей колонкой – у «МерКрузера» это «Альфа» для начальной серии и «Браво» различных модификаций для других моторов. «Вольво-Пента» не стала придумывать собственного имени для своих колонок – они обозначаются буквенно-цифровыми индексами.

Читайте также:  Ремонт лепесткового клапана лодочного мотора

Преимущества стационара – в меньшей шумности, большем объёме, лучшей развесовке, низком центре тяжести, меньшей привлекательности для воров.

Недостатки встроенного мотора – «съедает» место в кокпите, во время стоянки ПОК не поднимается полностью из воды, при неисправностях вентиляции моторного отсека или невнимательности – пожароопасен.

Агрегатируются двигатели с реверс-редуктором (на катерах с валовым приводом), поворотно-откидной колонкой (ПОК), или водомётом (ВД).

При выборе стационара следует обратить внимание на тип системы охлаждения. Открытые (одноконтурные) системы проще, однако в солёной воде стоит отдать предпочтение двухконтурной. В системе с двумя контурами двигатель охлаждает антифриз, который отдаёт тепло забортной воде через водо-водяной холодильник. В этом случае солёная вода не контактирует с рубашкой охлаждения двигателя и не разъедает её.

3. Какой движитель лучше

Говоря о преимуществах двигателей, нельзя не коснуться того, что приводит в движение судно и находится между водой и двигателем. Три основные типа движителей мы перечислили в конце предыдущей главы. Каждый из них обладает преимуществом для определённых акваторий. Нетрадиционные виды привода останутся за кадром – нельзя объять необъятное.

Реверс-редуктор – вал – гребной винт

Этот простой привод наиболее распространен на крупных судах. Являясь самым старым способом передачи вращения от двигателя к гребному винту, он обладает своими достоинствами:

  • Простота в изготовлении и обслуживании. Единственное место, требующее внимания – подшипник Гудрича.
  • Большой выбор гребных винтов и относительная простота их изготовления.
  • Возможность использовать винты большого диаметра.
  • Малая вероятность возникновения кавитации.
  • Приемлемая эффективность.

Недостатки валового привода

  • Требует много места в кокпите или под пайолами;
  • Сложность замены винтов;
  • Большая осадка судна, потребность в причальной стенке;
  • При разгерметизации «Гудрича» возможно затопление катера;
  • Уязвимость валолинии при встрече с подводными препятствиями;
  • Вал не параллелен ватерлинии, при движении лодка «роет носом».

Практически всех недостатков лишены аэрируемые частично погруженные винты (ЧПВ), например, привод Арнесона. Но используются ЧПВ преимущественно на гоночных катерах ввиду сложности расчета и проблем с переменной ватерлинией при разной загрузке.

Кстати, частично погруженный гребной винт малого диаметра используется и в моторах-болотоходах «Go Devil» для небольших охотничьих и рыболовных лодок.

ПОК и ПЛМ

Самые популярные виды приводов. Массово применяются на частных моторных лодках и катерах. Преимущества расположения дейдвуда с редуктором за кормой очевидны:

  • Мощность двигателя реализована максимально эффективно;
  • На ходу возможно регулировать дифферент судна;
  • Процесс замены гребного винта возможен с кормы;
  • Богатый выбор гребных винтов различной конфигурации и материалов;
  • Облегчает процесс снятия с мели в случае ошибок управления;
  • Движение по мелководью ограничено только осадкой подводной части лодки;
  • Во время стоянки можно полностью поднять редуктор ПЛМ из воды или осушить винт ПОК.

Отрицательных сторон немного.

При наматывании сетей повреждается сальник редуктора. Впрочем, производители частично решили эту проблему специальной формой дистанционной шайбы и установкой сдвоенного сальника.

При наезде на мель либо топляк страдает гребной винт или корпус редуктора, который стоит немалых денег.

Подвесные моторы и колонки используются повсеместно – в море, на озёрах, на реках при наличии соответствующей глубины. Если река с каменистым дном, изобилует перекатами, завалами и топляками, применяют другой движитель.

Водомёт (JET)

Его можно встретить на порожистых сибирских реках и нижневолжских раскатах, в Карелии и на пляже катающим лыжников и вейкбордистов. Больший расход топлива – плата за безопасность и проходимость.

Обладая меньшей эффективностью, чем гребной винт, водомёт позволяет с лёгкостью преодолевать мелководные и каменистые участки. Возможность движения ограничивается только прочностью днища лодки. К этому прибавим отсутствие выступающих вращающихся частей – во время буксировки риск травмирования людей сведён к минимуму.

Аналог винта – импеллер (шнек) – спрятан внутри корпуса водовода. Шаг импеллера требует тщательного согласования с мощностью мотора, зато не нуждается в корректировке в зависимости от загрузки катера.

Водомёт боится травы (забивается решетка водозаборника – интейк) и мелких камней, которые могут попасть между импеллером и обечайкой.

Помимо стационарных водомётов, популярны насадки к подвесным моторам – «улитки». Несмотря на внушительную цену, они дешевле стационарного комплекта.

4. Какие марки предпочесть

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на ближайший водоём. Обычно самую популярную марку видно сразу. В западной части России популярны Yamaha, Suzuki, Mercury, Honda. На Востоке пальму первенства делят «Ямаха» и «Сузуки».

Перед тем, как купить мотор, пройдитесь по магазинам и узнайте о наличии наиболее популярных запчастей. Вам могут впоследствии понадобиться:

  • гайки и шайбы гребного вала;
  • гребные винты различного шага и диаметра;
  • крыльчатка охлаждения;
  • расходные материалы (если вы предпочитаете оригинал).

Нелишне будет поинтересоваться, в течение какого времени доставят менее востребованные детали – гребной вал, прокладки головок блока цилиндров, термостат, бензонасос.

Если на Ваш мотор нет нужной запчасти – присмотритесь к конкурентам. Не так много компаний, производящих навесное оборудование к лодочным моторам. И не исключено, что многие детали можно применять в различных системах (например, поставить водо-масляный холодильник от Mercruiser на Volvo-Penta.

Стоит заметить, что многие лодочные моторы имеют своих «сухопутных» родственников. Например, Honda 50 похожа на мотор легковушки Fit, Suzuki 140-175 на моторы Vitara, стационарные дизели MerCruiser имеют корни Cummins, а «родственников» бензиновых моторов нужно искать среди моторов Oldsmobil, GM и «Форд».

Про лодочные моторы, их разновидности, а также варианты привода можно писать практически бесконечно. Но сегодняшний материал и так получился чересчур объёмным, поэтому не смеем больше задерживать ваше внимание. Спасибо за то, что остаётесь с нами. Удачи на воде, ни топляка, ни ГИМСа!

Источник

Чек-лист: стационарный или подвесной двигатель

Те, кто решил купить катер, очень часто задумываются над тем, какой двигатель выбрать: стационарный или подвесной. И тот, и другой имеют свои преимущества и недостатки. Человеку, не разбирающемуся в тонкостях катеростроения, очень часто сложно сделать выбор. Даже тематические форумы не дают ясного ответа, так как все обсуждение строится на личном опыте и мнении участников. Тем, кто все еще ищет информацию о том, какой двигатель лучше, поможет наш чек-лист

Стационарный двигатель

  • Выбрав такой мотор, вы сразу получаете весомое преимущество: у вас появляется выбор между дизелем и бензиновым двигателем. Делая выбор, ориентируйтесь не столько на стоимость, сколько на цену обслуживания и стоимость топлива.
  • На стационарном двигателе вы всегда можете установить двухконтурную систему охлаждения. По достоинству ее оценят те, кто любит покататься на яхте при температуре около нуля градусов. Установка этой системы также показана морским катерам, так как в этом случае двигатель надежно защищен от воздействия соли.
  • Следующее, за что стоит благодарить проектировщиков стационарных моторов — бесшумность. Двигатель прячется в глубине корпуса, поэтому на палубе и в каюте звук работающего мотора почти не слышен. Вибрации, которые от него исходят, также поглощаются корпусом, поэтому они почти не ощущаются.
  • Следующее практическое преимущество стационарного мотора в том, что его почти невозможно украсть. Учитывая, что мотор — одна из самых дорогих частей катера, это очень актуально, особенно если катер часто остается на неохраняемых стоянках.
  • Стационарный двигатель очень удобен в ремонте. Даже если поломка произошла на большой воде, вы всегда будете в безопасности в моторном отсеке, а инструменты не упадут в воду.
Читайте также:  Щетки для мотора стиральной машины ariston

Преимущества, как ни странно, оборачиваются недостатками. Стационарный двигатель занимает много места, которые «отъедает» у палубы и каюты. Также его нельзя увезти в мастерскую на ремонт, если вы не можете самостоятельно справиться с поломкой. На зиму во время консервации его также нельзя хранить в тепле. Особенно печально это для тех катеров, которые проводят зиму в неотапливаемом помещении. В этом случае вам в разы внимательнее нужно относиться к ремонту мотора и уходу за ним.

Подвесные лодочные моторы

Достоинства подвесных двигателей:

  • Основное достоинство таких моторов в том, что они находятся вне катера. Прикрепленные к транцу, они экономят полезное место внутри судна. Сам по себе такой двигатель тоже очень компактен: вся силовая установка собрана в одном кожухе
  • Еще одно неоспоримое преимущество придется по вкусу любителям скорости. Большая линейка мощности от 2 до 300 л.с. , позволяет подобрать двигатель, отвечающий вашим запросам, а также модели катера.
  • Для тех, кто любит подстраховаться, появляется возможность навесить запасной двигатель на случай поломки основного.
  • Возможность использования редуктора, водомётной насадки и различных гребных винтов по достоинству оценят прожженные мореманы.
  • С ремонтом и хранение ПЛМ также не будет проблем: в любой момент его можно снять и увезти куда угодно. Плюс ко всему необходимые запчасти можно без труда достать в большинстве магазинов.
  • При необходимости быстрой продажи проще найти покупателей отдельно на мотор и корпус.

Недостатки подвесных двигателей.

  • И в этом случае недостатки подвесных двигателей вытекают из их достоинств.
  • Вы не сможете понизить шум работающего двигателя. С этим можно только смириться.
  • Хорошее соотношение веса к мощности означает, что подвесные двигатели высокофорсированные. Соответственно, ресурс двигателя значительно меньше, нежели чем у стационарного.
  • Риск кражи подвесного мотора в разы выше, чем у его стационарного собрата. Обусловлено это тем, что ПЛМ востребованы на вторичном рынке, а необязательная их регистрация и маркировка не способствуют строгому учёту этих дорогих составляющих.

Следите за нами на нашем сайте , подписывайтесь на обновления в » Вконтакте » и » Instagram» .

Источник

СТАЦИОНАР VS ПОДВЕСНИК. КАКОЙ МОТОР ЛУЧШЕ?

Одна из самых частых претензий, которую я слышу в комментариях к обзорам моторных лодок и катеров: « почему вы называете моторную лодку катером? ». Действительно в водно-мотоной терминологии существует негласное разделение. Если мотор стационарный, то катер; а если подвесной – моторная лодка. И хотя такая «традиция» сложилась ещё в ту пору, когда маломерное судно с мотором даже 100 л.с. было редкостью, придирчивые «комментаторы» не упускают возможности по язвить. Углубляться в этимологию и значения терминов мы не будем. Я не считаю этот вопрос принципиальным, и давно не делаю подобных разделений. Зато предлагаю заострить внимание на куда более важной теме: отличиях в условиях эксплуатации катера со стационарным или подвесным мотором .

Как и в любом подобном сравнении всегда имеет место убеждение владельца. Т.е. какие-то особые взгляды человека, которые «обесценивают» в его глазах любые аргументы и доводы в пользу иного, отличного мнения. Это личное дело. И потому в этой статье я вовсе не ставлю своей целью выявить кого-то лучшего. А лишь обозначу те моменты, которые стоит учитывать, выбирая тип двигателя для вашего катера. И, разумеется, всё сказанное далее является исключительно моим личным мнением, основанным на том опыте путешествий и эксплуатации катеров с разными моторами, который я имею.
Если интересно тогда поехали!

Мотор стационарный.
Так случилось, что буквально пару дней назад, а именно 22 января я открыл водно-моторный сезон 2020 года, что является своего рода рекордом! Катера со стационарным дизельным двигателем. А коль так, со стационара и начнём.

Для чистоты сравнения, хочу обозначить некоторые условия. Мы говорим о тек моделях катеров, для которых теоретически или практически возможна установка, как стационара, так и ПМ (подвесной мотор здесь и далее). Негласно считается, что такой выбор появляется на корпусах от 7 метров (+-). Хотя на самом деле (и такие примеры есть) стационар можно установить практически на любой корпус. Начиная от размера с гидроцикл.

Первый тезис, который бы я хотел озвучить, многим покажется абсурдным. Однако я не раз слышал это в качестве «весомого аргумента», как говориться «на полном серьёзе». Для некоторых людей лодка с подвесным мотором, даже, если это 4 по 350 л.с. – всё равно остаётся лодкой. А вот корпус со стационарным двигателем – «настоящий катер» . Звучит странно, но таково восприятие людей и это вполне может стать причиной для принятия решения. К слову, обратной силы данный тезис не имеет. Во всяком случае, я никогда не слышал, чтобы выбор ПМ был основан на желании иметь «моторную лодку», а не катер.

Вернёмся к более понятным и объективным аргументам. Куда большее практическое значение имеет просторный купальный мостик , который можно установить в том случае, если мотор стационарный. Конечно, на многих моделях с ПМ и кренолины достаточно большие, но всё же это не идёт в сравнение с купальной платформой. Если вы увлекаетесь рыбалкой, то это пространство можно использовать для ловли рыбы. В остальном я бы не сказал, что в этой опции есть какое-то ключевое преимущество.

Не только в мире автомобилей, но и катеров есть немало поклонников дизельных двигателей. Помимо всё той же экономии топлива, которую позволяет делать «дизель», зачастую большую актуальность обретает проблема с заправками. Стоит немного уехать за несколько сотен километров от «цивилизации», как наступают серьёзные проблемы с качествнным бензином. С дизелем всегда существенно проще. Что и мотивирует будущих владельцев катеров прилично переплачивать при покупке дизельного мотора. И тут придётся столкнуться с тем, что предложений по установке подвесного двигателя работающего на дизельном топливе фактически нет. «В природе» они существуют, но очень ограничены и на российском рынке не представлены. Не только для покупки, но и обслуживания.
Стационаров тоже не много, но зато это не нуждающиеся в особом описании марки Volvo Penta и Yanmar. В случае с большими корпусами может быть и Cummins. Итак, если для вас важно много перемещаться по акватории. Совершать длительные экспедиции, особенно там, где с заправками могут быть проблемы. А там, где есть проблемы с заправками проблемы с качественным бензином ещё больше (впрочем и к дизелю это относится тоже) – дизельный двигатель становится единственно верным решением. И это я считаю – главное преимущество в пользу стационара.

Тоже можно сказать и об установке водомётного двигателя. Да, на небольших мощностях есть альтернатива и подвесного водомёта. Однако, если мы говорим о мощности 300-400 или 500 л.с. необходимых для нормального движения катера – только стационарный водомёт решает эту задачу. Выбор тут, кстати, тоже не богат. Но зато практически все производители отличаются исключительной надёжностью. За исключением, разве что Mercury, но насколько я знаю, они отказались от производства таких двигателей. Итак: если необходим водомётный двигатель большой мощности.

Читайте также:  Запуск мотора 220 вольт

Ещё один аргумент: благодаря тому, что мотор устанавливается гораздо ближе к миделю (центральной части корпуса), нет большой нагрузки на транец и развесовка по корпусу лучше сказывается на мореходных качествах. От себя скажу, что в этом, конечно, есть логика. Но мой личный опыт не позволяет однозначно утверждать это. Согласиться с тем, что со стационаром катер лучше выходит в режим глиссирования или имеет большую грузоподъёмность, например. Тут гораздо больше зависит от обводов корпуса, чем от типа двигателя. Но, тем не менее, примем это, как аргумент – лучшее распределение веса и меньшая нагрузка на транец .

Иногда «знатоки» утверждают, что обслуживание стационара, как и сам мотор – дешевле , нежели подвесник. На самом деле это не совсем так. Точнее, сравнивать нужно конкретные модели и вполне вероятно, что это преимущество может оказаться и в пользу ПМ. Многое зависит от региона обслуживания и присутствия в нём представителей эксплуатируемой марки. Это, кстати, стоит учитывать при покупке в любом случае. Есть ли в вашем регионе специалисты, способные делать диагностику и обслуживание вашего двигателя!

В тех случаях, когда мы говорим о совсем больших корпусах, длиной от 12-15 метров. Для которых требуется довольно большая мощность, иногда превышающая 1000 и более лошадиных сил, теоретически можно поставить многомоторуню установку подвесных двигателей, но в этом случае целесообразнее всё же комплектовать такой катер или моторную яхту парочкой мощных стационаров.

Пожалуй, это и всё, что я могу занести в актив стационара. Но, если что-то весомое всё же упустил, буду рад видеть ваши уточнения в комментариях!

Если есть возможность ставить ПМ – стационар даже не обсуждается…
Примерно такой тезис часто можно услышать от тех, кто связан с данной темой. И мне практически нечего ему противопоставить. Ведь судите сами…
Выбор подвесных моторов несравнимо больше, чем выбор стационаров. Практически в любой мощности, если говорить о корпусах до 10 метров длины (30-35 футов). Выбор подразумевает не только имя производителя, но и внешний вид мотор, технические решения реализованные под его кожухом; возможности сервиса и обслуживания в вашем регионе и, конечно, цена комплекта. Как следствие, вы можете не только подобрать более привлекательный для себя мотор, но и рассматривать этот выбор с точки зрения последующего сервисного обслуживания. Совершая более рациональный выбор. Итак, первое: больший выбор доступных моделей.

Основное преимущество подвесника, на мой взгляд, свободное пространство под палубой кокпита. Дело в том, что стационарный двигатель занимает очень много места, которое в случае с использованием ПМ можно использовать для хранения вещей или размещения дополнительных топливных баков. Назовём это – появление огромного рундука или даже каюты. свободившееся место под палубой кокпита можно использовать для хранения вещей или топлива.

Ещё одно весомое преимущество – вибрация . Установленный внутри корпуса стационар, даже при наличии всяких «подушек» и прочих «амортизаторов», всё равно создаёт весьма ощутимую вибрацию на корпус. Помимо дискомфорта для пассажиров, это ещё и воздействия на различные элементы конструкции корпуса. Крепежи и тд. В случае с подвесником вибрация тоже есть, но она несравнимо меньше, чем у стационара. Кстати, некоторые любители рыбалки уделяют этому особо пристальное внимание. Утверждая, что большая вибрация корпуса катера может отпугивать рыбу. Лично я таких исследований не проводил, но определённая логика в этом есть.

Шум . Это ещё одна «боль» стационара. Опять же, хорошая шумоизоляция капота и всего кожуха, где установлен двигатель, частично решает эту проблему. Но лишь частично! Есть даже что-то вроде шутки: подвесник хорошо слышно снаружи катера, но почти не слышно внутри; стационар – почти не слышен снаружи, зато внутри… Так или иначе, но в случае со стационаром двигаясь на полном ходу разговаривать в кабине практически невозможно. Если ваш катер оснащён изолированной кабиной-рубкой с хорошей шумоизоляцией, звук подвесных моторов хоть и будет слышен, но он не будет доставлять больших хлопот, позволяя нормально общаться.

Хождение по мелководью . Если вам необходимо подходить близко к берегу на минимальной глубине, либо пройти по сложной, мелководной акватории – вы можете использовать трим и поднять моторы. В случае с ПМ это вести визуальный контроль и гребные венты будут находиться существенно ближе к поверхности воды, чем у стационарного двигателя. Таким образом – движение по мелководью безопаснее для ПМ, а минимальная и максимальная осадка меньше.

Эксплуатация в холодное время года . В отсеке со стационарным двигателем всегда присутствует вода. Хотя помпы и откачивают её, какая-то часть всё равно остаётся. В связи с этим есть устойчивое мнение, что эксплуатация стационара в холодное время года, когда возможны заморозки – крайне не желательна.

Обслуживание мотора. Замена винтов, необходимость освободить винты, если они намотали верёвку, сети или что-то ещё. Да и доступ к самому мотору, если это ПМ – значительно легче. Если вернуться на два пункта выше, и вспомнить, что вероятность повредить гребной винт у стационара в целом выше. В данном случае мы видим, что в случае повреждения заменить винт не вытаскивая катер из воды, фактически не представляется возможным. Если в местах, где вы планируете эксплуатировать свой катер высока вероятность повредить винт – это очень большой минус для стационара.

Ликвидность на рынке . И тот и другой мотор в принципе всегда можно отсоединить, снять и продать отдельно от корпуса. Учитывая, что мы говорим о моторах мощностью далеко за 100 л.с., очевидно, что делать это самостоятельно в «полевых» условиях в любом случае невозможно. Конечно, ПМ демонтировать и установить значительно легче, но это не такое уж очевидное преимущество. Куда весомее – ликвидность двигателя. Возможность его продажи, как отдельно от катера, так и вместе с ним.

Есть и ещё несколько тезисов, которые так же можно отнести к числу аргументов в пользу ПМ мотора. Дабы избежать пересудов, выскажу своё мнение. Да оно и без этого очевидно. Конечно, я всегда буду «голосовать» за ПМ. Но, существуют ситуации, когда среди всего разнообразия ПМ нет нужного решения. Как, например, с дизельным двигателем. И тут уж. приходится идти на компромисс.

Вполне возможно, что и в вашем случае условия эксплуатации сами диктуют такое решение. Во всех тех случаях, когда имеет место возможность равноценного выбора — я не вижу ни одной веской причины, чтобы отказаться от подвесника

Источник

Поделиться с друзьями