Стук под капотом при холостых оборотах

Простейшая диагностика: что стучит из-под капота машины?

ПРОСТЕЙШАЯ ДИАГНОСТИКА: ЧТО СТУЧИТ?

Исправный автомобиль должен работать тихо. А если из-под капота и слышно «журчание» двигателя, то желательно, чтобы оно было ровным, без вызывающих звуков: свиста, визга, скрежета и, особенно, стука. Однако сплошь и рядом встречаются машины именно с такими вот звуковыми эффектами. О том, что за этим может последовать,

размышляет Андрей ЛАДЫГИН.

Многие водители, обратив внимание на необычный звук, проявляют известное беспокойство, но, выяснив вскоре, что на скорость это не влияет, так и продолжают ездить. Смеем заверить — до поры до времени. Даже плохо закрепленная крышка воздухофильтра, соскочив в конце концов со своих шпилек, может такого натворить! А потому лучше все же выявить и устранить причину странных звуков, не откладывая это в долгий ящик.

Итак, что же может в машине стучать, скрипеть, визжать?

НЕ СОЛОВЬИНАЯ ТРЕЛЬ

Свист чаще всего носит аэродинамический характер, то есть появляется при движении с определенной скоростью и усиливается, когда она возрастает. «Свистеть» могут антенна, багажник на крыше или перевозимый на нем груз. Если эти причины исключены, но свист досаждает, найти его источник будет сложнее. Проверьте плотность прилегания дверей к кузову, стыки и надежность крепления декоративных деталей передка, посмотрите, нет ли висящих на «пути» воздуха проводов. Иногда в передке обнаруживаешь отверстия, назначение которых остается загадкой: все необходимые приборы (фары, подфарники, «поворотники», звуковой сигнал и др.) вроде бы на месте, а для вентиляции эти дырочки слишком уж малы. Заклейте их изолентой, вставьте в них винты с гайками или подходящие пластмассовые пистоны — вполне возможно, что назойливый свист пропадет.

Иное дело, если звук проявляется не на скорости, а хорошо слышен даже при низких оборотах холостого хода. В поисках его источника соблюдайте осторожность: повредить руку вращающейся крыльчаткой вентилятора или шкивом приводного ремня можно совершенно неожиданно. А тут еще высоковольтные провода. Особенно опасно совать голову в моторный отсек, пока двигатель не выключен. Словом, старайтесь быть аккуратными.

При открытом капоте источник свиста обычно сразу выдает себя. Если же нет, советуем проверить состояние и натяжение всех клиновидных ремней: не проскальзывают ли в ручьях шкивов, не замаслены ли они, не перекручены ли. Если начинающему водителю досталась сильно подержанная машина, он может стать свидетелем того, как резинотканевый ремень способен постепенно «проесть» металлические шкивы едва не до дыр. В ручье, утратившем клиновидное сечение, ремень наверняка будет проскальзывать и свистеть.

Другой возможный источник свиста — подшипники качения навесных агрегатов: генератора, водяного насоса, а на иномарках — еще и гидроусилителя руля или насоса кондиционера. Утратившие смазку подшипники «просвистят» недолго — вскоре они начнут издавать резкий визг, за которым последует их разрушение. Неисправные выявить несложно: достаточно снять ремень, приводящий данный агрегат, и пустить двигатель. Исчезновение свиста подскажет, что несмазанные подшипники, к примеру, помпы вы определили верно. Но этот способ проверки исключен для машин, у которых помпа приводится в действие зубчатым ремнем привода распредвала («Самара», «Ока», «Таврия», » Опель Кадет», » Фольксваген Гольф II» и др.). Износ подшипников здесь можно проверить, сняв ремень и провернув помпу за шкив рукой. Она должна проворачиваться легко и беззвучно.

Конструкция подшипников в большинстве такова, что без разборки агрегата пополнить смазку невозможно. Впрочем, снятый подшипник лучше заменить новым — он прослужит дольше старого со свежей смазкой.

А вот нетипичный случай. Проявившийся на двигателе «Запорожца» осенью, когда похолодало, свист пропал сам собой, когда заменили густое моторное масло на «жигулевское» всесезонное. Видимо, густая смазка не поступала к шариковому подшипнику балансирного механизма.

Жужжание, зудящие звуки могут быть вызваны чересчур сильно натянутыми приводными ремнями навесных агрегатов. Опытные владельцы «самар» знают, что зубчатый ремень привода распредвала начинает прямо-таки реветь при перетяжке. На высокой ноте может выть и стартер, шестерня которого не вышла из зацепления с зубчатым венцом маховика. Обычно это кончается аварийной поломкой — «разносом» стартера. Обращаем внимание новичков и неопытных, выезжающих в путь с таким дефектом: в следующий раз вы уже не сможете пустить машину стартером.

Читайте также:  Размеры проема капота ваз 2107

И еще кое-что для «чайников». До сих пор можно услышать, что электровентилятор системы охлаждения включается в работу только при перегреве двигателя. Заверяем (хотелось бы верить, в последний раз), что это заблуждение и пугаться звука работающего пропеллера вовсе не стоит — если только он за время эксплуатации машины не стал издавать оглушительный вой или визг. В этом случае моторчик надо снять, чтобы отремонтировать или заменить.

Активно шуметь на ходу могут и близко расположенные, но не закрепленные жестко металлические детали: оболочки тросиков, тормозные трубки и топливопроводы, а иногда и просто утратившие крепеж части. Плохо закрепленная «защита» картера на любой из отечественных машин также может вибрировать и даже бренчать. Однажды на «Москвиче» «запела» крышка воздушного фильтра (открутилась гайка крепления) — словно под капотом бензопилу включили. На «тавриях» нередко «напевают» штампованный из металла или пластмассовый кожух плоскозубчатого ремня, а также металлическая облицовка передка.

Запомните правило: какой бы неопасной или даже смешной ни казалась вам причина стука, не определив ее, не продолжайте движения. Не раз пугали нас пустые канистры, домкрат, насос, что-нибудь из инструментов, прыгающих по пустому багажнику, или запасное колесо, небрежно туда брошенное. Но иногда стук, приписанный канистре, оборачивался весьма серьезными неприятностями. Что бы вы сказали, например, по поводу ослабленного крепления бензобака, пусть он и заполнен едва на четверть?

Обнаружив причину стука, непременно устраните ее. Иногда, впрочем, диагностировать это непросто: на ходу стучит, а остановишься — «молчит». Особенно коварна подвеска — не у всякого водителя хватит сил так раскачать машину, как она сама себя раскачивает на неровной дороге. Представьте, что у вас плохо закреплен аккумулятор: на ходу он будет прямо-таки прыгать, но сколько бы вы ни качали стоящую машину за крыло, он даже не шелохнется. Кстати, стучит он глухо, можно и не уловить в общем шуме езды, но следить за его крепежом надо постоянно: вибрация и толчки не продлевают срок службы батареи.

Всем известно, что неисправные амортизаторы стучат. А вот автору довелось как-то больше двухсот километров проехать, пока он наконец обнаружил причину неприятного звонкого «молоточка» откуда-то спереди. «Виновата» была ослабленная гайка штока амортизатора (на «Таврии»). Покачивание кузова за крыло ничего не показало (и неудивительно), так что пришлось подвергнуть ревизии рычаги подвески, их сайлент-блоки, даже шаровую опору. Дефект обнаружился совершенно случайно. В другой раз ослабла затяжка обеих гаек передних ступиц. Этот стук не выявить даже энергичным покачиванием колеса в вертикальной плоскости — надо попытаться подтянуть гайку либо подергать за полуось (которую на переднеприводных машинах принято называть ШРУСом).

Трещины в деталях подвески, износ резинометаллических шарниров (сайлент-блоков) сначала проявляется скрипом и скрежетом. Заметив это, не доводите дело до полного их разрушения: трещину можно хотя бы временно заварить в любой придорожной мастерской, а сломанную деталь поскорее заменить.

Довольно частая причина стука (вернее сказать, грохота) из-под капота — разрушение одной из опор силового агрегата. В январском номере нынешнего года мы писали о замене «подушки» двигателя на «Мерседесе» («Жестко спать», стр. 121), а в этом номере — о последствиях разрушения правой опоры двигателя на VAZ 2108, 2109 («Самара» глазами механика», стр. 107). Есть и другие примеры. Владелец «Таврии» был озадачен странным стуком (вернее, ударом) при троганье автомобиля с места. Так проявилось отсоединение правой опоры двигателя от кузова: отклоняясь по инерции назад, мотор ударялся корпусом воздушного фильтра о щиток передка. Когда дефект, наконец, вскрылся, пришлось еще и помятую «кастрюлю» менять. А вот как проявило себя разрушение задней опоры силового агрегата на «Запорожце» (хотя, по сути, она является передней. ) — при выжиме сцепления машина словно бы получала сильнейший «пинок под зад». Дефект устранили, подложив вместо штатной «подушки» толстое резиновое кольцо. от холодильника (амортизатор компрессора) — ничего, служит уже не одну сотню километров.

Наиболее серьезную опасность представляет стук работающего двигателя. В руководствах по эксплуатации отечественных автомобилей нередко подробно описывается, как распознать стук изношенных коренных или шатунных вкладышей, поршней, клапанного механизма и др. Не думаю, что средний автомобилист обязан четко различать стуки — достаточно помнить, что любой из них потенциально опасен.

Известно, что основной признак скорой кончины мотора — горение лампы аварийного давления масла на любом из режимов работы. Появившийся при этом отчетливый стук — уже не предупреждение, а требование немедленно остановиться и больше не пускать двигатель до разборки и ремонта. Многие покупались на том, что, немного остыв, двигатель начинал стучать менее отчетливо, даже сохранял подобие давления в масляной магистрали (лампочка-«масленка» иногда гасла). Как правило, за этим следовало разрушение или заклинивание деталей. Если же сразу прекратить попытки пуска и эксплуатации машины, можно немного сэкономить на ремонте.

Читайте также:  Как поменять тросик открытия капота ваз 2107

Но бывают случаи, когда лампочка не горит, а посторонний звук в двигателе все же слышен. Что ж, есть в моторе детали, которые не «завязаны» напрямую на систему смазки. Встречаются, например, случаи ослабления крепления маховика. Поршни и клапанный механизм при износе также вряд ли «зажгут» лампочку, однако могут заявить о себе достаточно громко. Но это не надо путать с холодным («утренним») перестуком клапанов в двигателях, оборудованных гидрокомпенсаторами. Здесь после прогрева перестук обязан исчезнуть. Итак: в случаях появления стука одновременно с падением давления в системе смазки двигатель надо безоговорочно останавливать, а при сохранении давления можно еще некоторое время проехать — до ближайшего сервиса, где выяснить причину.

Из нетривиальных случаев стука известны, например, такие. У владельца «Жигулей» расслоился ремень привода помпы и генератора. Образовавшийся «хвостик» звонко стучал о защиту картера. О неисправности водитель догадался лишь по мелким частицам резины, которыми покрылось подкапотное пространство, — а хотел уже было мотор разбирать. А один владелец «Запорожца», услышав стук мотора в пути, обнаружил, что с торца стержня одного из выпускных клапанов слетела «шапочка», отчего клапанный зазор вырос сразу в несколько раз. Но, несмотря на то, что клапан фактически перестал открываться, мотор почему-то не потерял в мощности и продолжал как ни в чем не бывало катить груженую машину со скоростью около 90 км/ч. Впрочем, водителю улыбнулась удача: злополучная «шапочка» не успела закупорить отверстие для стока масла из головки цилиндров в картер. Так, вовремя обратив внимание на стук из-под капота, удалось предотвратить действительно серьезные поломки и дорогостоящий ремонт.

Некоторые скажут: «Опять о „Запорожце“! А у меня „Форд“. Тем читателям, которые откладывают статью в сторону, если речь в ней идет не конкретно об их моделях, хотелось бы сказать: сходные узлы и детали есть на многих автомобилях, так что при желании нетрудно провести нужную аналогию.

. Весна на дворе. Все мы заждались ее и рвемся ездить, ездить, ездить. Счастливого пути! Но не забудьте, что он должен быть без стуков, скрипов, свистов.

Источник

Шумы под капотом — возможные причины и способы их устранения

Статья о том, какие шумы могут возникать под капотом машины и каковы причины их появления. В конце статьи — интересное видео о том, что скрывается под капотом автомобиля.

Однако если Вы обнаружили, что посторонние звуки всё же имеют место быть, не спешите расстраиваться. Чтобы определить их источник и принять необходимые меры, не обязательно быть первоклассным специалистом. Для диагностики и починки незначительных поломок достаточно обладать минимальными знаниями.

О чем говорят посторонние шумы

Звуки нормально функционирующей машины не должны доставлять дискомфорт. Любой непривычный фон сигнализирует о том, что в транспортном средстве что-то работает не так, как нужно. Чтобы выяснить причину возникновения посторонних звуков, для начала необходимо определить, внешние это звуки или внутренние.

Если Вы уже установили примерный источник, выяснить причину будет намного легче. В этом деле также помогут простые наблюдения за тем, с чем данный шум синхронизирован и при каких именно условиях он возникает.

Стук в двигателе

Этот вид постороннего шума возникает тогда, когда одна деталь мотора ударяется о другую. Также это говорит об очень больших нагрузках в местах соударений этих деталей. Нужно знать, что чем мощнее ударные нагрузки, тем скорее разрушаются соприкасаемые поверхности. А поскольку сила ударов напрямую связана с размером зазора, то с его расширением растёт и скорость амортизации деталей. Другими словами, разного рода стуки свидетельствуют о прогрессирующем износе частей мотора.

Основные причины стуков в двигателе

Стук поршней:

  • расширенный зазор между канавками и поршневыми кольцами;
  • расширенный зазор между цилиндрами и поршнями.

Стук шатунных и коренных подшипников коленвала:

  • расширенный зазор между коренными (шатунными) шейками и вкладашами;
  • раннее зажигание;
  • недостаточное давление масла.

Стук клапанов:

  • расширенные зазоры клапанов;
  • амортизация кулачков распредвала;
  • неисправность клапанной пружины.

Шумы в приводе распредвала:

  • расширенные зазоры клапанов;
  • расширенные зазоры между рычагами и кулачками распредвала;
  • расширенный зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана;
  • расширенные зазоры клапанов;
  • износ кулачков распредвала.

Легкие постукивания или детонация при высокой нагрузке:

  • неподходящие свечи;
  • низкокачественное топливо;
  • неправильная регулировка момента зажигания;
  • неисправная система выхлопа;
  • нагар на стенках камер сгорания и днище поршней.

«Затихающие» постукивания

Обычно доносящиеся из-под капота «затихающие» постукивания не столь критичны. Они могут без особых причин и изменений появляться и пропадать на протяжении не одного десятка тысяч километров.

Поскольку когда источником шума является сам агрегат, это часто свидетельствует о неисправности, дефектах или естественной амортизации движущихся деталей. Например, о неполадках в механизме газораспределения либо в шатунно-поршневых группах. Обычно это очень резкие стуки, интенсивность которых напрямую связана с нарастанием оборотов коленчатого вала. То есть, постукивания увеличивают свою частоту во время нажатия на педаль акселератора.

Читайте также:  Замена тросика открывания капота калина

Сильные и звонкие постукивания

Если во время резкого надавливания на педаль газа либо под высокой нагрузкой появляются сильные постукивания с характерным звонким отзвуком, то вероятней всего, это является следствием взрывообразного сгорания топлива в цилиндрах (детонации).

Основными первопричинами возникновения детонации считается использование низкооктанового либо некачественного топлива. В этом случае проблема решится, если Вы зальёте присадку (увеличивающую детонационную стойкость бензина) или дольёте качественный бензин.

Также в роли источника такого стука может выступать сильно перегретый мотор либо неправильно отрегулированный угол опережения зажигания. Для устранения этих неприятных эффектов рекомендуется отрегулировать систему зажигания и охладить мотор.

Звонкие звуки в верхней части мотора

Часто звонкие звуки в верхней части двигателя появляются по причине износа гидрокомпенсаторов, втулок клапанов либо при нарушении регулировки зазоров между толкателями и клапанами.

Ровный шум

Если привод механизма газораспределения цепной, тогда часто при нарушении регулировки или при повреждении механизма натяжения прослушивается ровный шум в передней части агрегата.

Сильные ритмичные постукивания в районе шатунно-поршневой группы

Эта категория звуков говорит о необходимости незамедлительной диагностики и ремонте. Особенно если эти стуки локализуются в средней и нижней части мотора. Во избежание заклинивания или даже повреждения двигателя, мотор следует срочно заглушить и отправить машину к ремонтную мастерскую на эвакуаторе.

Резкие рычащие звуки в районе коленчатого вала

О необходимости капремонта мотора могут говорить резкие рычащие звуки, доносящиеся из области коленчатого вала. Как правило, они возникают во время надавливания на педаль газа. В машинах с механической трансмиссией часто бывают случаи возникновения резкого постукивания во время нажатия на педаль сцепления. Это указывает на амортизацию корзины сцепления, упорных колец коленчатого вала, либо на выход из строя упорных подушек мотора.

Громкие стрекочущие звуки

Данный вид шума чаще всего издают случайно попавшие в навесное оборудование или в движущиеся части мотора посторонние предметы. Например: кусочки утеплителя или пластика, листья, ветки, насекомые и прочие. Поэтому иногда достаточно заглянуть под капот и вытащить случайно оказавшиеся там предметы.

Если шум не пропал, тогда эти звуки могут говорить и о более серьёзных поломках. Как правило, они указывают на выход из строя или расслоение шкивов привода помпы, гидроусилителя рулевого управления, а также генератора.

Равномерный свист и шум на холостом ходу

Данные звуки говорят о возможном выходе из строя подшипников генератора либо помпы. Чтобы понять, откуда раздаются звуки, достаточно взять тонкий шланг и один конец поднести поочерёдно к генератору и помпе, а другой приложить к уху. Нарастающий шум, который Вы слышите, укажет на неисправную часть.

Стук возникает при отсутствии очевидного выхода из строя деталей

Причины такого рода постукиваний связаны с высокими нагрузками, недостаточной вязкостью масла, а также с перекосом или заеданием одной из деталей. Если части мотора не успели заработать явных повреждений, после удаления критических факторов неприятный звук исчезает. Часто чтобы убрать стук, достаточно проверить уровень масла — недостаточное количество смазки довольно часто провоцирует деформацию деталей, которые вызывают стук.

Шум в холодном моторе

Если буквально сразу же после запуска мотор начал функционировать с лёгким постукиванием, но когда хорошо прогрелся посторонний шум исчез, причин для этого может быть масса. Но главное, что эта проблема не столь критична и можно спокойно ездить на машине и дальше. Однако перед каждой поездкой следует не забывать хорошенько прогревать двигатель.

Это происходит вследствие естественной амортизации деталей агрегата, которые и создают этот шум. Однако при нагревании постукивающие части расширяются и вновь обретают нормальные для себя зазоры.

Пронзительный визг

Если после запуска мотора или во время достаточно резкого надавливания на педаль акселератора Вы слышите пронзительный визг, это указывает на плохое натяжение или изношенность приводных ремней. Эту поломку можно легко исправить, подтянув ремни или обработав их специальным аэрозолем. Однако следует знать, что это временная починка и износившиеся ремни необходимо заменить.

Шипение

Если при работающем моторе прослушивается шипение, то похоже, что самыми вероятными причинами являются либо разгерметизация вакуумных систем автомобиля, либо утечка антифриза в системе охлаждения.

Услышав посторонние звуки, доносящиеся из-под капота Вашего автомобиля, не нужно паниковать. Припаркуйтесь в любом удобном для Вас месте и попробуйте самостоятельно выяснить источник и причину посторонних шумов. Возможно, обладая данной информацией, Вам удастся быстро и самостоятельно исправить поломку.

Видео о том, что скрывается под капотом автомобиля:

Источник

Поделиться с друзьями