Тахометр для мотора от стиральной машины

Таходатчик стиральной машины: особенности, неисправности и их устранение

Автоматическая стиральная машина – это довольно сложный прибор, который состоит из множества узлов и деталей, в том числе и электромеханических. Если машина выходит из строя, не всегда нужно отвозить ее в сервисный центр, некоторые поломки можно устранить своими силами – например, таходатчик.

Что это такое?

Любая стиральная машина работает благодаря электродвигателю, чью функцию контролирует так называемый тахогенератор – электроприбор небольшого размера. Таходатчик стиральной машины расположен на части двигателя, которая называется ротор. Датчик служит для контроля за частотой оборотов вращения двигателя и учитывает при этом величину напряжения сгенерированного электротока. Благодаря тому, что в стиральной машине есть такой датчик, все узлы (и двигатель в том числе) работают в заданных программой стирки параметрах.

По внешнему виду таходатчик выглядит как компактное металлическое кольцо, снабженное проводами небольшого диаметра. Тахогенератор можно легко обнаружить в стиральных автоматических машинах, оснащенных коллекторным видом двигателя.

Определить, какой именно вариант двигателя применяется на вашей модели стиральной автоматической машины, не составит большого труда – потребуется демонтировать заднюю панель корпуса, и если вы увидите большое колесо с приводным ремнем – перед вами коллекторный мотор.

В случае когда при осмотре вы не обнаружите шкив с приводом, следует понимать, что ваша машина работает на двигателе инверторного типа, где датчик встроен внутрь корпуса. Таходатчик регистрирует скорость оборотов электродвигателя, а полученные данные передает на электронную плату блока центрального управления.

Данные обрабатываются, и стиральная машина либо наращивает количество оборотов, либо снижает их.

Признаки поломки

В случае когда тахогенератор выходит из строя, нарушается нормальная работа всей стиральной машины. Причиной тому является отсутствие данных у управляющего блока и скорости вращения электродвигателя. Поломка проявляет себя следующим образом:

  • если электродвигатель стиральной машины набирает излишнее число оборотов, то при работе агрегата можно ощутить повышенный уровень вибрации, шум, биение внутри корпуса;
  • при повышенной нагрузке на электродвигатель подшипниковый механизм шкива и амортизаторы стиральной машины испытывают излишнюю нагрузку и могут раньше времени выйти из строя;
  • при неконтролируемых оборотах электродвигателя происходит расбалансировка всей системы механизмов, из-за чего мы слышим биение внутри корпуса машины, при этом быстро изнашивается или рвется приводной ремень шкива;
  • в стиральных машинах с инверторным двигателем при поломке тахогенератора будет слышен звук, похожий на пищание, при этом вращение барабана, как правило, блокируется, а звук нарастает;
  • при поломке таходатчика стиральная машина может работать рывками и не осуществлять программу отжима.

В случае неисправности таходатчика блок управления стиральной машины останавливает работу агрегата и выводит на дисплей аварийное сообщение в виде кода поломки. У каждой марки стиральной машины такой код может быть своим и отличаться от других машин.

Как проверить?

Проверка тахогенератора выполняется путем измерения его сопротивления, для чего пользуются прибором мультиметром.

  • Прибор потребуется установить в режим прозвона и поднести к выводам тахогенератора. Далее свободной рукой надо привести во вращательное движение ротор мотора – направление вращения может быть любым. Если в момент вращения мультиметр будет воспроизводить короткие звуки или стрелка будет колебаться – значит, таходатчик исправен.
  • Прибор нужно перевести в режим определения напряжения, установив предел до 4-5 Вольт, и поднести его к выводам таходатчика. Вращаем ротор и наблюдает за прибором. Если генерация напряжения будет составлять 0,2-2 Вольт, значит, таходатчик исправен.
Читайте также:  Лодочные моторы китай завод

В случае когда диагностика при помощи мультиметра не дала никаких результатов, необходимо визуально осмотреть таходатчик – насколько он надежно закреплен на электродвигателе. Если болт крепления расслаблен, его нужно затянуть. Иногда у таходатчика могут отходить контакты – их также проверяют и подтягивают. Тахогенератор в исправном состоянии на мультиметре показывает сопротивление тока 60 Ом. Если таходатчик не проявляет активности при диагностике прибором, значит, он подлежит замене.

Как заменить?

Замена тахогенератора может быть произведена после отсоединения его разъемов и извлечения с места крепления. Разъемы легко открепляются, найти их вы сожжете в общей колонке разъемов на электродвигателе. Для демонтажа таходатчика вам пригодится отвертка тонкого диаметра. После отсоединения разъемов надо снять верхнюю крышку таходатчика – она может быть ничем не закреплена и просто держаться на защелках, либо ее удерживают небольшие болты (в разных моделях стиральных машин датчики устроены по-своему).

Далее таходатчик заменяют на новую деталь и выполняют сборку его соединений в обратном порядке. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, специалисты советуют снимать процесс демонтажа на камеру телефона, а затем, руководствуясь снимками, подсоединить новый таходатчик.

После окончания монтажа исправность соединений и таходатчика проверяют мультиметром.

О том, как проверить таходатчик стиральной машины, смотрите в следующем видео.

Источник

Как проверить тахогенератор стиральной машины

  1. Признаки неисправности
  2. Как проверить тахогенератор
  3. Таблица размеров и сопротивлений тахогенераторов

Тахогенера́тор (от др.-греч. τάχος — «быстрый», «скорость» и лат. generator «производитель») — небольшое измерительное устройство с магнитным ротором и катушкой закреплённой на задней части вала двигателя, которое генерирует переменное напряжение различной амплитуды в зависимости от скорости вращения вала. Иными словами тахогенератор выступает в роли датчика обратной связи между двигателем и электронным блоком управления. Благодаря такой взаимосвязи поддерживается стабильная скорость вращения двигателя при различных нагрузках.
Вопрос электрического сопротивления катушки тахогенератора стиральной машины возникает часто, когда начинается проверка работоспособности двигателя. В стиральных машинах применяется синхронный тахогенератор переменного тока, то есть при увеличении скорости вращения ротора пропорционально увеличивается и амплитуда сигнала. В рамках данной статьи не будем подробно рассматривать принцип работы таходатчика, формы сигналов и как это всё работает.

1. Признаки неисправности

Основные признаки неисправного таходатчика и возможные причины взятые из практики:

Проявление неисправности Пояснение Возможные причины
В самом начале программы, с небольшим интервалом, двигатель трижды выходит на высокие обороты Не поступает сигнал с таходатчика, поэтому трижды идёт максимальная подача напряжения на обмотку двигателя с блока управления. Далее обычно появляется ошибка о неисправности.
Например: Ariston, Indesit — F02
Electrolux, AEG, Zanussi — E52
Bosch, Siemens — F21
Но эти коды неисправности могут возникать ещё из-за изношенных щёток электродвигателя.
  • Обрыв обмотки катушки датчика
  • Обрыв проводки от датчика до эл. модуля
  • Открутился ротор или катушка таходатчика
В какой-то определённый момент, на любом этапе стирки двигатель трижды выходит на максимальные обороты Всё как и в случае выше. С той лишь разницей, что пропадает сигнал с тахогенератора при нагревании электродвигателя и катушки тахогенератора. После остывания, всё опять начинает работать, но до определённого момента.
  • Пропадает контакт в катушке таходатчика при нагревании
  • Отходит контакт проводки при вибрации
  • Плохо закреплена катушка тахогенератора
Рывки и нестабильное вращение или не выходит на отжим Идёт нестабильный сигнал с таходатчика. Часто не выходит на отжим стиральная машина Beko из-за расколотого магнита ротора и формируется неправильный электрический импульс. В стиральных машина LG с прямым приводом это вызвано неисправностью датчика Холла.
  • Трещина, раскол магнитного ротора
  • Плохо закреплена катушка тахо
  • Неисправен датчик Холла (в стиральных машинах с прямым приводом)

2. Как проверить тахогенератор

3. Таблица размеров и сопротивлений тахогенераторов

около 40 Ом (для СМ Samsung)

65 — 95 Ом (для СМ Ariston, Indesit)

115 — 135 Ом (красный провод)

170 — 196 Ом (жёлтый провод)

450 — 500 Ом (белый провод)

55 — 95 Ом (Arcekik, Beko)

125 — 150 Ом (FHP)

210 — 250 Ом (в двигателях посудомойки Electrolux)

Источник

ТЕМА: Цифровая схема, регулировки мощности коллекторного двигателя, с тахометром.

Цифровая схема, регулировки мощности коллекторного двигателя, с тахометром. 03 фев 2017 20:15 #1

Марка двигателя Фото двигателя Габариты катушки (мм)
диаметр внешн., внутр. и толщина
Сопротивление катушки
CESET, Indesco 40x27x12 64 — 115 Ом
Welling 50x21x15
внутренний диаметр катушки может отличаться

Имеется в наличии вот такой двигатель от стиральной машины.

Вещь весьма полезная, так как мотор приличной мощности и высокооборотистый.
К тому же такие моторы не из разряда «динозавров», много продается б/у.
В общем как видим двигатель не проблема, теперь есть идея сделать для него комфортное управление, с регулировкой мощности и оборотов.
А самое комфортное управление, это конечно же, на МК, да еще и с цифровым индикатором.
Предварительно нарисовалась такая схема.

С функциями в программе управления:

  • Плавное включение.
  • Тахометр на 4х значном LED индикаторе
  • Регулировка оборотов производится переменным резистором.
  • Управление кнопками Кн1 , Кн2 «СТАРТ — СТОП»
  • Заданная мощность работы двигателя, при изменении нагрузки на двигатель, компенсируется через обратную связь , от встроенного таходатчика.
  • Возможность установить расчетное количество оборотов , для показаний тахометра.
    ( зависит от соотношения редукции шкивов )

На практике это должно выглядеть так.
При увеличении нагрузки, обороты начнут уменьшаться, при этом МК реагирует и компенсирует % мощности, ориентируясь на информацию от таходатчика, вплоть до 100%. Аналогично происходит при уменьшении % мощности двигателя при снижения нагрузки.
Пункты меню.
Коэффициенты PID регулятора
P — пропорциональный
i — интегральный
d — дифференциальный
L — зона интегрального коэффициента
t — период регулирования.

с — скорость выхода на установленное задание оборотов
n — для показаний тахометра на дисплее, расчетный коэффициент деления.
A — выбор варианта при включении схемы, пуск двигателя автоматический или отложенный.
Есть возможность,симуляции программы в протеусе

FUSE — установлены под внешний кварц

В архиве прошивка, fuse, proteus, и вариант печатной платы в архиве.

Источник

Регулятор оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины

Прекрасный для самоделок мотор от стиральной машины имеет слишком высокие обороты, и малый ресурс на максимальных оборотах. Поэтому я применяю простой самодельный регулятор оборотов (без потери мощности). Схема опробована и показала прекрасный результат. Обороты регулируются примерно от 600 до max.

Потенциометр электрически изолирован от сети, что повышает безопасность пользования регулятором.

Симистор необходимо поставить на радиатор.

Оптопара (2 шт) практически любая, но EL814 имеет внутри 2 встречных светодиода, и просится в эту схему.

Высоковольтный транзистор можно поставить, например, IRF740 (от БП компьютера), но жалко такой мощный транзистор ставить в слаботочную цепь. Хорошо работают транзисторы 1N60, 13003, КТ940.

Вместо моста КЦ407 вполне подойдет мост из 1N4007, или любой на >300V, и ток >100mA.

Печатка в формате .lay5. Печатка нарисована «Вид со стороны М2 (пайка)», так что при выводе на принтер ее надо зеркалить. Цвет М2 = черный, фон = белый, остальные цвета не печатать. Контур платы (для обрезки) выполнен на стороне М2, и будет указателем границ платы после травления. Перед запайкой деталей его следует удалить. В печатку добавлен рисунок деталей со стороны монтажа для переноса на печатку. Она тогда приобретает красивый и законченный вид.

Регулировка от 600 оборотов подходит для большинства самоделок, но для особых случаев предлагается схема с германиевым транзистором. Минимальные обороты удалось снизить до 200.

Минимальные обороты получил 200 об/мин (170-210, электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет), транзистор Т3 поставил ГТ309, он прямой проводимости,и их много. Если поставить МП39, 40, 41, П13, 14, 15, то обороты должны еще снизиться, но уже не вижу надобности. Главное, что таких транзисторов как грязи, в отличие от МП37 (смотри форум).

Плавный пуск прекрасно работает, Правда на валу мотора пусто, но от нагрузки на валу при пуске, подберу R5 при необходимости.

R5 = 0-3к3 в зависимости от нагрузки;; R6 = 18 Ом — 51 Ом — в зависимости от симистора, у меня сейчас этого резистора нет;; R4 = 3к — 10к — защита Т3;; RР1 = 2к-10к — регулятор скорости, связан с сетью, защита от сетевого напряжения оператора обязательна. Есть потенциометры с пластмассовой осью, желательно использовать. Это большой недостаток данной схемы, и если нет большой необходимости в малых оборотах, советую использовать V17 (от 600 об/мин).

С2 = плавный пуск, = время задержки включения мотора;; R5 = заряд С2, = наклон кривой заряда, = время разгона мотора;; R7 — время разряда С2 для следующего цикла плавного пуска (при 51к это примерно 2-3 сек)

Источник

Motor Control

Motor Control Circuits

Страницы

Простой аналоговый тахометр

Давайте начнём рассматривать очень важную и интересную тему — измерение оборотов двигателя. А также связанный с этим вопрос таходатчиков, т.е. датчиков с помощью которых измеряются обороты двигателя или сигнал с которых используется в качестве обратной связи. Как известно в регуляторе на микросхеме TDA1085 используется обратная связь по оборотам двигателя с помощью таходатчика. И именно благодаря этой обратной связи и происходит поддержание мощности двигателя.

На этой страничке я хочу рассказать как можно сделать простой аналоговый индикатор оборотов двигателя ( или простой аналоговый тахометр), используя родной таходатчик двигателя стиральной машины и любой аналоговый прибор ( вольтметр или амперметр).

Для того чтобы научится правильно использовать возможности таходатчика — надо выяснить какой он выдаёт сигнал. Давайте рассмотрим индуктивный датчик двигателя стиральной машины. Если его открутить — то мы увидим катушку индуктивности и магнитный ротор. Есть ещё и другие, сделанные на базе датчиков Холла, они трёх-проводные и используются они реже.

Катушка индуктивности вместе с магнитным ротором образуют генератор переменного тока. Если посмотреть осциллографом — то мы увидим, что сигнал с таходатчика — это синусоида , у которой с изменением оборотов изменяется и амплитуда и частота. И чем больше обороты двигателя — тем больше амплитуда и больше частота сигнала. Если измерять это переменное напряжение мультиметром — то оно будет изменятся от нуля вольт на минимальных оборотах до примерно 30 — 40 вольт на максимальных. Вот это изменение амплитуды сигнала можно использовать чтобы сделать простой аналоговый тахометр.
У меня есть в наличии миллиамперметр 85С1 с полным отклонением шкалы 1 мА. Собираем простую схему как на рисунке:

Нужен любой диодный мостик, сопротивление постоянное, сопротивление подстроечное и конденсатор. И в результате получаем простой индикатор оборотов двигателя.

Этот простой индикатор оборотов подключается прямо к таходатчику или к плате регулятора на TDA1085 и никак не влияет на работу самого регулятора. А такой миллиамперметр легко разбирается, снимается передняя панель и появляется возможность сделать свою шкалу и получается простой аналоговый тахометр.
Вот и видео снял по этой теме:

Источник

Поделиться с друзьями
  • Oto
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 2315
  • Спасибо получено: 997