Техническое обслуживание лодочного мотора своими руками

Как обслуживать лодочный мотор и выполнять замену масла

Регулярное техническое обслуживание лодочных моторов — необходимая мера по сохранению рабочего состояния данного вида техники. Без ТО даже самый лучший мотор прослужит недолго. И наоборот: если выполнять ТО в срок и делать это качественно, мотор может сохранить работоспособность на долгие годы. Фирменные модели могут хорошо работать и по 20 с лишним лет, при этом постепенно выходят из строя и заменяются некоторые детали, но это не беда, если система ДВС сохраняет функциональность. Говоря коротко, ТО помогает сохранить моторесурс по максимуму. В данной заметке мы расскажем, как это делать, включая часть про замену масла.

Важно помнить: двухтактный и 4-тактный мотор имеют существенные отличия. Но даже и однотипные моторы от разных производителей могут иметь свою специфику, которую важно учитывать. «Ханкай 3.5» и «Хонда 2.3» (для примера) заметно отличаются по конструкции. Поэтому перед началом эксплуатации стоит найти оригинальную версию Руководства (техпаспорта) к вашей модели ПЛМ.

Если у вас нет Руководства — не беда, обращайтесь к нам (здесь, на сайте или в наших соцсетях), мы пришлём вам техпаспорт вашего мотора в электронном виде.

Настоятельно рекомендуем не пренебрегать знакомством с Руководством — это позволит избежать случайных ошибок и поломок.

Как обслуживать лодочный мотор?

1) Очистка. Начинаем с очистки мотора. После рыбалки, особенно в конце сезона наш мотодруг часто бывает покрыт грязью и солями. Что ж, дело житейское. Справиться с этим помогут:

  • Самый обычный обезжириватель из автолавки,
  • Хороший напор воды в шланге, которым мы будем смывать все лишние частицы!

Мыть мотор на берегу водоёма, выплёскивая в него грязную воду, — недопустимо, это губит природу. Не стоит так поступать.

Аккуратно, без резких движений отстёгиваем «колпак» мотора, не торопясь, закрываем все щели системы забора воздуха, далее промазываем без сильного нажима (возьмите кисть — будет удобнее) все детали под колпаком. Оставьте мотор под навесом на 60 минут, за это время компоненты средства вступят в необходимые химические реакции, грязь будет легко отслаиваться от металла. Смываем все шлаки и нечистоты сильной струёй.

Очень важное дополнение: данный способ подходит для 2-тактных и 4-тактных подвесных моторов простых модификаций, если ваш ПЛМ оборудован инжектором и/или имеет большое количество электронных блоков, рекомендуется «сухая чистка» подкапотного пространства с использованием специально предназначенных для этой цели спреев.

Завершаем данный этап промывкой системы охлаждения, чисткой глушителя и пластин анодов. После этого мотор должен высохнуть. Сухой мотор нужно смазать, в первую очередь в этом нуждаются все подвижные элементы ДВС. Немного смазки не повредит нанести на корпус, это хорошо и для внешнего вида — и для сохранности внешнего слоя краски.

2) Продолжаем техническое обслуживание, выполняя замену смазки. Это не такая очевидная операция, как может показаться, для её корректного выполнения требуется знать — где расположены ВСЕ штуцеры, в которые мы должны заправить порцию свежей смазки. Тут мы опять же возвращаемся к необходимости иметь под рукой Руководство, в котором есть соответствующие указания.

Читайте также:  Мотор для вентилятора печки митсубиси аутлендер

Для ускорения выполнения этой части ТО рекомендуется использование шприца-«пистолета». Кстати, приготовьте ветошь, она потребуется, чтобы подобрать старую смазку.

3) Замена свечей. Точный период замены свечей должен быть указан в паспорте мотора. Из практики же известно, что в среднем, приблизительно на 2-тактной модели свечи надо менять каждые 50 часов работы, на 4-тактнике — после 100 часов.

Совет: перед началом работ запаситесь торцевым (свечным) ключом, без него с этой операцией не справится даже самый искусный слесарь. Рукой вкрутите свечу в гнездо, пока она не упрётся, после чего аккуратно, без усилий докрутите её на четверть или треть полного оборота для того, чтобы она сидела достаточно плотно. Пережим при закручивании чреват порчей свечного канала.

4) При замене топливного фильтра (требуется не при каждом ТО) обязательно проконтролируйте, чтобы стрелка, нарисованная на фильтре, была обращена К двигателю, а не в обратном направлении, иначе фильтр не будет работать.

5) Как поменять масло в редукторе лодочного мотора «Тохатсу» / «Меркури» / «Хайди»? Принцип для всех 2-тактных моделей один:

Начнём с общих рекомендаций: по ходу сезона необходимо периодически оценивать состояние масла в редукторе. Если присутствуют характерные белые следы (эмульсия), значит в редуктор каким-то образом попадает вода — это плохо, из-за этого мотор будет работать некорректно и быстро выйдет из строя, в случае выявления эмульсии рекомендует осмотреть и перебрать редуктор самостоятельно или обратиться в специализированный сервисный центр. Также в масле ни в коем случае не должна присутствовать металлическая стружка, это свидетельствует о том, что подвижные детали присажены друг к другу неправильно, эксплуатация мотора в таком состоянии чревата поломкой. Подытожим: заглядывайте в редуктор хотя бы каждые 100 часов работы, это очень даже разумная мера, поскольку редуктор — весьма дорогостоящая часть двигателя, стоимость которой часто составляет более 50% цены самого двигателя. Неважно, какой у вас мотор: «Тохатсу 5 л.с.» или HDX 2.6, замена дейдвуда влетит в копеечку.

Как поменять масло в лодочном моторе?

  • Отвинчиваем обе пробки на «ноге», сначала верхнюю, потом нижнюю, затем сливаем отработанное масло в старую канистру или тазик.
  • Лайфхак: болтик нижней пробки зачастую намагничивается, осмотрите его — если к нему прилепились частицы стружки, это опасный сигнал, см. информацию выше.
  • Согласно стандартным рекомендациям практически всех производителей, новую порцию масла следует закачивать в редуктор СНИЗУ ВВЕРХ через специальный тюбик/шприц. Когда масло начнёт вытекать из верхнего отверстия, быстро завинчиваем пробку на место, при этом НЕ удаляя шприц из канала снизу. Закрыв верхний канал, завинчиваем нижний.
  • Примечание: некоторые рыбаки заливают масло сверху вниз, что удобнее и быстрее, однако при этом есть риск заполнить маслом не всё необходимое пространство, впрочем, этот риск невелик, особенно если вы точно знаете объём стандартной заправки (он также должен быть указан в Руководстве) и контролируете расход масла.

Советы специалистов: при заливке медленно проворачивайте винт, это позволит избежать возникновения воздушных пузырей, которые могут блокировать доступ масла в некоторые полости.

5) Для 4-тактных моделей: расположите мотор в вертикальном положении, откройте крышку капота. Найдите пробку сливного отверстия (в нижней части дейдвуда) и откройте её. Найдите пробку маслозаливной горловины. После обкатки или длительной эксплуатации требуется замена топливного фильтра. После установки фильтра слегка наклоните мотор, чтобы все остатки масла в картере стекли. Когда старое масло полностью стечёт, закройте нижнюю пробку. Внимание: проверьте состояние прокладки на болте, если она в плохом состоянии, замените её. После этого в картер через заливное отверстие (как правило, расположено под капотом) заправляется требуемый объём свежего масла той вязкости, которая указана в паспорте мотора.

Читайте также:  Бмв е36 греется мотор

Желаем долгой работы вашим моторам — катайтесь, не ломайтесь!

Источник

Лодочные моторы: полезные рекомендации по техническому обслуживанию

Приведенные ниже рекомендации в первую очередь адресованы начинающим судоводителям-любителям. Для поддержания Вашего подвесного лодочного мотора в наилучшем рабочем состоянии и обеспечения надежности в его эксплуатации обязательно необходимо проводить периодические осмотры с целью выявления любого рода неисправностей, изношенных либо поврежденных деталей. Для предупреждения выходов мотора из строя найденная неисправность должна быть незамедлительно устранена.

Завод-производитель настаивает на регулярном проведении подобного рода осмотров и грамотного техобслуживания, крайне необходимого для бесперебойной и экономичной работы лодочного двигателя. Соблюдение сроков и тщательность при выполнении оговоренных заводской инструкцией регламентных работ во многом определяют и срок службы, и исправное техническое состояние мотора.

Осмотр перед транспортировкой

Осмотр должен проводиться владельцем перед каждым выходом в плавание — непосредственно перед самим запуском мотора. Это поможет гарантировать безопасность плавания. Владелец должен очень внимательно осмотреть свой мотор и удостовериться, что в нем отсутствуют неисправности, и он находится в рабочем состоянии.

Помните, что самая незначительная неисправность может привести к непредвиденным серьезным последствиям.

Проверка правильности установки мотора.

Убедитесь в том, что установочные зажимные винты опор подвески затянуты надлежащим образом. Проверьте, не имеет ли каких-либо повреждений транцевая опора. Обязательно проверьте затяжку зажимных винтов вручную; слишком сильное затягивание может привести к повреждению транца лодки либо к повреждению самого зажимного винта.

Проверка гребного винта.

Проверьте, не имеет ли гребной винт повреждений, медленно поворачивая его рукой при установке рукоятки переключения реверса в нейтральное положение. Проверьте, грамотно ли установлен гребной винт, не имеет ли повреждений шплинт, герметичны ли масляные уплотнения вала гребного винта.

При наличии на кромке лопастей винта следов удара либо вмятин нужно зачистить их напильником, выправить контур (только очень осторожно, чтобы не сломать лопасти) молотком. Существенные выхваты желательно, по возможности, заварить посредством применения аргонодуговой сварки.

Проверка электрических соединений и аккумулятора.

Проверьте провод высокого напряжения и места соединения проводов. Проверьте состояние кабелей аккумуляторной батареи и клемм. Проверьте уровень электролита в батарее (он должен быть на 5-10 мм выше пластин).

Проверка топливной системы.

Проверьте, не перекрыто/не засорено ли суфлирующее отверстие в пробке бензобака, иначе через некоторое время мотор заглохнет (зачастую это происходит в самых неподходящий момент).

Проверьте, не загрязнен ли топливный фильтр; не собралась ли в стакане бензонасоса вода и грязь (в том случае, если он выполнен в прозрачном варианте).

Проверьте исправность и надежность соединений топливных шлангов при подкачивании топлива грушей бензинового шланга.

Проверка правильности работы органов управления. Удостоверьтесь:

— в плавности вращения рукоятки румпеля;

— в отсутствии заедания при перемещении тяги воздушной заслонки и привода к дроссельной заслонке;

Читайте также:  Технические характеристики лодочного мотора ямаха 200

— легкости вращения шкива пускового механизма;

— в безотказности действия рулевого и дистанционного управления мотором

Порядок проведения регламентных работ

Через каждые 20-25 часов работы подвесного лодочного мотора (ПЛМ) необходимо:

— проверять наличие смазки в полости реверс – редуктора;

— проверять затяжку наружных болтов, винтов и гаек, а при необходимости подтягивать её (в первую очередь болтов крепления головки блока цилиндров);

— внимательно осмотреть, а при необходимости очистить и промыть свечи зажигания;

— правильно отрегулировать зазор между электродами (наилучший вариант — 0.8 мм);

— проверять и при необходимости отрегулировать обороты холостого хода;

— проверять узлы крепления мотора к судну.

Через каждые 50 часов работы подвесного лодочного мотора (ПЛМ) необходимо:

— проверять затяжку гайки маховика;

— осматривать и при необходимости очищать контакты прерывателей магнето;

— отрегулировать зазор между контактами прерывателей;

— осуществлять смазку деталей магдино (для контактного зажигания);

— менять смазку в редукторе гребного винта.

Через каждые 100 часов работы подвесного лодочного мотора (ПЛМ) необходимо:

— очищать и промывать отстойник и фильтр топливного насоса, поплавковую камеру карбюратора, топливный бак, топливопроводы;

— проверять затяжку гаек проставки подводной части редуктора, подвески;

— смазывать наружные трущиеся поверхности, детали пускового механизма, посадочное место магдино;

— очистить от нагара цилиндры, головку блока, поршни, поршневые кольца, выхлопную полость;

— для моторов с электрическим способом запуском проверять уровень электролита в батарее, удельный вес электролита, состояние клемм батареи;

— проверить состояние деталей пускового механизма.

Полезные рекомендации по очистке нагара

Не разбирая кривошипно-шатунного механизма, можно проверить наличие нагара и закоксованность поршневых колец, снять головку блока цилиндров и крышку выхлопа (либо глушитель). Делается это следующим образом.

Установите поршень в положение, при котором поршневые кольца видны через выпускные окна. В том случае, если кольцо свободно утопает в канавке поршня при надавливании концом отвертки и потом возвращается до соприкосновения с зеркалом цилиндра, можно обойтись без снятия блока цилиндров.

Если на поверхности камеры сгорания и на днище поршня есть большие отложения нагара, отмочите их в керосине, а после чего — просто очистите.

В том случае, если на поршнях в зоне выхлопных окон имеются надиры либо отсутствует подвижность поршневых колец, нужно снять блок цилиндров, осмотреть состояние поршней, надиры зачистить и промыть поршни топливной смесью.

При закоксовывании поршневого кольца в канавке поршня его нужно осторожно (чтобы не поломать) вынуть из канавки, очистить и промыть вместе с поршнем.

Если канавка в поршне под кольцо забита нагаром, прочистите ее (лучше всего кусочком поршневого кольца).

Существует метод очистки от нагара без разборки мотора. Для этого в каждый цилиндр горячего мотора, установленного свечными отверстиями вверх таким образом, чтобы поршни закрывали выхлопные окна обоих цилиндров, заливают смесь, состоящую из 80% керосина и 20% масла для двигателя. Сразу же после этого выворачивают свечи и оставляют мотор в таком положении на 10-12 часов. Затем смесь сливают и включают двигатель на полчаса. За это время размягченный смесью нагар выгорает. Полное удаление нагара рекомендуется осуществлять после каждых 200 часов эксплуатации мотора.

Источник

Поделиться с друзьями