Виды дельтаплан с мотором

Покоряем небо на дельтаплане с мотором

Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм. Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

Настольная книга конструктора и пилота

Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета» была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. — непосредственными участниками тех легендарных событий.

Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF: Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета

Мотодельтапланы

Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

  1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
  2. Балансирное управление

Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Не пропустите нашу подборку пяти лучших фильмов про авиацию.

Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.

Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

I группа — СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

  • Маленькая масса;
  • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
  • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

II группа СЛА — имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

Как выбрать лонгборд при покупке и не ошибиться, читайте на нашем сайте.

Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.

Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html

Компоновка двигателей

Различают несколько категорий закрепления двигателя:

  1. У пилота на спине.
  2. Под крылом ЛА. Преимущества компоновки № 2 — установка двигателя на крыло происходит быстро. К тому же, винт находится далеко от пилота, что повышает уровень безопасности и комфортности. За рубежом МД с компоновкой № 2 пользуются наибольшим спросом и поставлены на поток.
  3. На мачте. Категория № 3 использовалась, когда мотодельтапланы только начали конструироваться. Недостаток компоновки, что конструкция склонна к потере управляемости и устойчивости.
  4. Два мотора: либо на крыле, либо на подкосах. Аппарат с двумя двигателями не имел ожидаемого успеха из-за усложнения конструкции и наименьшей степени комфортности по сравнению с другими МД.
  5. На мототележке. Компоновка в подвеске пилота имеет массу преимуществ. Мототележка предназначена для транспортировки груза и пассажиров. Ее закрепляют на крыле летательного средства. К ней непосредственно крепятся шасси, кресло пилота и другие элементы. МД с компоновкой № 5 имеют несложную конструкцию, доступны по цене, обладают отличными эксплуатационными качествами. Выгодно отличаются от других МД усиленным каркасом. Разбора и сборка занимает немного времени, также как и замена крыла. Управление ими напоминает управление спортивным видом дельтаплана.
  6. На крыле и подкосах. Встречается реже всего. При небольшой массе имеют существенный минус — невозможность управлять ЛА, когда аппарат накреняется или совершает угловое движение по отношению к главной поперечной оси (тангаж).
  7. На фюзеляже. Не эффективная в целом компоновка, которая разрабатывалась на начальном этапе развития мотодельтапланеризма. Используются только в случае рулевой поверхности больших размеров.
  8. Два или больше двигателей, на мототележке. Аналог № 5. Различие их в количестве двигателей. ЛА с 2-х моторными тележками изготавливают только, как экспериментальный вариант. Некоторое преимущество перед № 5 и другими аналогиями тележек в том, что балансировать и лететь можно, даже когда работает только один двигатель.

О том, как побороть страх высоты рассказывается на странице про акрофобию.

Желающим научиться паркуру посвящена наша статья об этом новом виде экстремального спорта.

Читайте также:  Размеры моторов стиральных машин

Схемы мототележек

Вантовая

Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель — МД типа «Космос». Недостатки — не так прочна и надежна, как другие схемы.

Панельная

Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД — МАИ-2, который построил А.Русак.

Ферменная

Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

Балочная

Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД — Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

Дельталеты

Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг — с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

Горнолыжный центр Логойск — самый известный из зимних курортов Беларуссии.

Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.

Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

  • малый вес в собраном виде;
  • простая сборка и разборка;
  • удобная эксплуатация и обслуживание;
  • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
  • практически не ломается;
  • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки — от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

Собираем мотодельтаплан своими руками

Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

  • Крыло дельтаплана — новое будет стоить от 50 тыс. рублей
  • Модуль или «тележка» — готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
  • Двигатель — часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB — 50-60 тыс. рублей

Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

Читайте также:  С каким мотором выбрать рено логан

16 комментариев

Масса дельталёта не должна превышать 500 кг… Интересно, сколько весит сверхлёгкий летательный аппарат (СЛА), о котором повествовалось в начале статьи. Указано лишь, что одно из его преимуществ – маленькая масса, и стартуют они за счёт силы разбега пилота. И двигатель на нём малой мощности. Значит, не больше 40 кг? Или я ошибаюсь?

крыло атлет и атом расчитываются и делаются на нормальную массу за пол тонны но изза усилений они сами одни только крылья весят 60 с лишним килограмм. + запас по перегрузкам 3-4 единицы обычно. болт навески крыла диаметром 8 мм ст30хгса разрушающая 8 с лишним тонн но стоит ли нагружать до максимума уменьшая запас прочности! дельтик хоть весь моторами об лепи он все равно остается тихоходным балансирным планером! он не любит термиков не любит ультрафиолета не любит рывков не любит превышения скорости у него ограничения по скорости ветра от мастерства пилота в пределах не выше 6-8 метров в секунду и более того он для хорошей погоды. как на шашлыки в поле выезжают вот такая погода ему хороша. и самое главное рассчитывайте силы перед приведением крыла в собранное состояние его надо аккуратно ворочать сначала и потом его надо распаковать и собрать чем мощнее крыло тем тяжелее потом его надо навесить на телегу собранное а это его надо поднимать и попасть болтом в узел навески и продублировать страховкой потом приятное после занятий такой штангой полеты и как все устали к вечеру вымотались . его крыло надо потом еще обратно разобрать и уложить это снова упражнения со штангой в течении часа.

В среднем около 110 кг. Они очень удобны, так как на лётные аппараты весом до 115 кг не нуждаются в специальном разрешении.

Источник

Дельтаплан. Виды и устройство. Как латают и особенности

Человека всегда манило небо. В покорении воздушной стихии ему помогали аэростаты, планеры, самолеты… Но ни с чем не сравнимое ощущение полета смог дать только дельтаплан.

Освоить его намного проще, чем любой другой летательный аппарат. И ограничений для пилота меньше всего: по возрасту (старше 16 лет) и по весу (70-90 кг). Хотя есть виды дельтапланов, которые выдерживают массу до 115 кг. В дельтапланерном клубе любому смогут подобрать подходящий аппарат.

Исторические факты
  • Название «дельтаплан» аппарат получил из-за сходства его крыла с греческой буквой Дельта.
  • Разработки предшественника дельтаплана — балансирного планера — принадлежат немецкому ученому Отто Лилиенталю.
  • Крыло из ткани на каркасе из металлических труб было создано американцем Френсисом Рогалло и получило название по его имени: «крыло Рогалло». Первоначальной идеей его применения был спуск космических аппаратов. Но в итоге аппарат на основе этого крыла стал использоваться для полетов.
  • В Советском Союзе полеты на дельтапланах стали проводиться с 1972 г, а в 1976 г в пос. Славское Львовской области, на горе Тростян состоялся первый всесоюзный слет дельтапланеристов.
  • Рекорд по дальности полета (700,6 км) принадлежит австрийцу Манфреду Румеру и зафиксирован 17 июля 2001 г.
  • Мировой рекорд на дальность (408 км) среди женщин принадлежит российской спортсменке Александре Серебренниковой.
Как летает дельтаплан

Дельтаплан — это летательный аппарат без двигателя, который состоит из металлического каркаса и крыла из плотной ткани. Но и при отсутствии мотора широкие крылья могут преодолевать большие дистанции. Для того, чтобы взлететь и долго парить в воздухе, нужно понять, какова аэродинамика дельтаплана и как им управлять.

Летательный аппарат удерживается в воздухе за счет подъемной силы, которая возникает в результате его движения. В моторных устройствах источником этой силы выступает двигатель. Но что же движет безмоторным аппаратом? Не что иное, как сила тяжести. А подъемная сила возникает в результате взаимодействия крыла с воздушным потоком.

Из этого следует, что дельтаплан живет скоростью. Если она будет недостаточна, то крыло не сможет преодолеть сопротивление воздуха, и генерируемая им подъемная сила окажется неспособна удерживать устройство вместе с пилотом. Как следствие, произойдет падение.

Для взлета нужно разогнать аппарат до скорости, немного превышающей минимальную полетную. Затем произвести управляющее движение на отрыв от земли.

Развить скорость, необходимую для взлета и дальнейшего движения, можно:
  • Разбежаться со склона.
  • Прыгнуть с возвышенности.
  • Использовать двигатель на земле.
  • С поверхности воды посредством водных лыж или катера.

В полете тоже приходится постоянно контролировать скорость, чтобы она не становилась меньше минимальной полетной. В общих словах, это все, хотя нюансов достаточно.

Конструкции современных аппаратов достаточно устойчивы и могут самостоятельно восстанавливать нормальный режим полета. Но при этом всегда происходит потеря высоты, а чем выше, тем безопаснее. Поэтому пилот дельтаплана должен быть очень внимательным и не допускать грубых ошибок, особенно на маленькой высоте.

Читайте также:  Лодочные моторы короткая нога высота

Управление аппаратом пилот осуществляет за счет перемещения тела относительно точки подвески. Посадка производится на ноги.

Устройство дельтаплана
В конструкцию аппарата входит две основные составляющие: каркас и крыло.

Каркас
Каркас дельтаплана состоит из:
  • Боковых труб.
  • Поперечной и килевой балки.
  • Мачты (у безмачтовых дельтапланов отсутствует).
  • Трапеции.
  • Тросов.
  • Лат.
Боковые трубы

Их всего две — соответственно, левая и правая. Они образуют переднюю кромку крыла. Каждая труба состоит из отдельных частей, соединяющихся друг с другом бужами — коротенькими трубочками маленького размера. Левая и правая боковые трубы сходятся на носу аппарата, причем соединение их подвижное.

Для изготовления труб применяется специальный сплав дюраля и титана.

Поперечная балка

Служит для того, чтобы предотвратить складывание боковых труб и соединяется с ними пластинками и болтами. Тоже имеет левую и правую части, которые сходятся в центральном узле. Их соединение может быть подвижным (плавающая поперечная балка) или неподвижным (фиксированная балка).

Килевая балка

Соединяет все детали каркаса. На ней посредством троса фиксируется плавающая поперечная балка, что не позволяет последней сложиться.

Мачта

Монтируется на килевую балку, а уже к ней прикрепляются верхние тросы. Сечение мачты (круглое или в виде капли) уменьшает сопротивление воздуха.

Трапеция

Это треугольная деталь, боковые стороны которой называются стойками, а основание — ручкой управления. Обычно она прямая, но может быть изогнута, как велосипедный руль (спидбар). Стойки производятся из алюминия или пластика.

Троса

Дельтаплан оснащается тросами двух типов: верхними и нижними, которые также подразделяются на продольные и поперечные. Троса необходимы для того, чтобы аппарат обладал необходимой жесткостью: они фиксируют детали конструкции, ограничивают или полностью блокируют их движение.

Так называют тонкие изогнутые трубочки, используемые для формирования профиля крыла. Латы вставляются в специальные карманы на обшивке.

Крыло

Это обшивка, которая надевается на каркас. Другое название — парус. Для изготовления применяют полиэфирную материю, самыми распространенными видами которой являются дакрон или лавсан. Оболочек паруса может быть одна или две, с одинарной или двойной обшивкой соответственно.

Виды дельтапланов

Несмотря на то, что полет на дельтаплане доступен любому желающему, уровень подготовки обязательно должен быть учтен. Ведь есть те, кто уже долго и всерьез занимается данным видом спорта, а есть новички, делающие первые попытки. Поэтому существует несколько видов аппаратов, одни из которых предназначены для начинающих, а другие — для профессионалов.

Учебные

Они обладают маленьким весом, несложной конструкцией, достаточной маневренностью и небольшой скоростью. Управлять ими легко: сложные механизмы отсутствуют, дельтаплан хорошо реагирует на движения пилота.

В связи с небольшой массой самого аппарата к весу пассажира тоже устанавливаются ограничения — не более 70-90 кг.

Учебный спидбар предназначен для начинающих спортсменов, которые прошли курс теории и сделали несколько полетов вместе с тренером.

Тандемные

Предназначены для обучения, а также прогулочных и ознакомительных полетов. Они удобны и не развивают большой скорости. Рассчитаны на двух человек: инструктора и пассажира. Все необходимые действия по управлению аппаратом выполняет специалист или же подсказывает, как правильно набрать высоту и выполнить посадку без приключений. Подобный полет как никакой другой позволяет насладиться пейзажем и чувством высоты.

Полеты на тандемном дельтаплане обязательны перед тем, как приступить к освоению учебного. На этом аппарате ошибки в пилотировании редко приводят к неприятным последствиям.

Переходные

Такой аппарат выступает наиболее востребованным. Но для выполнения полетов на нем необходимы определенные знания и навыки. Он приближен к учебному по своим характеристикам, но скорость значительно больше. Да и вес его не мал, что усложняет управление аппаратом. Как следствие, увеличивается и оснащение.

Переходный дельтаплан способен поднять в воздух значительный вес — только масса пилота может достигать 115 кг. Он позволяет перейти с учебных полетов к профессиональным. Хотя, если не стремиться к спортивным рекордам, а летать лишь ради собственного удовольствия, то вполне можно довольствоваться этим аппаратом на постоянной основе.

Спортивные

Отличаются самой сложной конструкцией среди всех дельтапланов. Их цель — не комфорт полета, а высокая скорость, которая обеспечивается за счет вспомогательных приспособлений на крыльях. Техника управления таким аппаратом весьма сложна и под силу только опытным спортсменам. Для начинающих спортивный дельтаплан может оказаться попросту опасным.

При желании научиться профессиональному одиночному полету понадобится высококвалифицированный инструктор, который поможет разобраться во всех нюансах. Минимальная подготовка к первому самостоятельному полету занимает не менее шести месяцев. Делать первые попытки рекомендуется зимой, поскольку снег при необходимости смягчит неудачную посадку.

Источник

Поделиться с друзьями