Водный мотор без прав

На какую лодку не нужны права. Нужны ли права на лодку

  • 7 Января, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Управление транспортными средствами возможно при наличии государственных прав, выданных водителю. Но распространяется ли это на плавательные средства (официальное название лодок с моторами)? На какую лодку не нужны права? Рассмотрим этот вопрос с позиции ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам. Установим, какой водный транспорт необходимо регистрировать, на что не требуются права, как изменились нормативные требования в 2016 году, что обязательно должно быть на судне при встрече с инспектором.

Как было раньше?

Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.

До 2016 года все лодки с моторами по умолчанию считались маломерными судами. Следовательно, такое приобретение обязательно нужно было зарегистрировать в местном отделении ГИМС.

На учет необходимо было ставить любые лодки с мотором и/или грузоподъемностью более 220 кг. Если ваше водное средство попадало под данные условия, вы должны были и зарегистрировать его, и получать права на управление лодкой.

Когда нужны права на лодку с мотором? До 2016 года — если на вашем судне стоял двигатель мощнее 5 л.с.

Почему вышло обновление законодательства?

Все вышеперечисленное вело за собой довольно негативные последствия:

  • Нескончаемые очереди в ГИМС на регистрацию лодок.
  • Длительно оформление документов.
  • Оплата государственной пошлины за регистрацию даже маломощного средства.
  • Уплата налогов на транспортные средства стандартно в конце года.
  • Обучение управлению маломерным судном, сдача соответствующих экзаменов.
  • Прохождение медицинской комиссии для получения прав.
  • Оплата соответствующих пошлин (для получения прав).

Недовольства собственников моторных лодок привели к тому, что законодательство было пересмотрено. Сегодня все совершенно иначе.

Настоящее положение дел

В 2016 году наконец-то стало возможным управлять «моторкой» без прав. Такие устройства переставили называться маломерными судами. В их отношении стал применяться термин «плавательное средство».

Что считается плавсредством? Лодка, которая подходит под данные характеристики:

  • Вес менее 200 кг. Что тут берется в расчет? Именно вес самой лодки — без учета бака, пассажира и груза.
  • Мотор мощностью менее 10,88 л.с. (или 8 кВт).

Данное плавательное средство регистрировать в ГИМС не обязательно. И при соблюдении данных условий является законным управление моторной лодкой без прав.

Что изменилось?

Что касается грузоподъемности плавательного средства, она уже перестала иметь для ГИМС значение с введением новых правил.

На какую лодку не нужны права сегодня? На плавсредство, которое по вышеобозначенным характеристикам не подлежит госрегистрации.

Прежним осталось только обязательство уплаты налога на транспортное средство. Если на вашей лодке стоит мотор мощностью от 5 л.с., вы должны перечислять соответствующий взнос в госказну. Только сегодня всю необходимую информацию вы предоставляете в налоговую инспекцию самостоятельно.

Важно помнить и о том, что если ваше плавсредство не подлежит госрегистрации, вы не обязаны в текущем году проходить техническое освидетельствование.

Если вы встретитесь с инспектором, он не имеет права требовать от вас соответствующие документы. Как правило, специалист по надписям на моторе и самой лодке определяет, что перед ним: плавательное средство или же маломерное судно. Максимум, что он может потребовать от владельца лодки, — предоставить доступ к шильде на плавсредстве и его моторе.

Актуальное законодательство

На какую лодку не нужны права? Ответ на вопрос вы найдете в действующих на сегодняшний день нормативных правовых актах:

  • «Регламент МЧС РФ предоставления услуги по госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС РФ». Приказ российского МЧС №339 (2016).
  • «Правила госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ». Приказ российского МЧС №340 (2016).

Все это касается тех маломерных судов, что используются владельцами в некоммерческих целях. Эти новые порядки прекратили действие ранее имевшего юридическую силу Приказа МЧС РФ №500 (2005).

Что является маломерным судном?

Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?

Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:

  • Длина — не более 20 м.
  • Число пассажиров — не более 12.
  • Масса — более 200 кг.
  • Мощность двигателя — более 8 кВт (или 10,88 л. с.)

Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.

Регистрация

На какой лодочный мотор не нужны права? По самым актуальным требованиям ГИМС — мощностью менее 10,88 л.с. Давайте теперь проследим, какие требования к моторным лодкам изменились еще. Начнем с регистрации.

До введения новых положений МЧС России владелец мог зарегистрировать судно на собственный выбор:

  • По месту своего жительства.
  • По локации, где базируется судно.

Сегодня же процедура регистрации маломерного судна проходит по адресу прописки его собственника. Необходимо обратиться в любое из подразделений ГИМс на всей территории России.

Номер судна

На какую моторную лодку не нужны права? Если она подходит под характеристики плавательного средства. А именно: весит менее 200 кг (по ГОСТ Р ИСО-8666-2012) и имеет двигатель мощностью менее 8 кВт. В противном случае лодка признается маломерным судном, для которого обязательна и регистрация, и права.

Читайте также:  Форд фокус с мотором от приоры

Регистрируя маломерное судно по старым правилам (до 2016 года), вы получали специальный номер. В нем стандартно были 7 знаков: три буквы русского алфавита и четыре арабские цифры.

Судовладельцы наносили номер на оба борта своих лодок. При этом нужно было не нарушить следующие требования:

  • Расположение на 1/4 длины корпуса лодки от форштевня.
  • Весь номер обязательно должен был умещаться в одну строчку.
  • Высота указанных символов — не менее 150 мм, ширина — не менее 100 мм, толщина наносимых линий — не менее 15-20 мм.

В случае когда конструктивные особенности лодки не позволяли строго следовать данным требованиям, орган регистрации самостоятельно вырабатывал для данного маломерного судна индивидуальные предписания.

В настоящее время касательно номера вступили в силу следующие изменения:

  • Длина регистрационного номера маломерного судна — 11 знаков. Это две буквы русского алфавита, четыре арабские цифры, надпись на латинице RUS и двухзначный код субъекта Российской Федерации.
  • Располагается номер также — в одну строчку, на обоих бортах.
  • Геометрическая середина номера должна быть на 1/4 длины корпуса от форштевня.
  • Что касается высоты, ширины надписи, толщины линий, правила остались прежними.
  • Если вышеобозначенные требования не позволяет воплотить в жизнь конструкция судна, то индивидуальные правила выписывает специалист местного отделения ГИМС. Они также вносятся в судовой билет и реестр.

Длительность регистрации

Сегодня вполне легально можно путешествовать на лодке без прав и регистрации. Только она должна соответствовать характеристикам плавательного средства.

В ином случае вам придется зарегистрировать свое маломерное судно. Сколько времени на это требуется? До вступления в силу нововведений 2016 года с момента подачи всей необходимой документации в ГИМС нужно было ждать три рабочих дня.

Изменилось ли что-то сегодня? Нет. По новому законодательству срок предоставления государственных услуг со дня приема документации от заявителя до получения результатов — не более трех рабочих дней. Если специалистами в бумагах были обнаружены основания для приостановления оказания госуслуги, то срок регистрации маломерного судна продлевается до 30 рабочих дней. За это время владелец лодки должен исправить все неточности, предоставить правильно заполненные бумаги.

Снятие с учета

Обновление предписаний ГИМС стало неприятным моментом для тех владельцев маломерных судов, кто собирался снять свою моторную лодку с учета. Напомним, что ранее за исключение ее из реестра никакая плата не взималась. С 2016 года за снятие маломерного судна с учета вам необходимо оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей.

Небольшое обновление, на которое нужно обратить внимание. До 2016 года владельцы маломерных судов имели право наносить на борт изображение флага Российской Федерации. Но не обязаны были это делать.

С 2016 года государственный флаг РФ обязательно должен быть нанесен на борт маломерного судна, прошедшего государственную регистрацию.

Отказ в регистрации

Еще раз уточним, что в текущем году управление лодкой без прав возможно. Но в случае когда ее мотор не мощнее 10,88 л. с., а вес — не тяжелее 200 кг.

Если же вы являетесь владельцем маломерного судна, то наличие прав для вас обязательно. Как и прохождение государственной регистрации лодки. Однако в этом могут вам отказать при наличии следующих оснований:

  • Есть признаки того, что изменена, уничтожена маркировка, которую нанес строитель, производитель судна.
  • Заявитель предъявил документы, которые являются, по данным ГИМС, утерянными, похищенными.
  • Заявитель не явился за изготовленными бумагами, не внес необходимые изменения в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявки.

Что должно быть на плавсредстве?

Мы разобрались, нужны ли права на лодку, в каких случаях. В заключение представим читателю, что обязательно должно быть на борту его плавательного средства в соответствии с новыми требованиями законодательства:

  • Спасательные жилеты. Отсутствие их инспектор ГИМС не «простит». Более того, жилеты надеваются всеми, кто находится в лодке. Изделия должны быть красного или оранжевого оттенка, со светоотражающими элементами. Жилет также укомплектовывается свистком.
  • Нормы снабжения уже не применяются к моторным лодкам весом до 200 кг и мощностью двигателя до 10,88 л. с. У вас на борту, конечно, должна быть аптечка, якорь и весла. Но если этого не будет, то штраф все равно не будет выписан.

Наличие спасательных жилетов на борту важно не для инспектора ГИМС, а для владельца лодки и его пассажиров. Поэтому не следует доверять дешевым (до 1500 рублей) изделиям. Это страховочные, но не спасательные средства. В чем различия?

Спасательный жилет сконструирован так, что при падении в воду он перевернет человека на спину и будет держать на плаву. Даже если вы не умеете плавать или потеряете сознание. От страховочного жилета этого ждать не стоит. Если человек не умеет плавать или находится без сознания, шансы его на спасение здесь практически равны нулю.

Подведем итог. Сегодня вы можете управлять моторной лодкой, не имея прав, не проходя государственную регистрацию судна. Но в том случае, если вы владелец плавсредства с мощностью мотора не более 8 кВт (или 10,88 л. с.). В противном случае ваша лодка — маломерное судно, которое нужно зарегистрировать. Управление им невозможно без обучения, прохождения экзамена, медкомиссии и получения прав. Обратите внимание также на правила нанесения номеров, государственного флага на борта лодки. Как за постановку на учет, так и за снятие с него взимается госпошлина.

Источник

Лодочный мотор без прав и регистрации: максимальная мощность

  • 4 Декабря, 2020
  • Законодательство
  • Наталья Бекасова

Приобретение такого средства передвижения, как лодка, может принести ее владельцу не только радость освоения речных и морских просторов, но и большую головную боль. Лодка относится к имуществу, которое называется недвижимым. В отличие от движимых вещей, на большинство видов которых оформление прав собственности не требуется, недвижимые вещи подлежат государственному учету. Нужно ли регистрировать вашу покупку? Можно ли пользоваться лодочным мотором без прав на управление маломерным судном и не сдавать экзамены? Эти вопросы возникают у каждого владельца плавучего средства. Мало кто знает, что такие параметры, как масса лодки и мощность ее мотора, напрямую влияют на необходимость ее регистрации и получения удостоверения.

Читайте также:  Какие свечи мерседес 112 мотор

Классификация судов

Чтобы понимать, можно ли ездить на лодке без прав, какой лодочный мотор при этом может стоять на вашем судне, необходимо разобраться в ряде основных понятий.

При разделении судов по категориям в соответствии с их основными характеристиками учитывается множество признаков: назначение, класс двигателя, район плавания, материал корпуса, характер движения по воде, цель использования и др.

Классификация судов осуществляется на основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 102 «Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов» с целью получения оценки каждого судна на его соответствие установленным Правилам в части использования разрешенных при строительстве материалов, соблюдения технической документации, предотвращение нарушений экологической ситуации и другим.

О маломерных судах

Понятие «маломерное судно» используется и при покупке лодки, и при регистрации плавучего средства, и при прохождении процедуры получения прав на управление, и при техническом освидетельствовании. Что же оно в себя включает?

В России классификация судов по размеру определяет, что маломерным является судно, чья длина меньше двадцати метров, а максимальная численность людей, которые могут на нем разместиться, – не более двенадцати. В отдельных странах понятие «маломерное» может содержать иные показатели, но в большинстве случаев они совпадают с российскими.

Катамараны, катера, гидроциклы и моторные, гребные, парусные, надувные лодки относятся к маломерным суднам. Наиболее распространенный их вид – лодки. Это постоянный спутник всех любителей охоты и рыбалки, надежный помощник для поиска добычи в труднодоступных или отдаленных местах.

Лодка – это и возможность совершения водных прогулок, когда можно уединиться, расслабиться или провести время с друзьями и родными так, чтобы это запомнилось на всю жизнь. Отдых на воде – это особенная атмосфера и удовольствие! Многие люди предпочитают использовать лодки как средство повышения адреналина в крови: участие в любых соревнованиях на скорость или выносливость.

По определению, лодка – это небольшое по размеру судно, которое чаще всего используется в качестве транспортного средства на рыбалке, охоте, водных прогулках, перевозке грузов. Основными способом передвижения лодки являются весла или мотор. Лодки с подвесными моторами называются моторными, лодки со стационарными моторами – катерами. Оборудованные парусами лодки получили название парусных, одной из разновидностей которых является яхта – парусная лодка спортивного назначения.

Лодки строят из самых различных материалов: древесины, дюралюминия, пластика, композиционных материалов.

Особое место занимают широко распространенные надувные лодки, ранее изготавливаемые из резины, а в настоящее время для их производства используют современные лодочные ткани на базе поливинилхлорида. В основе ее конструкции лежит использование надувного баллона, который придает лодке бóльшую устойчивость и не позволяет ей пойти на дно даже при заполнении достаточным объемом воды. Они также бывают моторными и гребными.

Виды лодок

Существует более 50 видов и типов лодок. Наиболее популярные в России следующие:

  • рыбацкая надувная лодка с плоским, жестким или алюминиевым дном;
  • жестко-надувная лодка (отличается от надувной жестким корпусом и надувными бортами или фальшбортами);
  • шлюпка (беспалубная специализированная лодка для перевозки людей и спасения пассажиров и экипажа судна при форс-мажорных обстоятельствах);
  • баркас (морская небольшая лодка, рассчитанная на 14-22 человека);
  • ял (парусная, гребная или парусно-гребная лодка, используемая для работ недалеко от берега);
  • прогулочные, спортивные и рыболовные катера;
  • гоночные и прогулочные яхты;
  • байдарки (узкие длинные лодки, чаще всего используемые в гонках).

Что такое подвесной лодочный мотор

Чтобы лодка смогла выполнять те функции, для которых ее приобретали, чаще всего она оснащается мотором.

На маломерных судах в большинстве случаев используется подвесной лодочный мотор. Он представляет собой мотор, который фиксируется на имеющуюся на судне пластину, специально приспособленную для крепления мотора. Пластина имеет специальное название – транец, ее ширина равна лодочной корме, отличается особой жесткостью и прочностью для удержания тяжелого мотора при движении, а также гигроскопичностью, чтобы избежать намокания при попадании воды. На лодках различных конструкций транец может быть расположен в разных ее частях.

Главным преимуществом подвесного мотора перед стационарным является его мобильность: он легко снимается и не занимает места на судне. После окончания сезона хранить его можно даже в квартире.

Двигатели внутреннего сгорания, двухтактные или четырехтактные, в нашей стране получили наибольшую распространенность. Однако с целью сохранения окружающей водной среды в настоящее время двигатели подобного типа в отдельных регионах и местностях не допускаются к использованию, вместо них применяются практически бесшумные экологичные электродвигатели, которые могут питаться от аккумулятора.

Крепятся подвесные моторы жестко или гибко. В первом случае мотор на транце неподвижен, во втором случае он может поворачиваться вокруг осей (горизонтально или вертикально).

При наличии огромного многообразия подвесных лодочных моторов резонно задать вопрос: каким должен быть мотор на лодку без прав на ее управление и сколько сил в нем должно быть?

Мощность лодочных моторов

Мощность лодочных моторов измеряется в лошадиных силах. Выбор мощности мотора для своего судна осуществляется, исходя из габаритов изделия. Примерный расчет происходит по формуле: мощность = 1 л. с. x 30 кг перевозимого груза. Основные типы:

  • Маломощные моторы – от 2 до 10 лошадиных сил. На плавучие средства до трех метров длиной целесообразно ставить моторы до 5 лошадиных сил. Если длина лодки достигает 3,5 метра, то ей подойдет мотор мощностью 6-8 лошадиных сил.
  • Средней мощности – от 10 до 30 лошадиных сил. Такие моторы ставят тогда, когда предполагается перевозка от четырех пассажиров. При размере судна от 3,5 метра рекомендуется использовать мощность двигателя от 18 лошадиных сил.
  • Мощные – свыше 30 лошадиных сил. Такие моторы имеют широкий спектр применения: от длительных прогулок до перевозки пассажиров.
Читайте также:  Как правильно обкатывать лодочный мотор ямаха

Параметр мощности имеет одно из ключевых значений при возникновении или отсутствии обязательства на регистрацию водного транспортного средства и получения на него прав. Мощность лодочного мотора без прав на управление лодкой и регистрации ее при оформлении намного меньше мощности лодки с мотором, на владение которой права и регистрация нужны. Существует золотое правило: чем маломощнее мотор, тем выше шансы обойти бумажную волокиту. Ну а если хочется побыстрее, то нужно быть готовыми пройтись по инстанциям.

Какие моторы не подлежат регистрации

Согласно нормативным документам, лодочные моторы без прав и регистрации на управление судном должны соответствовать всем ниже обозначенным параметрам:

  1. Плавучие средства, на которые они устанавливаются, должны использоваться не для получения прибыли, то есть эксплуатация их может осуществляться исключительно в некоммерческих целях.
  2. Лодочные моторы применяются на плавучих средствах, масса которых не превышает 200 килограммов включительно.
  3. Мощность до 8 киловатт включительно — это мощность лодочного мотора, без прав и регистрации возможного в эксплуатации. 8 киловатт соответствует 10,8 л. с. Таким образом, максимальная мощность лодочного мотора без прав на управление транспортным средством не должна превышать 10,8 л. с.

В остальных случаях лодки с моторами и иные плавсредства подлежат регистрации.

Где можно посмотреть параметры лодки

В паспорте каждого вновь приобретаемого судна указываются его сухой вес и максимальная мощность двигателя, который может быть на нем установлен. Сухой вес – это вес лодки без любой клади, пассажиров, топливного бака.

Важно! Если вес лодки меньше двухсот килограммов, а мотор, который может быть на ней установлен, обладает мощностью 20 лошадиных сил, то вес мотора считается по весу четырехтактного двигателя в эти 20 лошадиных сил, даже если приобретается и устанавливается мотор в 5 лошадиных сил. То есть вес лодки учитывается не с фактически установленным мотором, а максимально возможным.

Мотор на лодку без прав. Сколько сил должно быть

Есть одно очень простое правило: в том случае, если ваш мотор не подлежит государственной регистрации и внесению в реестр маломерных судов, то и права на него получать не нужно. Разрешенная мощность лодочного мотора без прав на управление плавучим средством может иметь любой показатель до 8 киловатт.

Если вы решили выйти на прогулку на лодке с мотором, не подлежащим регистрации, то никаких документов при себе иметь не нужно. В случае если вас остановит инспектор, то он самостоятельно должен определить категорию плавучего средства по имеющимся торговым знакам, нанесенным на мотор лодки.

Нормативно-правовая база

А вот приобретать плавучее средство, не ориентируясь в законах, принятых о водном транспорте, не рекомендуется никому. Банальное «незнание закона не освобождает от ответственности» как никогда актуально при эксплуатации судна: оно может привести к выплате солидных штрафов, а порой более серьезным видам административного наказания. Владеть информацией о лодочных моторах, разрешенных без прав к эксплуатации, — значит, владеть необходимым минимумом знаний.

Главными документами, содержание которых необходимо знать хотя бы обзорно, а лучше не полениться и ознакомиться в части пользования маломерными судами, являются «Кодекс внутреннего водного транспорта», «Кодекс об административных правонарушениях», Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, ведомственный приказ МЧС России (от 29 июня 2005 года № 501), административный регламент на предоставление государственной услуги по получению права управления маломерными судами.

Документы эти были приняты с целью максимального приведения в соответствие с нормами международного права, правилами Всемирной торговой организации и Таможенного союза в области внутреннего судоходства законодательства нашей страны.

Кто следит за законностью использования лодочного мотора без прав

Если закон принят, то всегда найдутся и те, кто следит за его выполнением. В сфере учета водного транспорта это контрольно-надзорный орган — Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС), имеющая свои подразделения в каждом регионе Российской Федерации.

Даже из названия «контрольно-надзорный» сразу понятно, что вменено в обязанности ГИМС: в первую очередь, следить за исполнением требований действующего законодательства владельцами маломерных судов.

Сотрудники этого органа власти занимаются вопросами, касающимися всех аспектов, связанных с маломерными судами: разработкой классификационной сетки, регистрационным учетом плавучих средств, присвоением идентификационных номеров, ведением специализированного реестра и т. д.

И именно инспекторы ГИМС осуществляют плановые и внеплановые проверки, фиксируют административные правонарушения, выписывают штрафы за эксплуатацию лодочного мотора без прав на его использование, запрещают выход на воду в случае выявления различного рода нарушений.

Безопасность использования плавсредств

Совершенно не важно, являетесь ли вы владельцем лодочного мотора без прав на управление лодкой, где он установлен, или с полученным удостоверением, подлежащим или не подлежащим регистрации, главное, что должен делать любой собственник плавучего средства — это соблюдать правила речного судоходства:

  1. Знать основные законы в области внутреннего водного транспорта.
  2. Регулярно проверять техническое состояние своего плавучего средства.
  3. Соблюдать правила безопасного перевозки пассажиров.
  4. Обеспечивать наличие документов, установленных для каждой из категории судов.
  5. Иметь на судне спасательные средства.

При соблюдении всех требований ваша лодка действительно превратится в судно мечты, а время на изучение моторов, без прав и регистрации устанавливаемых на лодку, можно потратить на ловлю самой большой рыбы!

Источник

Поделиться с друзьями