Водомет для лодочного мотора салют

Подвесной водомет на базе мотора «Салют»

Хочу поделиться с читателями сборника опытом эксплуатации подвесного водомета на базе «Салюта». Мне представляется перспективной именно такая конструкция маломощного водомета — упрощенная приставка с осевым рабочим колесом и поворотом струи на 90°.

Основа приставки — корпус электрического центробежного насоса ЭЦН-Т. Рабочее колесо сделано из нержавеющей стали, с приварными лопастями толщиной 2,5 мм. Диаметр колеса 100 мм, шаг лопастей 35 мм, зазор между корпусом и колесом 0,5 мм. Вал колеса в корпусе водомета установлен на двух шарикоподшипниках и уплотнен с двух сторон резиновыми манжетами. Для смазки подшипников полость между манжетами залита нигролом. Чтобы защитить рабочее колесо от попадания крупных предметов, на нижнем заборном патрубке водомета установлена решетка. Диаметр выходного сопла — 50 мм. Спрямляющего аппарата мой водомет не имеет, и мне кажется, что при таких малых размерах он усложнил бы изготовление и вряд ли намного увеличил упор. А упор на швартовых получился вполне приемлемый—14 кг при 5000 об/мин. То, что он процентов на 40 ниже винтового, меня волновало мало — все-таки идешь не навеслах, а скорость надувной мотолодки с грузом в 300 кг равна 7—8 км/ч.

Вода на охлаждение двигателя подается по трубке из выходного сопла. Но такой вариант оказался не очень удачным — при длительном плавании по мелководью в 10—15 см глубиной трубка иногда забивалась илом. Поэтому при изготовлении такого водомета лучше оставить штатную помпу охлаждения.

При осмотре водометного движителя в конце навигации следов износа на рабочем колесе я не обнаружил. А вот на дюралевом корпусе есть небольшие задиры — от песка. И хотя упор заметно не снизился и дюралевый корпус может прослужить еще несколько навигаций, я его проточил под установку гильзы из нержавеющей стали.

Конструкция моего водомета позволяет быстро перейти и к винтовому варианту.

Источник

Водометная приставка для мотора «Салют»

После публикации в 13 номере (1968 г.) статьи О. В. Гаврилова и П. Е. Трегубенко о подвесных водометных моторах многие любители воспользовались описанной конструктивной схемой (с центробежным насосом вместо гребного винта) для изготовления водометных приставок к своим моторам. Одной из таких любительских разработок и являются предлагаемые ленинградцем Н. П. Молчановым чертежи приставки к «Салюту».

Преимущества водометного мотора перед обычными очевидны: движитель практически не выступает за днище лодки, ему не страшны удары о камни и плавающие предметы, нет опасности намотать на винт рыболовные снасти, благодаря отсутствию нижней конической передачи уменьшаются шумность и вибрация мотора и т. п.

Все это делает водометные моторы незаменимыми для рыбаков и охотников, обычно забирающихся в самые мелкие речки и лесные озера.

Как и Гаврилов в своем «Гноме», Н. П. Молчанов применил наиболее простую крыльчатку с прямыми лопастями. Вследствие низкого к. п. д. подобного насоса упор, развиваемый мотором, получается ниже, чем на гребном винте. Однако эта разность может быть уменьшена специальным профилированием лопаток, которое безусловно рекомендуется выполнить при большей, чем в данном случае, мощности моторов, где и потери мощности получаются относительно больше.

Из промышленных образцов подвесных моторов с водометом, подготавливаемых к выпуску, мы можем упомянуть «Нептун-В» — модификацию винтового мотора. Особенностью его конструкции будет осевой водометный движитель с горизонтальной осью вращения, размещенный в цилиндрической насадке. В этом случае более сложная конструкция мотора (сохранена коническая передача на движитель) может быть оправдана большей эффективностью осевого водомета, по сравнению с центробежным. Вес мотора 43 кг, мощность 16 л. с.

Вероятно, и конструкторам «Салюта» стоит подумать над водометным вариантом, что, безусловно, может расширить сферу применения мотора.

Водометная приставка имеет размер по диаметру 134 мм н по высоте всего 70 мм. Замена редуктора и гребного винта на приставку занимает три-пять минут, при этом требуется отвернуть всего три винта.

Ведущий валик и трубка подачи воды для охлаждения в рубашку цилиндра остаются на месте. Водометный движитель крепится винтами в освободившиеся резьбовые отверстия. Почти все детали приставки изготовлены из дюралюминия марки Д16Т, за исключением диска, штуцера водозаборника и корпуса подшипника, которые выточены из фторопласта или винипласта.

Вращающий крыльчатку валик установлен на двух шариковых подшипниках: верхний типа 4ГПЗ-6100 ∅10X26 мм, нижний — 4ГПЗ-6027 ∅7X22 мм.

Сделать водометную приставку может каждый, кто имеет некоторый опыт работы на станках. Изготавливая корпус, диффузор и заборную решетку, необходимо обратить внимание па ряд особенностей. Корпус водомета обрабатывается из семи центровых точек, а диффузор и заборная решетка — из двух. Если нельзя достать упомянутые подшипники, то следует изменить размеры выточек в корпусе и заборной решетке под любые другие.

Читайте также:  Лодочные моторы хонда электро

У штуцера, в который при сборке вставляется трубка подачи воды охлаждения ∅30 мм, необходимо подрезать с двух сторон фланец, а фланец корпуса верхнего подшипника подрезать с одной стороны по месту на корпусе. До сборки водомета надо в его корпусе изнутри поставить два винта для соединения корпуса водомета с дейдвудной трубой. Затем углубите до нужного размера отверстия под винты (лучше с потайными головками).

При сборке корпуса движителя (дет. 1) сначала устанавливается узел валика в собранном виде (дет. 5). Затем нужно вставить на место и закрепить двумя винтами водяной патрубок (дет. 9).

Корпус водомета крепится с дейдвудной трубой мотора тремя винтами — один сверху и два внутри корпуса. Головки винтов утапливаются так, чтобы они не мешали вращению крыльчатки (дет. 3). После соединения корпуса с мотором на валик крыльчатки надевается диск (дет. 8), улучшающий скольжение крыльчатки. Теперь в паз на валик ставим шпонку и надеваем крыльчатку. Ставим соответствующие шайбы и закрепляем их гайкой. Затянув гайку, проверяем плавность хода крыльчатки. Теперь можно поставить на место диффузор (дет. 2). Затем ставим заборную решетку (дет. 4) с нижним подшипником и закрепляем ее тремя винтами.

Осталось поставить носик (дет. 7). установить диафрагму (дет. 6), и можно делать запуск мотора с водометом.

Мотор с гребным винтом на полных оборотах- довольно сильно вибрирует и шумит. С водометной же приставкой вибрация даже при полном газе мало ощутима, намного уменьшается и шумность, мотор работает плавно и ритмично.

Длина мотора с приставкой на 10 см меньше, чем с винтом, что дает возможность эксплуатировать его на мелководных, засоренных водоемах. Хотя после переделки мотора скорость передвижения падает па 15—20%, для многих рыбаков этот недостаток с лихвой возмещается значительным повышением проходимости лодки.

В заключение хочу поблагодарить создателей мотора, достаточно мощного, легкого н экономичного. Мой «Салют» заводится с первой же попытки, на надежность тоже жаловаться не приходится.

Источник

Водомёт из лодочного мотора Салют


Конструкция водомёта из лодочного мотора Салют

Водометная приставка (конструкция Н. Молчанова) имеет размер по диаметру 134 мм и по высоте 70 мм. Замена редуктора и гребного винта на приставку занимает 3-5 минут, при этом требуется отвернуть три винта. Ведущий валик и трубка подачи воды для охлаждения в рубашку цилиндра остаются без изменения.

Водометный движитель крепится винтами в освободившиеся резьбовые отверстия. Почти все детали приставки изготовляются из дюраля марки Д16Т, за исключением диска, штуцера водозаборника и корпуса подшипника, которые вытачиваются из фторопласта или винипласта.

Вращающий крыльчатку валик устанавливается на двух шариковых подшипниках: верхний типа 4ГПЗ-6100 10×26 мм, нижний — 4ГПЗ-6027 7×22 мм. При изготовлении корпуса, диффузора и заборной решетки необходимо обратить внимание на следующие моменты. Корпус водомета обрабатывается из семи центровых точек, а диффузор и заборная решетка — из двух. Если нельзя достать упомянутые подшипники, то следует изменить размеры выточек в корпусе и заборной решетке на любые другие.

У штуцера, в который при сборке вставляется трубка подачи воды охлаждения Ø 30 мм, необходимо подрезать с двух сторон фланец, а фланец корпуса верхнего подшипника подрезать с одной стороны по месту на корпусе. До сборки водомета надо в его корпусе изнутри поставить два винта для соединения корпуса водомета с дейдвудной трубой. Затем углубить до нужного размера отверстия под винты (лучше с потайными головками). При сборке корпуса ( рис. 87 ) сначала устанавливается узел валика в собранном виде ( рис. 88 ).

Рис. 88 . Валик и крыльчатка
а — крыльчатка; б — валик.

Затем нужно вставить на место и закрепить двумя винтами водяной патрубок ( рис. 89 ).

Рис. 89 . Водяной патрубок, корпус подшипника и диск.
1 — корпус подшипника; 2 — водяной патрубок; 3 — диск.

Корпус водомета крепится с дейдвудной трубой мотора тремя винтами — один сверху и два внутри корпуса. Головки винтов утапливаются так, чтобы они не мешали вращению крыльчатки. После соединения корпуса с мотором на валик крыльчатки надевается диск ( рис. 89, 3 ), улучшающий скольжение крыльчатки. После этого в паз на валик нужно поставить шпонку и надеть крыльчатку, надеть соответствующие шайбы и закрепить их гайкой. Затянув гайку, нужно проверить плавность хода крыльчатки. Далее ставят на место диффузор ( рис. 90 ).

Читайте также:  Опель зафира дизель мотор

Рис. 90 . Диффузор.

Затем устанавливается заборная решетка ( рис. 91 ) с нижним подшипником и закрепляется тремя винтами.

Рис. 91 . Заборная решетка.

Далее ставят носик ( рис. 92 ), устанавливают диафрагму ( рис. 93 ) и приступают к испытаниям водомета.

Рис. 93 . Диафрагма.

Длина мотора с приставкой на 100 мм меньше, чем с винтом, что дает возможность эксплуатировать его на мелководье и в засоренных водоемах.

Источник

Обзор лодочного мотора Салют

Лодочный мотор «Салют» был результатом возросшей необходимости в лёгких подвесных двигателях, которые были бы более практичны, чем мотор «Стрела». Для байдарок и небольших разборных судов было нелегко устанавливать на борт «Стрелу» весом в 24 кг, а добавить сюда ещё горючее, то ноша будет весьма тяжёлой. Московский завод увидел необходимость в комплектации байдарок разборного типа собственного производства лёгким мотором и принялся за изготовление «Салюта».

Общее описание

Группа поршней на моторе «Салют» была взята из активно распространяемого двигателя для велосипедов – Д-5. Мощность стояла явно не на первом месте, так как мотор на лодку «Салют» получился мощностью всего 2 л. с., зато в 2 раза легче предыдущей линейки, вес 12 кг. Даже с учётом невысокой мощности любители водных прогулок и рыбалки заинтересовались моделью.

К сожалению, достоинств у конструкции было не слишком много, среди основных:

  • лёгкий вес;
  • насос, работающий по бесконтактной методике. В его основе использовалась крыльчатка из пластика;

Лодочный мотор «Салют»

  • в центральной части расположилась кнопка выключения «Стоп»;
  • простота и скорость ремонта.

Было выявлено значительно больше недостатков, часть из них может самостоятельно устраняться, а с остальными придётся мириться.

Из минусов:

  • значительные уровни вибрации, а она вредная не только для лодки, но и для здоровья человека, а также отпугивает рыбу;
  • в основе запуска лежало магнето типа МГ-103, но оно не могло создать условия для стабильного пуска. Необходимость модернизации системы зажигания привело к появлению лодочного мотора «Салют-М», а затем и «Салют-Э»;
  • в поддоне имеются большие высверленные отверстия, они не были препятствиями для проникновения волны в систему зажигания и в карбюратор. Подобная конструкция привела к высвобождению большого уровня шума;
  • система охлаждения использует воду за бортом, которая берётся через отверстия спереди дейдвуда со стороны встречного движения. Это провоцирует частое проникновение песка (при цеплянии за мелководье), в отдельных случаях наступают повреждения крыльчатки;
  • минимальное количество топлива, его достаточно всего для 1,5-2 часов функционирования. Даже дозаправка нередко вызывала трудности, так как горловина была небольшой, на ходу заправить крайне сложно;
  • лопасти гребного винта имели специфическую форму со значительной стреловидностью. Конструкция удачна в отношении водорослей, они практически не наматываются, но получился низкий КПД. Только в начале 2000-х годов был запушен выпуск моторов «Салют» на 2 л. с. с 3 лопастями, но это был сторонний производитель.

Завод учёл наличие недостатков конструкции и занялся модернизацией имеющегося агрегата. Активные разработки привели к созданию «Салюта-М». Дальнейшим кардинальным изменением было укомплектование мотора дейдвудом складного типа, такой двигатель стал называться «Спутник».

В большей мере лодочный мотор «Салют-М» на 2 л. с. стал отличаться конструкцией системы зажигания, теперь устанавливается МС-1. Некоторым пользователям она может быть знакома с МН-1, которая используется в моторе Нептун. Сходными деталями (они заменяемые) стали:

  • конденсаторы;
  • система прерывателя;
  • трансформатор ТЛМ-1.

После переработки старт на «Салюте» стал более устойчивым и качественным, запуск выполнялся чаще всего с 1-2 тычков. Жалобы все равно остались, хоть уже и в меньшей мере.

Ближе к концу 70-х годов была разработана новая система МБ-1, она используется для бензопил типа «Дружба» и «Урал», её переняли и разработчики мотора. Так появился лодочный мотор «Салют-Э». Без изменения конструкции маховика не удавалось установить новую систему зажигания, и было принято решение об уменьшении его размера и веса. Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели. Вариант со складным типом «ноги» стал называться: лодочный мотор «Салют-ЭС».

После обновления долгое время «Салюты» не были в массовом производстве, а появились только в 1983 году. Старт действительно стал более лёгким, но опытное использование конструкции системы зажигания показало неудачное расположение деталей между собой. С течением времени магниты, располагающиеся на маховике, начали размагничивать друг друга, соответственно, искрообразование снова становилось плохим.

Отдельно отмечается ненадёжность получения искры, так как часто выходил из строя тиристор КУ202М без специального кожуха. Зато заменить зажигание было несложно с помощью запчастей от электропил.

Череда неудач привела к появлению модели лодочного мотора «Салют-3», его особенностью стало использование бака для топлива внутри двигателя объёмом 3 л, а также складная конструкция дейдвуда. Она появилась в 1969 году.

Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели

В отношении внешнего вида и габаритов характеристики лодочного мотора «Салют-3» соответствуют изначальной модели, но изменения существенны, хоть и малозаметны:

  • увеличена мощность мотора до 2,5 л. с.;
  • повышение уровня сжатия с 5,7 до 7,2;
  • улучшена система наполнения цилиндра, следовательно, была улучшена тяга на швартовах;
  • продлена автономность работы до 3 часов (бак 3 л);
  • несъёмная конструкция капота, люк просто откидывается, это облегчает эксплуатацию;
  • усовершенствованы стабильность и качество питания;
  • изменения коснулись механизма пуска, так как прежний самоубирающийся трос требовал точной подгонки деталей, теперь система перенесена вниз, это значительно удобнее и надёжнее;
  • улучшения коснулись метода закрепления мотора и устройства обеспечения угловой фиксации к транцу. Ранее использовался неудобный болт, теперь устройство оригинальное и простое в использовании;
  • конструкция румпеля изменена для возможности откидывания на пол-оборота, это важно при реверсивном движении;
  • характеристики лодочного мотора «Салют-3» изменились в отношении уровня шума и вибрации, теперь снижено количество неудобств;
  • «нога» может складываться, это облегчает транспортировку двигателя.
Читайте также:  Объявления моторные лодки моторы

Практически неизвестный «Салют-4» был изготовлен в 1972 году, у него увеличена мощность до 2,5 л. с., дейдвуд может собираться. Значительно позже (в 1986 году) появился лодочный мотор «Салют-2С(Э)», который работает от внешнего бака и имеет складывающийся дейдвуд. Последние модели не поступили в массовую продажу, существуют лишь отдельные экземпляры лодочных моторов «Салют-2Э».

Технические характеристики мотора «Салют-2»

Технические характеристики мотора «Салют-2»

Среди основных параметров:

  • мощность – 2 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • вращение – 5000 об./мин.;
  • диаметр поршня – 38 мм;
  • величина хода – 40 мм;
  • ёмкость бака с топливом – 2 л, он строен;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час;
  • используемое топливо – АИ-76;
  • масса – 11,5 кг

Технические характеристики мотора «Салют-2Э»

Мотор «Салют-2Э» используется в качестве подвесного движителя на надувных лодках. Используется для водоизмещающего движения. Популярен для непродолжительных путешествий на рыбалку, отдых и охоту. Благодаря небольшим габаритам, лодочный мотор «Салют-2Э» может транспортироваться вручную. Ранее длина составляла 887 мм, теперь складная нога может уменьшаться до 327 мм. Для переноски в комплекте поставки присутствует специальный рюкзак.

Модель пользуется спросом благодаря электронному типу зажигания и простоте транспортировки, а в остальном полностью соответствует «Салюту-2». Лучший способ наглядно изучить действие лодочного мотора «Салют-2Э» – это изучить видео-обзор.

Технические характеристики мотора «Салют-3»

Многие характеристики лодочного мотора «Салют-3» оказались удачными:

  • мощность – 2,5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • ёмкость бака с топливом – встроенный на 3 л;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час.

Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»

Характеристики лодочного мотора «Салют-Э» и «Салют-ЭС» не отличаются ничем, кроме складного дейдвуда:

  • мощность – 2 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • вращение – 5000 об./мин.;

Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»

  • диаметр поршня – 38 мм;
  • величина хода – 40 мм;
  • ёмкость бака с топливом – 2 л;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час;
  • используемое топливо – А-72, А-76 с добавлением масла М-8В и М-8А из соотношения 25 к 1;
  • смазка – смесью топлива;
  • размер и диаметр винта – 140 и 118 мм;
  • высотность транца – 0,38 м;
  • масса – 11,5 кг;
  • габариты – 870х570х310 мм.

Технические характеристики мотора «Салют-Э»

Параметры конструкции не имеют отличий от предыдущей модели, кроме оговоренной складной ноги.

Отзывы владельцев

Сегодня существуют и относительно новые моторы «Салют-Э» с позитивными отзывами, но в отношении старых моделей нередко отмечается негативное впечатление из-за характерных проблем.

Технические характеристики мотора «Салют-Э»

Отзывы о лодочном моторе «Салют-Э»:

Алексей:

«Лично пользовался некоторое время мотором, но это „чудо техники“ сложно перенести долго. Он в 3 раза больше современного импортного аналога, шумит, как „Запорожец“, а порой сложно завести. С другой стороны, цена сильно привлекает, при готовности потерпеть можно сэкономить порядка 5 тыс. рублей и купить „Салют“, иногда практически бесплатно отдают».

Максим:

«Для охоты, рыбалки и даже небольшого путешествия „Салют-Э“ вполне хороший, но подходит только для владельца с невысокой требовательностью к комфорту. Уже свыше 2 лет пользуюсь, даже устанавливал на «Крым», он полностью помещается в моторный отсек. Качество изготовления значительно лучше остальных вариантов из СССР».

Дмитрий:

«Высокая шумность появилась вследствие недостатка охлаждения выхлопа. Для снижения уровня шума стоит сделать 2 дырочки в газопрёмнике, воды поступает больше, а она будет глушить шум. Немаловажным преимуществом являются и унифицированные запчасти, которые подходят с мопедов той эпохи. Его использовать можно бессрочно, только нужно проводить минимальные поддерживающие процедуры».

Источник

Поделиться с друзьями