Законно ли требование инспектора открыть капот

Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

Иногда после проверки документов, предъявленных водителем, сотрудник ГИБДД просит выйти из автомобиля и открыть капот. Данное требование несколько нестандартно и часто вызывает у сидящего за рулем недоумение. Как вести себя в подобной ситуации? Стоит ли выполнять указание, или можно отказаться?

Зачем «гаишнику» моторный отсек?

Пункт 31 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень процедур, которые уполномочены проводить полицейские. Инспектор ГИБДД вправе проверять не только документы (права, СРТС , полис ОСАГО ), но и регистрационные знаки, номера шасси, кузова, идентификационные символы (VIN-код). Кроме того, сотрудник ДПС может проводить оценку технического состояния эксплуатируемого (движущегося по дороге) автомобиля.

Идентификационный номер машины (VIN-код) во многих случаях проще всего считывается именно под капотом. Это и является причиной, по которой «гаишник» просит показать отсек. Некоторые инспекторы ГИБДД с подозрением относятся к старым автомобилям, особенно тем, которые выпущены отечественными производителями. Они предпочитают перестраховаться и поверить, исправны ли обозримые узлы и агрегаты. При выявлении поломки в отношении водителя составляется протокол по статье 12.5 КоАП РФ.

Нужно ли открывать капот для сотрудника ГИБДД?

Первое, что следует сделать — задать вопрос о том, зачем необходим осмотр. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у инспектора возникли подозрения. Возможно, у него на руках есть ориентировка на похожий автомобиль или распоряжение о проведении рейда . Такая процедура не подразумевает присутствия двух понятых, поэтому лучше не спорить: резкий отказ может затянуть процесс и вызвать у полицейского ненужные подозрения.

Чтобы обезопасить себя от возможных неправомерных действий, нужно воспользоваться видеокамерой в мобильном телефоне. Применение записывающих устройств почти всегда «дисциплинирует» инспекторов ГИБДД. Зная, что их действия фиксируются, даже самые суровые стражи порядка начинают вести себя более корректно.

Чето делать водителю?

Если выяснится, что неисправность автомобиля действительно присутствует, сотрудник полиции вправе временно задержать транспортное средство и направить его на специализированную стоянку . Забрать его можно будет только при помощи эвакуатора или после устранения неполадки. Стоимость перемещения и хранения машины возмещать придется водителю.

В случае обнаружения нечитаемых символов VIN-кода инспектор ГИБДД будет вынужден провести инструментальное исследование, что тоже повлечет некоторые временные затраты. Если есть уверенность, что номера не «перебивались», волноваться не стоит. Сотрудник ДПС убедится в их подлинности и позволит автовладельцу продолжить путь.

Ситуация, как и многие другие, двоякая. В законе нет четкого указания на то, что водитель обязан открывать капот по требованию полицейского. Однако у последнего права проводить проверку никто не отнимал. Поэтому лучше открыть капот, чем ввязываться в ненужную дискуссию.

Источник

Сотрудник ГИБДД требует открыть капот: где тут подвох и как правильно отвечать?

Не секрет, что инспектора нередко самоуправствуют, обыскивая салон автомобиля, требуя от водителя каких-то действий, не имея к тому достаточных оснований. К примеру, как бы вы себя повели, если сотрудник ГИБДД потребует открыть капот? Законно ли такое требование?

Согласно существующему регламенту МВД, инспектор может провести процедуру сверки номеров агрегатов. Хорошо, если такая сверка проводится быстро и с честной целью. Но мы же знаем, что часть сотрудников только и ищет повода «докопаться», чтобы «решить вопрос на месте», пользуясь юридической неосведомлённостью водителя . Например, проверяющий заявляет, что VIN-код не читается, после чего водитель может быть отстранён от управления, а автомобиль препровождён на штрафную стоянку.

Нужно отметить, что отказаться от открытия капота водитель права не имеет. Но осмотр должен проводиться в рамках закона – то есть с соблюдением важных формальностей . Требования к водителю должны основываться на конкретных пунктах ПДД, статьях регламента и закона. Попросите инспектора назвать статью закона, на основании которого он настаивает на каких-то действиях. Вряд ли сотрудник сумеет это сделать, давно привыкнув, что любые их прихоти тут же беспрекословно исполняются. Во-вторых, есть ещё ст. 27.9 КоАП, в соответствии с которой к досмотру должны быть приглашены два свидетеля. К тому же нельзя просто осмотреть что-то и захлопнуть капот или багажник. Необходимо ещё составить протокол.

Если же, видя ваше нежелание подчиняться незаконным требованиям, сотрудник начнёт угрожать, можно отзвониться на горячую линию ГИБДД по номеру, который присутствует на кузове патрульного авто. Не позволяйте греть на себе руки!

Читайте также:  Что находится под капотом автомобиля опель схема

А вам приходилось спорить с инспекторами по поводу соблюдения норм закона?

Источник

Законно ли требование инспектора ДПС открыть капот, по новому регламенту МВД?

Приветствую Вас, друзья!

Периодически мне на почту приходят интересные вопросы, и сегодня мы вместе с Вами разберем один из них — является ли законным требование инспектора ДПС к водителю открыть капот? Как реагировать водителю, и зачем инспектору ДПС исследовать подкапотное пространство? Разберемся, что по этому поводу говорит действующий регламент МВД, и найдем точный ответ на вопрос. Поехали!

Вопрос поступил от водителя из г. Ростова-на-Дону, Алексея, которому впервые в жизни довелось столкнуться на дороге не просто с проверкой документов, а просьбой открыть капот. Как на это реагировать, Алексей не знал, и подчинился данному требования. В итоге, пришлось потратить лишние 15 минут времени, т.к. инспектор ДПС проверил вин-код автомобиля, и попытался убедить водителя в том, что код «нечитаем». В итоге, водителя в конце концов отпустили, однако нервы эта ситуация подпортила прилично.

Ответ на вопрос: законно ли данное требование мы можем узнать из действующего регламента МВД от 20.10.2017г. (утвержден приказом №664). Действует данный регламент уже более года, однако предыдущий Приказ 185 прослужил более 10 лет, так что по этим меркам Приказ 664 ещё можно назвать новым, т.к. пока не все важные нормы данного закона изучены водителями.

В действующем регламенте МВД имеется пункт 93.1 по которому инспектор ДПС имеет право предложить водителю автомобиля пройти процедуру сверки номеров агрегатов и узлов .

В статье 84 в Регламента подобные требования не перечислены, однако инспектор ДПС имеет право на остановку автомобиля и проведение процедур сверок.

Сверка номеров является довольно простой процедурой, но она может повлечь за собой последующие необоснованные требования и придирки от инспектора. Вот что пишут на форумах водители, которым довелось столкнуться с данной ситуацией:

  • Сергей из г. Орла рассказал, как по требованию открыл капот своей машины и после беглого просмотра инспектором, вин-код был охарактеризован, как «нечитаемым». За этим последовала угроза поставить транспортное средство на штрафплощадку, а водителя отстранить от возможности управлять своим автомобилем;
  • Вторая история случилась с Владиславом из г. Магнитогорска и она оказалась еще более притянутой «за уши». После сверки номеров, инспектор ДПС «обнаружил» неисправность автомобиля, которая противоречит возможности безопасного управления транспортным средством на дороге.

К сожалению, мы не можем воспрепятствовать инспектору ДПС заглянуть под капот автомобиля. Однако существует законный способ, который сильно усложнит «работу» инспектора и в подавляющем большинстве случаев он сам откажется от такой затеи.

Как необходимо поступить водителю

Изначально потребуйте инспектора назвать пункт закона, по которому водитель обязан выйти из салона автомобиля и открыть капот автомобиля для проверки. В большинстве случаев, сотрудник ДПС не найдет как обосновать свое требование.

Далее можно сослаться на статью 27.9 КоАП, которая требует протокол осмотра автомобиля при присутствии двух или более понятых. В данном случае действия инспектора можно классифицировать понятием «досмотр» , которое ничего общего с осмотром не имеет. Осмотр – это лишь зрительное обследование транспортного средства и не более.

Выше была упомянута в Регламенте статья 39.1, согласно которой инспектор вправе только предложить, а не потребовать водителю выйти из автомобиля. Другими словами, водитель может просто отказаться выходить и закон будет на его стороне. Конечно, инспектор может потребовать открыть капот изнутри салона. Но, естественно, инспектор никуда сам лезть не будет и станет «давить» на водителя несуществующими нормами, чтобы он вышел и все сделал собственноручно. Главное не прогибаться и отстаивать свои права. Так вы потеряете некоторое время, зато перестрахуетесь от возможных неприятностей.

Источник

Законность требования сотрудников ДПС открыть капот

На выходных, мы с друзьями решили отправиться на дачу. Только выехали из города, и нас остановил инспектор ДПС. Мой друг сразу передал ему необходимые документы, гаишник посмотрел и потребовал открыть капот. За мои 10 лет водительского стажа, я вижу такую картину впервые.

К тому же, никто из нас не был пьян, и все документы были в порядке. Сотрудник полиции проверил вин код автомобиля, а после чего пожелал счастливого пути. Мы долго обсуждали эту тему, но никто так и не знал, в чем подвох такого требования. Ну, а теперь я хочу расставить все точки над «и», а также рассказать об этом вам.

Что говорят правила

Законодательство четко регламентирует все взаимоотношения между водителем и инспектором ДПС. Узнать обо всех правах можно в Административном регламенте. Но не будет полностью рассматривать этот документ, а обратив внимание на п. 93.1.

Исходя из данного правила, у инспектора есть полное право требовать показать номера агрегатов и кузова автомобиля, для проверки. Проверка заключается в сверке номеров, выбитых на деталях автомобиля, и занесенных в тех паспорт и СТС. Зачем они это делают? Так, полиция выявляет ворованные автомобили.

Читайте также:  Почему не закрывается капот ваз 21099

Что на самом деле

Вот подумайте, хочется ли гаишнику, просить открыть капот у каждого водителя, счищать грязь с деталей и сверять номера? Я думаю – нет. Опытные водители заявляют, что за такой процедурой, следует тщательная проверка вашей машины.

Обычно, события развиваются так:

  1. Гаишник находит неисправность чего-либо и придирается по этому поводу. Чаще всего это касается обладателей старых автомобилей. Там всегда что-то сломанное. А дальше инспектор начинает «раздувать из мухи слона», ссылается на правила, которые запрещают эксплуатацию авто с подобной поломкой. Все знают, для чего это делается.
  2. Еще, гаишник может «не прочитать» номер из-за большого скопления грязи и постарается забрать вашу машину на штрафстоянку. Якобы ему показалось подозрительным ваше авто. Дальше водитель «показывает ему номера в салоне», и все расходятся на мирной ноте.

Но у моего друга была новая машина. И придраться к грязным номерам у него не получилось. Дальше инспектор предложить проверить багажник, но мы то свои права знаем. И сказали, что багажник откроем только в присутствии двух понятых. Но искать свидетелей он не захотел и поэтому отпустил нас.

Что же делать

В случае досмотра номеров деталей, инспектору можно создать некие трудности.

  1. Попросите показать правила, которые обязывали бы вас выполнить данное требование. Ничего такого в этом нет, это входит в его обязанности.
  2. При досмотре автомобиля необходимо присутствие двух понятых. Напомните это ему, пусть ищет. Гаишник может сослаться, что это обычный осмотр, а не досмотр. Но разве вы должны делать что-то со своим автомобилем при осмотре? Нет. Вот именно.
  3. Водителю не обязательно выходить из машины и показывать где находятся номера. Ваша задача дернуть капот, а дальше пусть делает все сам. Многие гаишники не хотят пачкать руки и отпускают водителей.
  4. Еще как вариант, запросить документы сотрудника и записать все его действия на видеокамеру. Вам это разрешено делать, так что не стесняйтесь.

Как видите, в большинстве случаев, требование открыть капот – очередной развод. Лишь иногда инспекторы просят проверить номера, имея ориентировку на угнанное транспортное средство.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Источник

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне стало интересно, в чем тут подвох.

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  1. Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  2. Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.
Читайте также:  Как открыть капот ваз 2109 сломался тросик

В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Источник

Поделиться с друзьями